Если в одной точке мира увидели луну, почему нельзя всем людям, в том числе, и в Дагестане, начать держать пост в один день?
- Этот вопрос, который накануне месяца рамазан задают почти все мусульмане. Некоторые строго следуют решению главного кади, муфтия республики Дагестан, и спокойно, без сомнений и споров, уповая на Всевышнего, начинают держать пост.
Некоторые считают себя умнее других, начинают держать пост раньше, чем другие мусульмане. Они имеют на это право, если есть на это шариатские доводы, но было бы неплохо, если бы они об этом молчали и не говорили другим, чтобы у тех не возникали вопросы: а почему они (алимы) сами начали держать пост вчера, а нам сказали держать сегодня? А некоторые имамы, которые ждут начала месяца рамазан, чтобы дать знать о своем существовании, фанатично ждут, пока луна упадет им в руки и только потом начинают держать пост.
Мусульманам, которым не хватает разума следовать за словом муфтия и со спокойной душой, без споров и обвинений других начать держать пост, хочется сказать: среди великих имамов, известных ученых, которые были раньше, всегда в определенных вопросах были разногласия, но ни один из них не обвинял другого в невежестве или в заблуждении, чего не скажешь о некоторых сегодняшних так называемых алимах.
Каждый мусульманин должен понять, что Коран — это речь Всевышнего, а хадисы — изречения нашего Пророка (мир ему и благословение), и чтобы понять Коран и хадисы, на которых зиждется наша религия, человеческий разум слаб, поэтому алимы установили десятки разделов наук, только изучив которые становится возможным хоть как-то понять Коран и хадисы.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разногласия имамов (алимов) — милость для всей уммы». То есть разные мнения алимов, которые есть, это и есть милость Аллаха для людей. Это подобно многочисленным ветвям на дереве и ствол этого дерева — Коран и хадисы, и за кем бы из этих признанных алимов мы не последовали, мы в итоге следуем за Кораном и хадисами.
Теперь перейдем к сути вопроса.
По мнению трех имамов Абу Ханифы, Малика и Ахмада, когда в одной точке мира увидят луну и утвердят это, то все люди во всем мире обязаны держать пост.
По мнению имама аш-Шафии, когда в одной точке мира увидят луну и утвердят это, то все люди, находящиеся в одном часовом поясе с этим местом, где увидели луну, обязаны держать пост. В одном часовом поясе те места земного шара, где восход и заход солнца и луны бывает в одно и то же время.
Некоторые алимы говорят, что в радиусе 123 километров и меньше восход и заход солнца и луны не может быть в разное время.
Доводом того, что люди в другом часовом поясе не обязаны держать пост в один и тот же день, является переданное имамом Муслимом от Курайба. Он (Курайб) сказал: «Я видел луну в Сирии, потом я прибыл в Медину и ибн Аббас спросил меня: когда у вас увидели луну? В пятничную ночь, ответил я. Он спросил: «Ты видел луну?». Я ответил: «Луну видел я и другие люди, и все мы, в том числе, и Муавият (сподвижник) в пятницу начали держать пост». Тогда ибн Аббас сказал: «А мы увидели луну в субботнюю ночь, и начали держать пост с субботы, и отсчет месяца будем вести с субботы». Я спросил тогда у него: «Разве тебе не достаточно того, что Муавият увидел луну в пятничную ночь и начал держать пост в пятницу?». Он ответил: «Нет, не достаточно, так учил нас Пророк (мир ему и благословение)». Пророк (мир ему и благословение) говорил, чтобы пост начинали держать именно тогда, когда увидят луну, даже если в другом месте, (которое не в одном часовом поясе) луну увидели раньше.
Всем алимам и имамам республики Дагестан следует понять, что есть законно избранный муфтий, который по праву, данному ему Шариатом, принимает решение, когда начинать держать пост и когда завершать пост в месяц рамазан.
Для принятия такого решения не нужно иметь колоссальных знаний, такое решение может принять любой алим, который разбирается в вопросах фикха (право и закон), но алимов и имамов много и у всех свое мнение, и хотя у них есть право на это мнение, но надо учитывать, что у простых мусульман может сложиться плохое мнение об алимах и об Исламе из-за этих разногласий.
Алимы и имамы должны следовать за муфтием. Ведь мы не можем, например, с помощью СМИ объявить, чтобы все мусульмане республики Дагестан начинали держать пост именно в тот день, когда начинает держать пост имам определенной мечети, так как мы не имеем такого права.
Также всем простым мусульманам следует понять, что нет ничего плохого и незаконного в том, что люди в разных городах в разные дни начинают держать пост месяца рамазан.
Это было всегда и люди не обвиняли друг друга, не ссорились, не обижались из-за этого, как сегодня, потому что они понимали этот вопрос.