Падение Константинополя — событие, которое, по мнению многих историков, представляет собой завершение эпохи Средневековья и начало новой. Оно явилось шоком для всего мира. Одновременно с завоеванием города турками под предводительством Мехмеда II Византийская империя — законная наследница Римской — перестала существовать.
Пророк наш, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: أول جيش يغزو القسطنطينية مغفور له
"Первая армия, которая направится в поход (военный) на Константинополь, будет им прощено".
После своей извилистой истории, отмеченной моментами взлётов и падений, Византийская империя доживала к середине 15-го века свои последние мгновения.
В то время Мехмед II начал окончательную осаду города византийцев, империя которых уже состояла лишь из столицы — Константинополя и небольшой части Пелопоннеса. Усилия последнего византийского императора Константина XII Драгаша, направленные на получение поддержки со стороны соседних христианских государств Европы, были полностью обречены на неудачу, вызванную в первую очередь религиозными неурядицами между католиками и православными. С другой стороны, Франция и Англия находились в состоянии войны, Испания пребывала в полной Реконкисте — изгнании мавров со своих территорий, немецкие княжества вели постоянные междоусобные войны, а Венгрия и Польша ещё зализывали раны после поражения в битве при Варне. (Битва при Варне произошла 10 ноября 1444 года между объединённой армией крестоносцев и войском Османской империи у города Варна. Битва стала завершением неудачного крестового похода на Варну венгерского и польского короля Владислава. — Прим. ред.) Лишь итальянцы отправили помощь — недостаточную, однако, чтобы защитить великий город. Почти стотысячная армия Мехмеда была могущественнее вооружённых защитников города. В её составе были даже представители христианской веры, в частности более 1500 сербских кавалеристов.
Большое преимущество давало применение «ноу-хау» того времени, выкованное трансильванским оружейным мастером — кузнецом Леонардом Урбаном. Оно представляло собой огромное артиллерийское орудие, получившее имя «Базилика». Пушка имела 27 футов в длину и могла доставлять снаряды весом около 600 фунтов на расстояние более одной мили. К месту боевых действий «Базилику» тащили 400 человек с помощью 60 запряжённых волов.
Османской артиллерии с её помощью удалось пробить брешь в стеновых укреплениях Константинополя — самого защищённого города Европы того времени. Волею случая сложилось так, что падению города после тяжёлых боёв способствовало и то, что одни из его ворот были открыты — их просто впопыхах забыли запереть осаждённые.
Турки незамедлительно воспользовались такой оплошностью и заполонили город, охваченный паникой византийцев. Император Константин героически погиб, сражаясь на стенах города наряду с тысячами византийцев. После окончания боёв и сдачи Константинополя Мехмед приказал пресекать всякое насилие в городе, демонстрируя милосердие к его оставшимся в живых защитникам. В этих целях он велел вывести все свои войска за пределы городских стен. Он выпустил воззвание к гражданам города выйти из укрытий, пообещав им полную свободу и исключение всяческих преследований. Кроме того, он объявил, что восстановит дома и имущество тех, кто покинул город до осады, если они вернутся домой. Вскоре благодаря мерам, принятым султаном, и массовому принятию населением мусульманства Константинополь, переименованный в Стамбул, станет одним из величайших городов мира.
Мусульмане османской империи, покорившие Константинополь, действовали в точном соответствии с Кораном. Они не разрушали православные храмы города, даже наоборот, всячески пытались их сохранить. Церковь Святой Софии, главная в те времена святыня православия, тоже не была разрушена. Позже она была переделана в мечеть Айя-София (Aya Sofya) и до наших дней служит шедевром архитектурного искусства.
По прошествии пяти с половиной столетий день взятия Константинополя остаётся поводом для торжеств. Городские власти организуют фейерверки и даже реконструкцию тех давних событий. Учёные и общественные деятели проводят дискуссии на темы, связанные с теми давними историческими событиями. Так, например, вышедшее в 1996 году в свет произведение турецкого писателя Недима Гюрселя «Роман завоевателя» до сих пор вызывает бурю эмоций в исламской прессе. Его роман описывает завоевание Константинополя в 1453 году с точки зрения победителя, созерцающего это историческое событие сквозь призму военного переворота 1980 года. В нём, в частности, утверждается, что упоение кровавой битвой является «коллективной патологией», не имеющей ничего общего с гордостью потомков Османов. Это утверждение и вызывает негодование турок. Они считают, что удержание Стамбула в значительной степени повлияло на чувство идентичности турецкого народа, и мусульманство, как и любая монотеистическая религия, ставящая во главу угла универсализм, тут абсолютно ни при чём.
Ежегодно 29 мая пышно встречается по мотивам, далёким от конфессиональных споров. На улицах можно наблюдать праздничные манифестации. Причём с каждым годом воодушевление турок при праздновании этой годовщины возрастает.
Сегодня многонациональный Стамбул — бывшая столица Римской, Византийской и Османской империй — крупнейший город Турции с богатой историей, культурой и архитектурой.