Хадис дня


Разделы

Вход



Сейчас на сайте

Сейчас 84 гостей онлайн

Полезные виджеты

Главная Личности

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов 'Абд ар-Рахмана III (912–961), Хакама II (961–967) и Хишама II (976–1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина.

 В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей. Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей — Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са'ида ибн 'Абд Раббихи, Абу 'Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, 'Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др. Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн 'Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом 'Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра', неподалёку от Кордовы.

 Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г., недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в.

 Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений. Самое главное из них – тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави» («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

 Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат. Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению – мало, и особенно в хирургии.

Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга – четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

 Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран – гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его.

Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике. Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др.

 При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты. Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения. Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт.

 Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством 

 

Казикумух или, как его сегодня называют, Кумух издавна являлся не только историческим центром лакцев, но и родиной множества богословов и праведников. Даже атеистическая идеология коммунистов, особо свирепствовавшая в этих краях, не смогла стереть из народной памяти имена этих благородных и праведных людей. Чего стоит имя одного лишь Джамалуддина Казикумухского – выдающейся личности эпохи Кавказской войны и шейха Накшубандийского тариката.

 

Какая страна сегодня является лидером в области робототехники? Без сомнения, это Япония, в этом японцы обошли даже научно продвинутый Запад. Сегодня чуть ли не каждый день из средств массовой информации можно узнать о создании того или иного «чуда» техники, которое призвано упростить жизнь человека в самых различных областях его деятельности. Но, как ни странно, первым изобретателем программируемого робота был отнюдь не Запад и даже не Япония, а мусульманский Восток, и сделано это было аж 800 лет назад, в эпоху Исламского возрождения, в начале XIII века. 

 

Религия во все времена была и продолжает оставаться в центре человеческого внимания. А это значит, что знания религии необходимы не только для знакомства с историей человеческой культуры и быта, но и для понимания современной жизни.

Современная наука говорит о том, что Земля – это мельчайшая песчинка в бескрайном космосе, наполненном миллиардами галактик, в каждой есть миллиарды звёзд, более или менее похожие на наше Солнце. Поверхность этой песчинки – Земли – покрыта тонким слоем жизни. В нём живут люди и многообразный животный мир.

 

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Знание – это сокровищница, ключи от которой – вопросы. Вы спрашивайте, поистине, в этом польза для четверых: спрашивающему, ученому, слушающему и любящему их всех».

Нет ничего лишенного мудрости.

 
Еще статьи...

Аят дня


Новости

Маджлис в квартальной мечете город Хасавюрт
 15 сентября, в городе Хасавюрт прошёл очередной маджлис под руководством заместителя председателя совета имамов г. Хасавюрт ...
44 0

Пятничная проповедь микро район
14 сентября, сотрудник отдел просвещения при муфтияте РД по Хасавюртовскому региону Усман Шейхов провёл пятничную проповедь ...
34 0

14 сентября сотрудник регионального отдела просвещения при муфтият РД Усман Шейхов принял участие в совещании посвящённое ...
40 0

Благотворительный сбор для дорожных работ
Имам  Хасавюртовского района Раджаб Ханмирзаев и руководитель отдела просвещения при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе ...
60 0

Трансляция

Трансляция


Трансляция

кнопки социальных сервисов

Рейтинг исламских сайтов