Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Фикх Вопросы и ответы по проблеме времени подлинного рассвета

Уважаемые читатели! Вопрос о правильном определении подлинного рассвета в течение нескольких последних лет имел актуальность не только в Дагестане, но и в других мусульманских странах. Вашему вниманию предлагаем фетву об указанной теме, а также наблюдения и переписку, имевшие место между известными учеными и астрономами мусульманского мира, в частности, из Великобритании, Пакистана, Саудовской Аравии, Индии и др.

Вопрос о правильном времени подлинного рассвета стал особенно актуальным в этот месяц Рамазан, так как между нашим временем подлинного рассвета и в других мечетях имеется разница почти в два часа. Многие люди обратились ко мне со своими вопросами, которые, хвала Всевышнему, я зафиксировал. Я записал эти вопросы на бумагу с целью распространения, с надеждой, что это разрешит все сомнения людей и поможет им соблюдать пост в правильное время. Прежде всего, следует иметь в виду, что как только человек осознает истину, он не должен скрывать ее из-за страха негативной реакции со стороны общества. Подавление истины было причиной разрушения многих цивилизаций прошлого. Священный Коран предостерегает нас против сокрытия или удерживания истины:

«Кто может быть более несправедливым, чем тот, кто скрывает свидетельство, которое у него есть от Аллаха?» (2: 140).

В хадисе тоже можно найти очень ясное предупреждение: «Те, кто скрывают (религиозную истину) то, что они знают, когда их спрашивают об этом, получат уздечку из огня, которую на них наденут в День Воскресения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

В свете вышеупомянутых аятов и хадисов можно понять последствия сокрытия правды. Мои уважаемые братья и сестры, необходимо рассказать правду, людей нужно правильно ориентировать, независимо от того, нравится это кому-то или нет. Теперь позвольте мне перейти к вопросам и ответам по этой проблеме:

Вопрос: Существует общее убеждение, что мы должны следовать за нашей местной мечетью. Правильно ли это?

Ответ: Нет, это неправильно, так как есть только четыре формы свидетельств, принимаемых нашим шариатом:

1) Священный Коран; 2) Хадисы; 3) Иджа; 4) Кияс.

Мечети не являются частью этих четырех принципов. Мы должны следовать тому, что является правильным в свете четырех принципов.

Вопрос: Есть много мечетей, которые следуют Хизбуль Улама по так называемому времени «Mушахада», так почему же мы, хоть и будучи в меньшинстве, используем другое время?

Ответ: Я перейду к графику времени «Мушахада» немного позже, но позвольте мне сказать вот что: наш Священный Шариат не рассматривает меньшинство или большинство в качестве критерия для определения истинности или ложности. Скорее, если посмотреть на аяты Корана и хадисы, можно будет ясно увидеть, что во многих случаях именно меньшинство находится на правильном пути. Позвольте мне процитировать примеры каждого такого случая:

Священный Коран гласит: «Но немногие из моих рабов благодарны» (Сура 34, аят 13).

«И многие из них стали непокорными (Аллаху)» (Сура 57, аят 16).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Всегда будет «таайифа» (группа) из моей уммы, которой будут помогать на пути истины, их враги не смогут причинить им вред, пока не последует повеление Аллаха (имеется в виду Судный день)» (аль-Бухари, Муслим).

Те, кто знаком с арабским языком, знают, что слово «тайифа» означает небольшую группу. Таким образом, этот хадис поясняет, что группа меньшинства, даже если это один человек, может быть на пути истины, даже если весь мир против них. Судя по аятам Корана и хадисам, можно сделать вывод о том, что кем-то сформулированный критерий о том что «большинство на истинном пути, в то время как меньшинство заблуждается», на самом деле ложный и неправильный.

 

Вопрос: Почему мы не можем следовать расписанию Хизбуль Улама времени Мушахада как и все остальные, с тем, чтобы наш Сухур был на два часа позже?

Ответ: Будет неправильно следовать этому времени по многим причинам. Позвольте мне объяснить: Священный Коран объявил время подлинного рассвета следующим образом: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка от чёрной на заре» («Аль-Бакара» 2: 187).

Время подлинного рассвета наступает на заре или с первым проблеском света на восточном горизонте, после чего заканчивается тьма, и распространяется утренний свет. Большинство знатоков фикха предпочитают зарю в качестве наступления времени подлинного рассвета. Это мнение подтверждено фетвой ханафитского мазхаба («Фатаава Шаами» 1: 357).

Все ученые прошлого и настоящего придерживались этого мнения.

Утверждают, что расписание Хизбуль Улама, в котором Сухур заканчивается через два часа после нашего времени, основано на времени, когда свет подлинного рассвета распространяется и охватывает горизонт. Это известно как «табиин». Действовать по табиину нельзя, так как это противоречит принципу осторожности. В вопросах обязательного ибадата осторожность имеет большое значение. Кроме того, я использую слово «утверждают», так как на самом деле существует много проблем с использованием так называемого времени «мушахада». Мушахада означает «визуальное наблюдение». Людям дали основания полагать, что время Хизбуль Улама было установлено после годичного наблюдения за подлинным рассветом. Это далеко от истины. Согласно их собственным записям, был проведен только двадцать один день успешного наблюдения за Фаджром и двадцать два дня успешных наблюдений за Иша, и из них были записаны данные лишь одиннадцати дней. В январе и июле не было наблюдений вообще, а в апреле было проведено лишь одно наблюдение.

Может ли расписание, в котором 343 дней наблюдения, в том числе целых два месяца, в которых наблюдений не было вообще, считаться расписанием Мушахада? Как и по каким критериям было определено время подлинного рассвета в остальные дни? И по сегодняшний день Хизбуль Улама не предоставило по этому вопросу удовлетворительного, соответствующего шариату объяснения. Переписку по этому вопросу можно получить по запросу.

Еще одна проблема со временем Хизбуль Улама состоит в том, что они сами не следуют собственным наблюдениям за временем! Как я сказал ранее, только 11 наблюдений было зафиксировано. Из 11 наблюдений те из них, которые проводились 15 мая, 21 мая, 25 мая, 6 июня, 13 июня, 7 августа и 16 августа, не соответствуют тому времени, которое они предоставили для объявления в мечеть. Если у Хизбуль Улама нет уверенности в своих собственных наблюдениях, как могут они ожидать, что образованные ученые пойдут против времени подлинного рассвета, согласованного и наблюдаемого большинством алимов и астрономов на протяжении веков?

Вывод таков — мы не следуем времени, заявленному Хизбуль Улама как расписание Му-шахада, потому что:

А) Оно противоречит их собственным наблюдениям;

Б) Наблюдение не велось на протяжении большей части года;

C) Было установлено время в соответствии с формулой, не приемлемой в нашем Священном шариате;

D) Наблюдения, сделанные в Блэкберне, Ланкашире не могут быть использованы, чтобы установить время подлинного рассвета по всей Великобритании;

Е) Двое из этих, так называемых «экспертов-наблюдателей», подписали заявления о том, что они не покидали место наблюдения так часто, как об этом говорили; а они присутствовали в случае только от 2 до 5 наблюдений. Треть из этих наблюдателей составили собственный график. Это похоже на посмешище в свете претензий, что все их наблюдатели были экспертами. Если сам наблюдатель не имеет уверенности в собственных наблюдениях настолько, что он решил создать собственное расписание, как может у кого-нибудь быть уверенность в этих наблюдениях!

Позвольте мне закончить этот вопрос на основе ответа, данным верховным муфтием Таки Усманом Сахибом, когда ему было отправлено расписание времени Мушахада от Хизбуль Улама на одобрение/утверждение:

1. Сумерки наступают, когда солнце находится на отметке 18 градусов ниже горизонта, как это происходит в случае с подлинным рассветом. Это мнение большинства алимов и тех, кто знаком с астрономией. Некоторые придерживается мнения, что сумерки наступают, когда Солнце находится в отметке 15 градусов ниже горизонта.

2. Время Мушахада, которое вы отправили, наступает еще до времени 15 градусов. Следовательно, ЭТО ВРЕМЯ НИКАК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМ. Подлинный рассвет наступает до вашего времени Мушахада.

3. Объяснение того, почему эта ошибка произошла в случае с Мушахада (визуальное наблюдение). (Цитата) «Смена времена года, отсутствие опыта ведения Мушахада и отсутствие полноценных знаний о подлинном рассвете привели к этой ошибке. Следовательно, составьте расписание, исходя из 18 градусов, и следуйте ему».

4. «Да, правильно, что промежуток времени между Субх Садик и восходом такой же, как промежуток времени между закатом и сумерками». (Оригинал фетвы доступен по запросу).

 

Вопрос: Так что насчет того времени, которому вы следуете; откуда вы его взяли и что делает его правильным?

Ответ: Время подлинного рассвета, принятое нами, базируется на основе исследований на протяжении сотен лет. Прежде всего, позвольте мне процитировать аллама Шаами, авторитета в области Фетвы, которого каждый муфтий цитирует при аутентификации своей фетвы. Он выступил за 18, а не 19 градусов, как за время Субх Садика. (См. Раддул Мухтар, том 2, стр. 93). Различные институты, на которые ссылаются для установления времени Фаджра и Ишы, используемого в настоящее время во многих странах, считают 18 градусов минимальной степенью для расчета времени Фаджра. Например, Всемирная мусульманская лига (ВМЛ), Уммаль-Кура, Мекка и университет исламских наук, Карачи. Современное расписание Дарул Улюм Деобанд основано на 18 градусах.

Известен факт, что большинство мусульманского мира основывают время своего Субх Садика на 18-ти градусах. Помимо этого, великие ученые, такие как Шейх уль Хинд, Хазрат Маулана Муфтий Махмуд уль Хасанул Сахиб, Хазрат Маулана Ахмад Халил Сахаранпури, Хазрат Маулана Ашраф Али Санви, аллама Юсуф Биннори и многие другие почтенные алимы одобрили время Субх Садик на основе того, что Солнце находится на отметке 18 градусов ниже горизонта.

Вышеприведенная фетва показывает, что один из самых аутентичных авторитетов нашего времени Хазрат муфтий Таки Усмани придерживается такой же точки зрения. В 1983 году в присутствии многих алимов, на собрании во главе с покойным муфтием Азамом Хинд Хазратом и муфтием Махмудомуль Хасаном было принято единодушное решение, что сумерки наступают, когда солнце на 18 градусов ниже горизонта, так же, как и подлинный рассвет. Это соглашение было подписано покойным Хазрат муфтий Макбулем Ахмадом из Глазго, который был одним из самых старших муфтиев Великобритании в то время.

 

Вопрос: Мое знание подсказывает мне, что Мушахада превалирует над временем, основанном на астрономии. Это правильно?

Ответ: Да, это правильно. Это причина того, почему алимы во всем мире на протяжении многих лет взяли на себя задачу делать Мушахада, то есть производить визуальное наблюдение. Их наблюдения соответствовали времени 18 градусов. Такие наблюдения были проведены в Великобритании в таких местах, как Глазго, Лондон, Бэтли и Престон. Недавно (в 2012 году) наблюдения были проведены на Уолтон-на-Нейзе алимами и обычными людьми из Лондона; хвала Аллаху, наблюдения совпали со временем 18 градусов.

 

Вопрос: Только лишь алимы Индийского полуострова настаивают на времени Субх Са-дика в 18 градусов?

Ответ: Нет, это далеко не так. Бывший муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз ибн Абдалла ибн Баз придерживался такой же точки зрения, так же, как шейх Салих ибн Абдулла Аль-Фаузан и шейх Мухаммад ибн Абдулла ибн Субайл, а также многие другие выдающиеся ученые исламского мира, как можно увидеть из приведенного ниже решения:

(Это часть перевода Указа, составленного Всемирной лигой мусульман. Примечания, касающиеся времени других намазов, были удалены; с полным текстом можно ознакомиться по ссылке:http://reocities.com/athens/8383/computing.html)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

На своей девятой сессии Совет по фикху обсудил в здании Всемирной мусульманской лиги в Мекке в дни с субботы, 12 Раджаба 1406 года по хиджре и по субботу, 19 Раджаба 1406 года по хиджре, вопросы относительно времени для молитвы и поста в крайних широтах.

В соответствии с мягким духом исламского права и выводами, представленными Советом Астрономов, Совет по фикху постановляет следующее:

1. Для того чтобы избежать путаницы, вызванной несколькими вычислительными методами, время каждой молитвы описано двумя способами: как астрономическое явление, указанное в исламском законе, и как соответствующий астрономический расчет. Последнее выражается в положении терминами о позиции солнца выше или ниже горизонта. Исламские ученые о времени молитвы сошлись на следующем:

а) Фаджр соответствует первому появлению белого света, который распространяется по горизонту. Это называют истинной зарей, и она соответствует положению, когда солнце на 18 градусов ниже восточного горизонта ...

[Подписано] Д-р Абдулла Умар Насиф, вице-президент

Абдулазиз ибн Абдулла ибн Баз, президент Совета по фикху

Доктор Талал Омар Бафаки, докладчик Исламского совета по фикху

Участники:

Мухаммад ибн Джубайр, Абдулла aль Абдуррахман Аль-Бассам, Салих ибн Фузан ибн Абдулла Аль-Фузан, Мухаммад ибн Абдулла ибн Субайил, Мустафа Ахмад Аль-Зарка`

1.1.1.1. [Рукописная запись] Я полагаю, что крайности дня и ночи для различных сезонов в Хиджазе или по всему Аравийскому полуострову дают основу для измерения время молитвы в крайних широтах.

Мухаммад Махмуд аль-Савваф, Салих ибн Усайман, Мухаммад Рашид Каббани, Мухам-мад Аль-Шасили Аль-Найфир, Абу Бакр Джуми, доктор Ахмад Фахми Абу Сина, Мухаммад Аль-Хабиб ибн аль-Ходжа, доктор Бакр Абу Зайд, Юсуф Аль-Карадави, Мухаммад Салим ибн Абдульвадуд, Абу аль-Хасан Али аль-Хасани аль-Надави.

Такая же фетва была также принята Советом Европы для фетвы исследований (www.e-cfr.org) на своей 11-й конференции (решение №1), а затем на 12-ой конференции (решение №2). Фетва ясно показывает, что время Ишы наступает, когда Солнце находится на отметке 17° ниже горизонта, и время Фаджра наступает, когда Солнце находится на отметке 18° ниже горизонта. Фетвы также указали способ установления времени Ишы и Фаджра в регионах высоких широт, когда признаки Фаджр и Иша более не видны.

 

Вопрос: Какова позиция по этому вопросу брельвийской школы мысли?

Ответ: Позиция Aaла Хазрата Мауланы Ахмада Раза Хана ясно свидетельствует, что он отвергает теорию 15 градусов и говорит, что тысячи наблюдений свидетельствуют, что подлинный рассвет Субх Садик начинается, когда солнце на 18 градусов ниже горизонта. («Аль-Фатава аль Ризавиа», том 10, стр. 570). На самом деле целая книга была написана Мауланой Ахмадом Раза Ханом по вопросу Субх Садика, и можно найти доступ к ней по этой ссылке: www.scribd.com/doc/9403471/Alahazrats-Книги-079Dara-alQub-Darki-Waqtis-ub

 

Вопрос: Есть ли какое-либо четкое решение ученого фикха нашей эпохи муфтия Мухаммада Таки Усмани?

Ответ: Да; ознакомьтесь с электронным письмом от муфтия Мухаммада Таки ниже:

От: «Факиха Мухаммада Таки Усмани»

Отправлено: 21 августа 2011 11:21

Кому: «Маулана Ханиф Дудвала»

Тема: RE: Сухур&Фаджр

Уважаемый Маулана Ханиф Сахаб, Ассаляму алейкум!

Большое спасибо за ваше письмо.

Существуют некоторые фундаментальные недоразумения, которые были озвучены в указанной статье. Точка зрения ученых Дарул Улюма Карачи со времен моего отца, почетного Хазрата Маулана муфтия Мухаммада Шафии о том, что Субх Садик начинается, когда солнце достигает отметки 18 градусов ниже горизонта, подразумевая, что Сухур заканчивается в это время, и совершенно недопустимо съесть даже кусочек после этого времени тому, кто постится. Кроме того, также подразумевается, что в это время время утренней молитвы начинается, а это означает, что любой человек, кто совершает свой утренний намаз в это время, не должен будет повторять молитву, так как она была выполнена надлежащим образом в свое время.

Имея это в виду, практикой в Рамадан в Дарул Улюме Карачи является то, что Сухур заканчивается в 18 градусов, в то время как азан на Фаджр оглашается тогда, когда солнце достигает отметки 15 градусов ниже горизонта. Это делается на основе احتياط, с тем чтобы поддержать практику обеих точек зрения — 18 и 15 градусов. В этом же контексте эта мысль проявляется в многочисленных случаях в классических текстах фикха, в котором факих выбирает то мнение, которое принимает во внимание, и принимает две точки зрения в качестве наилучшей (а не как необходимой). И наилучшую из них будут применять, даже если она может быть допустимой в соответствии с точкой зрения факиха, придерживающегося иного мнения. Я надеюсь, что это прояснило недоразумение.

Вассалям, Мухаммад Таки Усмани

Вопрос: Как переводится «Субх Садик»?

Ответ: Истинный рассвет — это время, в которое утром солнце на 18 градусов ниже горизонта. Астрономический рассвет — это тот момент времени, в который солнце начинает осветлять небо. До этого времени небо полностью темное.

 

Вопрос: Мы живем в месте высокой широты (Великобритания), где условия не являются нормальными, так как в зимние месяцы мы видим заход солнца в 4 вечера, то время как в летние месяцы оно увеличивается до 9:30 вечера. Пакистан, Саудовская Аравия и другие страны находятся вблизи экватора, они пользуются прекрасными условиями, нет существенной разницы в их днях и ночах в течение всего года, поэтому разница между 18 градусов и 15 градусов будет только 12-15 минут, тогда как здесь, в Великобритании, она может составить несколько часов.

Ответ: Эти периоды времени, хотя и кажется, что они сдвигаются аномально — это периоды, рассчитанные в соответствии с 18 градусами. Эти расчёты базируются на основе наблюдений во всем мире, которые показывают, что Субх Садик происходит в это время и, следовательно, должны быть приняты как правильные. Этому дается научное объяснение: по мере того, как увеличивается склонение солнца, наклон его пути уменьшается, что приводит к увеличению продолжительности сумерек.

Я очень надеюсь и молюсь, чтобы эта информация помогла вам избавиться от сомнений, и вы соблюдали бы свой пост с уверенностью, что вы действуете правильно и в соответствии с решением большого количества выдающихся ученых прошлого и современности.

И Аллах знает лучше.

Имам Мухаммад Шуайб Нургат

islamdag.ru


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция