«Ляйлят уль-Кадр» в переводе с арабского означает: «Ночь предопределения, могущества, величия». Каттада (да будет доволен им Аллах) сказал: «В эту Ночь предопределяются деяния последующего года» (в книге «Тафсир ат-Табари», № 25/65). Как человек проведёт эту ночь, таким и будет решение Аллаха о его положении и деяниях в предстоящий год.
Всевышний Аллах также сказал:
وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنْذِرِين فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍَ أَمْرًا مِنْ عِنْدِنَا إِنَّا كُنَّا مُرْسِلِينَ
«Клянусь ясным писанием! Мы ниспослали его (Коран) в эту благословенную ночь, и Мы его сохраним. В эту ночь решаются все мудрые дела по повелению Аллаха» (сура «ад-Духан», аяты 2–5).
Это великая ночь, во время которой Аллах прощает все грехи тому, кто проведёт её наилучшим образом. В Коране есть целая сура, посвящённая этой священной ночи. И сказал Аллах:
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ
Смысл: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (сура «аль-Кадр»).
В эту ночь Аллах ниспослал полностью Коран на «земные небеса», т. е. нижнее небо, и оттуда ниспосылался аят за аятом к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
Всевышний Аллах также сказал (смысл):
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь предопределения (или величия) (сура «аль-Кадр», аят 1).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда наступил Рамазан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наступил для вас этот месяц! В нём есть ночь — лучшая, чем тысяча ночей. И кто лишится этой ночи, тот лишится всего его (месяца) блага, и не лишится её блага никто, кроме лишённого (этой ночи)» (передал Ибн Маджах, № 1/289).
Нет сомнения, что тот, кто весь месяц соблюдал пост, совершал благие дела, — увидит эту ночь.
В какую ночь она бывает?
Конечно, всем интересен этот вопрос, ведь каждый хочет получить высокую степень, прощение грехов и принятие мольбы.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я пришёл рассказать вам о Ночи предопределения, когда она наступает, однако я побоялся, что вы будете уповать только на неё (то есть весь месяц не совершать поклонение, кроме как в эту ночь); возможно, так будет лучше вам. Ищите эту ночь в последние десять дней месяца Рамазан, когда останется девять, семь, пять, три, одна ночь до конца этого месяца (то есть в нечётные ночи)…» (имам Ахмад, № 5/324).
Из этого хадиса ясно, что неправильно сидеть сложа руки и ждать, пока увидите эту ночь. Нужно уповать на Аллаха, стараться в поклонении постоянно. Если человек будет до утра смотреть телевизор или просто, лёжа на диване, в «потолок плевать», то он не увидит эту ночь как своих ушей.
Всякий раз, когда идёт речь о ночном бодрствовании, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ставит условием пребывание в состоянии веры и упования на Аллаха.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек, который весь месяц Рамазан совершал утреннюю и ночную молитву в коллективе, тот получил полноценную долю от Ночи предопределения» (имам аль-Бухари, № 1802).
По мнению имама аш-Шафии, более возможная ночь увидеть Ляйлят уль-Кадр — это двадцать первая или двадцать третья ночь. Имам ан-Навави сказал: «Эта ночь не имеет определённости, т. к. она перемещается, соответственно человеку нужно все десять дней находиться в поклонении Аллаху».
Имам аль-Газали сказал: «Это зависит от того, какой день был первым в месяце Рамазан: если воскресенье или вторник, то Ночь предопределения — двадцать девятая ночь; если понедельник первый день, то Ночь предопределения — двадцать первая; если среда или пятница, то двадцать седьмая; если четверг, то двадцать пятая ночь».
Что же делать в эту ночь?
Прежде всего во время ночей, на которые может прийтись Ночь предопределения, совершить молитву — таравих. Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы постились с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в месяц Рамазан. И он не совершал молитву имамом перед нами в молитве во время ночного бодрствования, пока до конца Рамазана не осталось семь ночей. Затем он встал с нами (в ту ночь в молитве), пока не истекла треть ночи. На следующую ночь он не молился с нами. Когда до конца месяца осталось пять ночей, он молился с нами, пока не миновало полночи. И тогда мы сказали: «О Посланник Аллаха! Разве ты не будешь молиться с нами всю ночь?» На что он ответил: «Каждому, кто выстаивает молитву с имамом, пока он (имам) не закончит молиться, будет записано, что он молился целую ночь…» (хадис передали Ибн Абу Шайба, Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто стоит (в молитве) в Ляйлят уль-Кадр, веря в Аллаха и ожидая Его награды, все его предыдущие грехи будут прощены» (передали имамы аль-Бухари и Муслим).
Айша (да будет доволен ею Аллах) обратилась к Пророку (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, если я узнаю, какая ночь является Ночью предопределения, что мне говорить, когда она настанет?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил, что нужно сказать:
اللهم إنك عفوّ تحب العفو فاعفعنّي
«Аллаhумма иннаКа Афуввун, тухиббу аль-афва фа-фу анни!» — «О Аллах, поистине Ты — Прощающий и любишь прощать, так прости же меня» (имам Ахмад, Ибн Маджах и ат-Тирмизи).
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Когда наступали (последние) десять (дней месяца рамазана), Пророк (мир ему и благословение) потуже затягивал свои нижние одеяния (изар, брюки), занимался по ночам делами поклонения и будил свою семью».
Признаки этой ночи
Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение), рассказывая о признаках Ночи предопределения, сказал: «…признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней полная и яркая. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. И ещё одним её признаком является то, что солнце наутро восходит ровное, без лучей, подобно полной луне без лучей» (передал имам Ахмад, № 5/324).
Конечно, и в эту ночь будут люди, у которых не принимаются мольбы: те, кто проявляет ослушание родителей, распивает спиртные напитки, не совершает молитвы. И так будет до тех пор, пока эти люди не совершат покаяние.
Да примет Аллах наши деяния и сделает из числа тех, кто увидит эту священную ночь!