Безгрешность — это одно из качеств пророков и посланников Всевышнего Аллаха, которым обладают только они. Мудрость этого заключается в том, что пророки посланы от Аллаха к людям для обучения их религии, и малейший грех, исходящий от них, становится причиной утраты доверия к ним и портит основы религии, с которой они были ниспосланы. Поэтому никто, кроме пророков и посланников, не может обладать качеством «безгрешность», будь это его сподвижники или праведники.
Но есть также еще одно качество как «сохранность», которым Аллах одаривает своих любимых рабов «авлия». И одной из крайностей, в которую впадают люди, является то, что они начинают думать, что их шейх является безгрешным — это убеждение само по себе очень ошибочно и ведет к очень опасным последствиям. Другая же крайность состоит в том, что некоторые не понимают сути качества «сохранность» и начинают осуждать какие-то действия своих шейхов, которые по их мнению являются «ошибкой».
Для пояснения этого вопроса мы приведем слова имама Кушайри, да смилуется над ним Аллах, с комментариями известного на весь мир шафиитского ученого, факиха, учителя таких имамов как Ибн Хаджар аль-Хайтами и аш-Шаарани, имама Закария аль-Ансари, да смилуется над ними всеми Аллах.
(Текст имама Кушайри будет выделен жирным, а комментарий имама Закария аль-Ансари будет без выделения).
Имам Кушайри пишет в своей «Рисалат»:
«Не следует мюриду быть убеждённым в безгрешности шейхов — даже если те и будут защищёнными [от ошибок],
- потому что это противоречит истинному положению дел. А также потому что у него появится отвращение к ним, и он перестанет получать от них пользу, если они совершат ошибку. Разница же между безгрешностью и сохранностью состоит [в том, что] безгрешность препятствует допущению совершения греха, а сохранность не препятствует этому, но, однако, Аллах защищает кого угодно и оставляет кого угодно. Так как ошибки приближенных людей (авлия`) не наносят вред основам религии, в отличие от [ошибок] пророков.
Поистине, му`джизаты[1] пророков указывают на их безгрешность в том, что они рассказывают от Всевышнего Аллаха, а также в тех их поступках, которые совершаются в форме таклифа[2] . Из вышесказанного становится ясно, что у мюрида нет права иметь убеждение в безгрешности своего шейха.
Наоборот, для него обязательно оставить их и их положение и придерживаться хорошего мнения о них
- в том, что он посчитал истинным, и воздержаться от обсуждения того, что он посчитал ошибочным. Если же он захочет устранить с себя сомнение, то пусть спросит их об этом в форме вопроса, а не в форме возражения, дабы не оставили они его без ответа. Также, если их ответ покажется неубедительным для него, ему не [следует] задавать уточняющий вопрос в форме возражения, а следует сказать: «я не понял» — и они, иншаАллах, повторно дадут ему [ответ] более понятными словами.
[Также он должен] соблюдать границы Аллаха
- то есть придерживаться границ, которые очерчены для него в форме повеления (амру) и запрета (нах`ю).
И знание - постановлений Всевышнего Аллаха -достаточно для него, чтоб отличить похвальное от порицаемого».
Резюме: из вышеприведенного текста нам стало ясно:
1- Безгрешность — это качество пророков, и описывать им кого-либо другого является ошибочным и противоречит акыде мусульман.
2- Нам не следует вдаваться в комментарии действий шейхов, которые нам кажутся ошибочными.
3- У нас есть ясные установления Шариата, по которым мы можем узнать, что есть правильно, а что нет, и которым мы должны следовать.
Да одарит нас Аллах пониманием в религии и соберет нас всех с Пророком, мир ему и благословение, в Раю Фирдавс. Амин!
Подготовил: Муса Багилов
Talib
------------
[1] Му`джизат- чудо, совершаемое пророком в доказательство истинности своего утверждения о миссии
[2] Таклиф, согласно самому верному мнению, — это возложение на человека шариатских обязательств, которые тяжки для нафса.