Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Фикх Что такое бид'а?

Слово «нововведение» (бид'а) в арабском языке означает: «введение чего-либо, чего не было прежде».

 

В исламской терминологии бид'а — это введение действия, убеждения, слова, относительно которого не имеется дозволения Законодателя в Коране, Сунне, иджме или кыясе, или которое не подпадает под общие основы и начала Ислама, или же введение чего-либо, не соответствующего всему этому или противоречащего ему.

Из этого определения следует, что при появлении какого-либо явления, слова или убеждения его изучают, и если на него указывает аргумент из Корана, Сунны, иджмы или кыяса, то оно признается дозволенным; если же на него не указывает ни одно из перечисленных доказательств, то следует определить, подпадает ли рассматриваемое под общие принципы Ислама и его основы или нет. Если подпадает, то оно также признается дозволенным и не является нововведением; если же не подпадает под действие перечисленных аргументов, то оно есть нововведение и заблуждение.

Основываясь на этом определении, мы можем согласовать  доказательства,   предостерегающие  от  нововведений и запрещающие их, как например слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам надлежит слушать и повиноваться, даже если вами будет править эфиопский раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить [долго], станет свидетелем больших распрей, так что при¬держивайтесь моей сунны и сунны моих сподвижников — не от-ступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение — это заблуждение» (в одной из версии хадиса добавлено: «а всякое заблуждение — в огне»), с доказательствами, дозволяющими хорошие нововведения и призыва¬ющими к ним, как слова Посланника Аллаха: «Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня». Если мы посмотрим на это разделение, то увидим, что первая часть призывает закладывать хорошие обычаи и тради¬ции, поскольку они [вытекают] из Ислама и приемлемы для его принципов, а вторая часть порицает закладывающего дурные обычаи, приводящие к греху, и это именно то нововведение и заблуждение, о котором говорится в первом хадисе.

Подобное разделение проистекает также из слов Посланника Аллаха, об определении нововведения: «Дело того кто введет в наше дело то, что не из него, будет отвергнуто»

(в другой версии хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто», поскольку этот хадис указывает, что «новое» делится на две категории:

1. новое отвергаемое: то, что, опираясь на логику хадиса противоречит религии;

2. новое принимаемое: то, что, исходя из обратного смысла хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто соответствующее нашему делу, или кто введет в наше дело то, что из него, то оно принимаемо», соответствует религии.

Под запретным новшеством подразумевается нововведение, противоречащее основам шариата или не имеющие подтверждения в шариате. То новое, что не противоречит шариату, не запрещено. Ученые определяют нововведение в шариате двумя способами:

Первое дает аль-Азз ибн Абд ас-Салям, говоря что все, чего не делал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) — новшество. Он поделил новшества по степени их запретности — дозволенности. 

В своей книге "Каваид аль-ахкям фи масалих аль-анам" (том 2, стр. 204) он пишет: "То, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), делится на: обязательное новшество, запретное новшество, желательное, нежелательное и разрешенное. Чтобы определить, каким является новшество, его сравнивают с нормами шариата. 

Если новшество соответствует обязательному, то оно обязательно, если запретному, то оно запретно, если желательному — желательно, нежелательному — нежелательно, разрешенному — разрешено". 

Имам ан-Навави подтверждает это. Как передает его слова аль-Хаджар ибн Хафиз в "Фатх уль-Бари" (том 2, стр. 394), имам ан-Навави сказал: "Все, чего не было в его (Пророка) время — новшество. Но из этого есть хорошее и не только". Второй вид определения — это когда понятие нововведения применяют только в отрицательном его значении. То есть шариатское понятие новшества более узко, чем языковое значение этого слова. Обязательное, желательное, нежелательное, разрешенное не называется новшеством, как у аль-Азза. В соответствии с этом определением, нововведением называется только запретное. Из ученых, защищающих эту точку зрения Ибн Раджаб аль-Ханбали (ханбалит). 

Он пишет в книге "Джами аль-улюм ва-ль-хикам" (с. 223): "Нововведением называется то новое, чему нет основ в шариате. То, чему в шариатском законодательстве можно найти основу не считается нововведением, даже если это можно назвать так с точки зрения языка". В действительности оба способа определения согласуются друг с другом в определении сути нововведений. Расхождение касается того, что относить к нововведениям в шариате. При этом оба определения согласны в том, что порицаемое нововведение — это то, которое не имеет основы в шариате, и совершение которого является прегрешением. Именно об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): "Всякое нововведение является заблуждением" (Куллю бид'а даляль). Хадис приводится имамом Ахмадом в "Муснаде" (том 3 стр. 310) и Муслимом в "Сахихе" (том 2 стр. 592). Именно таково правильное понимание, которого придерживаются ученые — факихи и имамы уммы. Аль-Байхаки 

В книге "Авакиб аш-Шафии" передает слова имама аш-Шафии: "Есть два вида нововведений. Первый — это когда нововведение противоречит Корану, Сунне, преданиям и единогласному мнению ученых. Такое нововведение — даляль (заблуждение). Второе — это то хорошее, что вновь появилось, и не противоречит ни одному из упомянутых источников. Такое новшество — не порицаемо". Также эти слова передает Абу наим в "Аль-хуллия" (том 9, стр. 113). Имам аль-Газали сказал в книге "Ихья улюм-ут-дин" (том 2, стр. 248): "Не все новое запретно. Запретно только то, что противоречит достоверной Сунне и шариатским постулатам". Ибн аль-Асир пишет в книге "Ан-нихая" (том. 1 стр. 80): "Нововведение бывает двух видов — нововведение правильного пути и нововведение пути заблуждения. То, что противоречит тому, что приказывал Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) — это порицаемо и запретно. А то, что можно отнести к разрешенному и поощряемому — то это приветствуется, даже если этому нет примера в прошлом, как проявление щедрости, совершение добрых дел — все это относится к восхваляемому. Такие нововведения не могут противоречить шариату. Потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Кто ввел хороший обычай, будет получать вознаграждение всех тех, кто следует этому обычаю". И далее сказал также: "кто ввел плохой обычай, получит воздаяние за грехи тех, кто ему следовал". То есть такой обычай, который противоречит тому, что повелевает Коран и Пророк (мир ему). Сюда же относится высказывание Умара (да будет им доволен Аллах) : "Славно это нововведение!", когда он назвал нововведением доброе дело (чтение молитвы "таравих") и похвалил его. Пророк молился эту молитву лишь несколько ночей, а затем перестал делать это и не собирал для этого людей. Абу Бакр во время своего правления не практиковал ее, а Умар ввел ее и поощрял ее совершение.

Поэтому он назвал ее новшеством, хотя по сути это сунна, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): "Следуйте моей сунне и сунне праведных халифов после меня". И его словами: "Берите пример с тех, кто после меня — Абу Бакра и Умара". Подобным же образом толкуется хадис "Всякое нововведение является заблуждением". Имеется ввиду нововведение, противоречащее Шариату и Сунне".

Таким образом, позиция ученых на протяжении веков заключается в том, что не каждое новшество запретно. Новое либо согласуется с основами шариата в общем их понимании — и в этом случае является законным, пусть даже не будучи упоминаемым в текстах, — либо противоречит ему, и является незаконным. При этом можно называть это нововведением или нет — суть не меняется. Утверждение же о том, что всякое нововведение — хорошее или плохое — запрещено — ложно и не заслуживает внимания.

 

Материал подготовлен сайтом as-sunna.ru

 


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция