Будущий имам Чечни и Дагестана Шамиль родился 26 июня 1797 года (1 мухаррама 1212 года) в селении Гимры в семье узденя Денгасул Мухаммада. В детстве Шамиль часто болел и был слабым ребёнком, но, после того как поменяли его первое имя Али на имя Шамиль, он выздоровел и постепенно становился сильным и умным юношей.
Никто из сверстников не мог победить его в беге, прыжках, борьбе, и уже в те годы среди койсубулинцев он прославился как лучший в округе пловец. Если Шамиль встречал на узкой улице нагруженного дровами ишака, то перепрыгивал через него.
С малых лет дядя по матери научил Шамиля читать Коран. Когда Шамилю исполнилось десять лет, отец отправил его обучаться шариатским наукам к Газимухаммаду, жившему по соседству. С детства Газимухаммад и Шамиль были вместе как братья. Вместе они обучались религиозным наукам у Хаджимухаммада из Ирганая, затем у Саида Араканского. Шамиль также учился в аулах Буцра, Тануси, Кудутль, Чиркей, Цоботль (Зубутли), Хахита и Балахани.
Смелость, решительность и храбрость Шамиля
Отец Шамиля любил выпить. Это пристрастие отца Шамилю очень не нравилось. Его раздражало, когда отец приходил домой пьяным. Сколько бы ни говорил ему об этом Шамиль, отец не хотел отказываться от запретного напитка. Тогда Шамиль поклялся, что если ещё раз увидит его пьяным, то бросится со скалы в реку. Зная характер сына, Денгасул Мухаммад покаялся и с того дня бросил пить.
Произошёл такой случай с Шамилём, когда он учился в медресе аула Кудутль. К нему подошёл молодой человек по имени Махулав и сказал: «Я слышал, что ты самый сильный борец среди койсубулинцев. Я хочу побороться с тобой, чтобы удостовериться в этом». Шамиль ему ответил: «Я не такой уж сильный бopeц, как тебе рассказали. У меня нет желания бороться с тобой, оставь меня в покое!» Махулав подумал, что Шамиль испугался, и начал его дразнить. Друзья сказали Шамилю, что тот не отстанет и лучше будет ему побороться с ним. Когда они поднялись на плоскую крышу мечети, Шамиль и Махулав тут же бросились друг на друга. Махулав мгновенно ухватился за пояс Шамиля и головой ударил его в грудь. Шамиль держал его со спины за рубашку. Но удар головой, нанесённый Махулавом, был такой силы, что захрустели кости грудной клетки. Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол и, наступив коленом на живот, сказал: «Вставай, если ты мужчина!» После этого случая Шамиль болел целый месяц.
Однажды Газимухаммад и Шамиль беседовали о плавании. Газимухаммад сказал, что ещё никто в их ауле не смог переплыть место слияния двух рек. Воды в этих реках бурлили и, ударяясь о скалы, образовывали сильный водоворот. Шамиль сказал, что он сможет переплыть на другую сторону. Газимухаммад предупредил: «Ты хороший пловец, но трудно будет выбраться из водоворота и добраться до другого берега» Шамиль ответил: «На все воля Аллаха. Суждено — переплыву, а если нет — погибну». Газимухаммад и Шамиль вместе со сверстниками отправились к реке. Шамиль снял с себя одежду и бросился в воду, туда, где, сливаясь друг с другом, две реки образовывали бурный водоворот. Долго бился Шамиль с могучими волнами Койсу, попадая то в один омут, то в другой. Крутили пловца и подводные течения, заставляя выныривать из пучины. Наконец он вырвался из омута и поплыл к берегу, но каждый раз стремительный поток уносил его на середину. В какой-то момент Шамиль исчез из виду, и растерянный Газимухаммад сказал: «Мы лишились своего друга». В этот момент Шамиль, на миг потеряв надежду на спасение, начал читать шахаду. Затем он, собрав последние силы, доплыл до берега. Все, кто это видел, были восхищены его победой над стихией.
Хорошие качества Шамиля
Шамиль всегда старался радовать мать. Довольная им, она часто просила Аллаха: «О Аллах, ты возвысь моего сына, сделай его человеком высокого уровня». Уже будучи имамом, Шамиль говорил: «Наверное, Аллах принял молитвы моей матери».
Однажды, когда Шамиль был ещё мутаалимом, вечером в месяц рамадан он вместе с такими же мутаалимами находился в мечети другого аула. У каждого в руках было по три комочка толокна, полученного ими в качестве садака. В мечеть зашёл нищий и попросил у них еды, но никто не хотел поделиться тем, что оставил на ранний завтрак перед началом поста. Шамиль же в темноте подошёл к нему и положил в ладонь два комочка. Нищий промолвил: «Да возвысит Аллах твою ступень!» Позже, уже будучи имамом, Шамиль говорил, что тот нищий, возможно, был Пророком Хизри (мир ему).
В другой раз со своими сверстниками Шамиль отправился в далёкий горный аул учиться в медресе. Местом для ночлега у них стала мечеть, так как в то время не было таких условий, как у нас, не было специальных зданий, общежитий. Через некоторое время один из друзей заметил, что ещё за два часа до утреннего намаза Шамиль встаёт и куда-то выходит, а возвращается через час. Когда тот рассказал другим про это, ребята решили тайком проследить за Шамилём. Они подумали, что у него появилась девушка, в которую тот влюбился. В положенное время все мутаалимы легли спать, но никто из них не собирался этого делать, а только притворялся спящим. И когда Шамиль встал и вышел, они отправились вслед за ним. Шамиль направился на окраину села и зашёл в полуразваленный дом. Вскоре он выходит оттуда с двумя кувшинами, направляется к роднику и, наполнив их, опять заходит в дом. Через полчаса Шамиль вышел оттуда и спешно направился в сторону мечети. Уверенные в том, что в доме находится возлюбленная Шамиля, студенты зашли, и не было предела их изумлению, когда они увидели старуху, которая еле могла ходить по комнате? Дело было так: когда Шамиль прибыл в это село, он в первую очередь расспросил, есть ли в селе тот, кто нуждается в помощи. И его привели к этой старухе, у которой не было ни детей, ни родственников, которые ухаживали бы за ней. Тогда будущий имам тайком от друзей стал ходить к ней, набирал для неё воду, после убирал в её комнате и потом возвращался в мечеть. Таким был Шамиль ещё в юном возрасте.
Красноречие и остроумие имама
Рассказал сообразительный и разумный Мухаммад Касыр (Короткий) Эндиреевский Мухаммад Тахиру Карахскому следующее: «Начальство русских хотят проявить уважение к Шамилю и возвеличить его, они не хотят его унизить и сделать презренным. А доказательство этому в следующем. Между мною и князем Чавчавадзе — дружба. Однажды, уже после отъезда Шамиля отсюда к русскому царю, я посетил князя и встретил там учёного, бывшего ранее приближённым у Шамиля и часто его заменявшего. Чавчавадзе усадил меня подле себя и, положив руку на моё плечо, спросил: «Почему ты не спросишь меня о твоём приятеле Шамиле?» Я ответил: «Поистине, я не знал, что ты побывал у Шамиля». Тогда он сказал: «Я не побывал у него, но до меня дошли вести о нём». Тогда тот учёный сказал, что в последнее время, то есть сейчас, Шамиль стал от старости слабеть умом2.
Чавчавадзе заявил: «Сейчас в России распространено мнение о совершенстве ума Шамиля и его храбрости. Да и как же иначе, ведь он вытерпел борьбу с царизмом на протяжении двадцати пяти лет, а русский царь не вытерпел этого в течение такого времени и пошёл на мир».
Упомянутый Мухаммад Касыр сообщал о том, что Чавчавадзе рассказывал ему о разговоре Шамиля с их архиереем, а архиерей — величайший из всех монахов у них. Чавчавадзе сказал: «Архиерей у нас выше, чем царь».
Шамиль спросил у архиерея: «А разве не в обычае Аллаха Всевышнего предписание предшествующего пророка заменять законами пророка, приходящего после? Ведь были заменены некоторые скрижали другими. Затем предписание скрижалей было заменено Тавратом (Тора) Моисея (мир ему), и Таврат, в свою очередь, был заменён Инжилем (Евангелием)». Архиерей ответил: «Да, это так». Так — почему же, — спросил Шамиль, — вы не признаёте замену Евангелия Кораном?» Далее он говорит: «Мы оставим эту тему, теперь принеси мне Евангелие, переведённое на арабский язык». Когда принесли, Шамиль сказал: «Это Евангелие запрещает вино, свинину и прелюбодеяния. А вы не поступаете сообразно с ним».
Тогда Чавчавадзе сказал: «А следовало ли Шамилю произносить такую речь такому великому человеку, а разве нет в вашем Коране того, что вы не исполняете?»
«Да, в Коране много есть из того, что мы не исполняем», — подтвердил учёный.
Я же сказал: «Мы подлинно делаем то, что предписано Кораном, мы совершаем молитву, платим закят, соблюдаем пост Рамазана, воздерживаемся от прелюбодеяния и несправедливости. А если украдёт укравший или выпьет пьющий, то это от их порочности».
Чавчавадзе положил руку на моё плечо и сказал: «Истинно, ты, Мухаммад, обвиняешь меня в этом».
Это же сообщение рассказывают по-другому. Было напечатано в русских газетах, которые приходили в Темир-Хан-Шуру, о том, что этот архиерей пригласил Шамиля вместе с русским царём в свой дом в гости.
Шамиль нашёл его дряхлым стариком и спросил: «А разве нет у тебя жены?» — «Нет», — ответил архиерей. «Почему же ты не женился» — спросил опять Шамиль. «Истинно, наш Пророк Иисус (мир ему) не был женат», — ответил архиерей. А его дом был украшен сосудами, лампадами и покровами из золота и серебра. Тогда Шамиль спросил у архиерея: «А разве были у вашего Пророка Иисуса (мир ему) подобные этим сосуды, лампады, покровы и дом» — «Нет», — ответил архиерей. Тогда Шамиль сказал: «Почему же только в одном безбрачии ты следуешь своему пророку, но не следуешь ему в отношении этих вот вещей?» Архиерей смутился и вынужден был замолчать. Передают также, что царь сказал Шамилю: «Что касается пяти молитв, то понятно, они обязательны в вашей религии. А что же это за молитвы, которые вы совершаете до и после»?4 Шамиль ответил: «А почему вы зажигаете множество лампад в одной комнате»?5
1. Ходить за водой в то время для мужчин считалось позорным.
2. Этот учёный изо всей силы старался показать себя с хорошей стороны перед генералами и поэтому такими словами пытался им льстить.
3. Мухаммад Касыр.
4. То есть царя удивило совершение мусульманами желательных молитв помимо обязательных, потому что они сами, то есть многие христиане, не соблюдали даже обязательное в их вере.
5. Имам имеет в виду, что для освещения одной комнаты достаточно одной лампы, но зажигают множество ламп, чтобы стало ещё светлее. Также мусульмане совершают желательные молитвы, чтобы вознаграждение стало совершенным и чтобы больше приблизиться к Всевышнему.