Посещение сыном короля и министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом Санкт-Петербургского экономического форума и его встречу с Владимиром Путиным российские СМИ назвали главной сенсацией мероприятия.
Это первый визит саудовской правительственной делегации в Россию после четырех лет напряженности, вызванной противоположными подходами сторон к конфликту в Сирии.
Более того, оно проходит на фоне резкого ухудшения отношений между Москвой и ключевым союзником Эр-Рияда — Соединенными Штатами.
Арабист Вадим Семенцов полагает, что разногласия по Сирии последнее время несколько утратили актуальность, так как режим Башара Асада доказал свою жизнеспособность, а ввиду относительных успехов опасного и неуправляемого "Исламского государства" у Запада и монархий Персидского залива возникли определенные сомнения, надо ли его свергать, по крайней мере, сейчас.
"Сегодня все видят, что Сирия — это тупик, и до любого решения далеко", — заявил Семенцов Русской службе Би-би-си.
Зато у саудовцев накопились претензии к США в связи с возможным снятием санкций с Ирана, которое в Эр-Рияде рассматривают как нежелательную уступку его главному региональному конкуренту.
"Им не нравится то, что Обама заигрывает с Ираном, и на этом фоне они ищут другие опоры", — указывает эксперт по Ближнему Востоку Елена Супонина.
"Саудовцы обеспокоены усилением позиций Ирана в связи с йеменскими событиями. А США хотят добиться сделки с Ираном, поскольку Бараку Обаме желательно завершить свое президентство каким-нибудь видимым внешнеполитическим достижением", — говорит Вадим Семенцов.
По оценкам аналитиков, речь идет не о переориентации на Москву, а о демонстрации недовольства Вашингтону, чтобы побудить его больше считаться с партнером.
"Саудовская Аравия всегда находилась в орбите США, и с нее не сойдет, хотя хочет несколько сбалансировать внешнеполитические связи", — считает Елена Супонина.
"Политические и личные отношения между США и саудовским руководством слишком давние и прочные. Саудовцы, видимо, пытаются как-то нажать на них, но стать альтернативой Америке Россия для Эр-Рияда не может", – уверен Вадим Семенцов.
"Популярность политики России на Ближнем Востоке возросла, — заметила Елена Супонина. — После присоединения Крыма многие арабы радовались: кто-то говорит "нет" Америке! Но это на полудетском эмоциональном уровне, а серьезные политики тщательно все взвешивают".