Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Фикх Совершеннолетие в шариате это не только половое созревание

Многие думают, что совершеннолетие — это только половое созревание. Однако оно не может служить основанием для того, чтобы считать ребёнка взрослым с точки зрения Шариата, то есть возлагать на него религиозные обязанности и считать его ответственным перед Всевышним за свои поступки. Настоящим основанием для этого является зрелость разума.

Всевышний Аллах не возлагает на человека столь важные обязанности только потому, что у него начали расти волосы на некоторых частях тела, огрубел голос, а его половые органы готовы к исполнению своих функций. 

Эти признаки расцениваются как очевидные указания на то, что нельзя увидеть, а именно зрелость разума, которая и является основанием для возложения на человека религиозных обязанностей. Это милость Всевышнего Аллаха к своим рабам, и это позволяет избежать разногласий при определении степени зрелости разума: ведь увидеть её глазами невозможно.

В этом возрасте у юношей и девушек появляется тяга к противоположному полу. Ничего предосудительного в этом нет. Это естественные признаки взросления. Трудности возникают тогда, когда это влечение не контролируется нормами Шариата, которые направляют его в правильное русло. Всевышний Аллах сотворил человека и заложил в него эти особенности — и Он же установил нормы, превращающие эти особенности в благо и мешающие им превратиться в зло.

Если взаимное влечение мужчин и женщин не выходит за рамки Шариата, то оно помогает строить общество, создавая внутри него новые связи и способствуя сохранению рода человеческого. А в противном случае оно способствует разрушению и разложению общества и распространению порока.

Поэтому родители и воспитатели должны прилагать максимальные усилия для того, чтобы эти нормы соблюдались. Они должны следить за тем, чтобы не было свободного общения полов, и чтобы юноши и девушки не сидели вместе, и чтобы девушки носили предписанную Шариатом одежду, когда выходят из дома. Также родители должны по возможности помочь молодым с вступлением в брак, чтобы им не пришлось годами ждать возможности создать семью. А если юноша не имеет средств, чтобы содержать семью, он должен избегать искушений и разного рода возбудителей и чаще поститься, поскольку это помогает уменьшить половое влечение. При этом он должен стараться направлять свою энергию на полезные дела и заполнять всё своё время полезной, созидательной деятельностью. Юноше или девушке, которые по каким-то причинам не могут вступить в брак, лучше всего поставить перед собой цель, на достижение которой они направят свои душевные и телесные силы и которая завладеет их разумом и отвлечёт их от бесплодных мечтаний и мыслей о представителях противоположного пола. Исполняя свои религиозные обязанности, заполняя своё время благими делами, юные мусульмане также должны обращаться к Всевышнему с мольбами, дабы Он защищал их от искушений и помогал им отдаляться от непристойного и порицаемого.

Созревание

В этом возрасте ребёнок сильно меняется, причём изменения затрагивают и его тело, и его разум, и его чувства. Он вступает в новый этап жизни, и по достижении им совершеннолетия уже неправильно называть его ребёнком. Он уже взрослый, но его называют юношей, а не мужчиной, указывая таким образом на то, что он достиг совершеннолетия лишь недавно. 

Умственные способности к совершеннолетию достигают уровня, позволяющего возлагать на юношу или девушку ответственность за их поступки, а также возлагать на них религиозные обязанности и взыскивать с них за упущения и нерадение.

Эти мыслительные способности позволяют юноше и девушке понимать истину и находить её — и превращать веру традиционную, которой его научили в детстве, в сознательную, основанную на убеждённости, которую дают интеллектуальные доказательства.

Тело также растёт и развивается, пропорционально и гармонично. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 84 «Смоковница», аят 4). Всевышний Аллах также сказал: «Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал» (сура 82 «Раскалывание», аяты 7-8).

В исламской истории можно найти много примеров того, как юные мусульмане совершали смелые и благородные поступки и произносили мудрые и прекрасные речи, не уступая в этом многим взрослым и пожилым.

Умственная зрелость и достижение полноты в своём развитии приводят человека к стабильности и умеренности, к принятию истины и оставлению ложного. Однако если при этом юноша или девушка живут в обществе, в котором царят убеждения, противоречащие тому, на что указывает человеческий разум, и возникают противоречия между реальной ситуацией и тем, что должно быть, у молодёжи действительно возникает неуравновешенность, повышенная эмоциональность, депрессия, пессимизм, и в их действиях и поступках можно заметить отсутствие логики и смысла. 

Если ребёнок не получил должного воспитания ранее, то по достижении совершеннолетия, ощутив себя самостоятельной личностью и почувствовав свою независимость от родителей и учителей, он может захотеть самостоятельно выбирать друзей и распоряжаться своим свободным временем по собственному усмотрению. Могут возникнуть трудности в отношениях между воспитателем и его юным воспитанником: ему хочется иметь своё мнение по любому вопросу, даже если его видение вещей противоречит общепринятому, и он не желает слушать наставления воспитателя и следовать его советам.

Религиозные обязанности

Всевышний Аллах возложил на Своих рабов определённые обязанности, исполнять которые они обязаны начать по достижении совершеннолетия. С этого момента человек несёт ответственность за свои деяния, и тот, кто уверовал и совершал благие дела, попадёт в Рай, а кто выбрал дорогу неверия, тот войдёт в Ад, — просим у Всевышнего о милости, прощении, щедрости и благополучии. Вступление в совершеннолетие означает, что развитие человека достигло уровня, достаточного для того, чтобы он нёс перед Всевышним ответственность за свои поступки, и у него не остаётся никаких оправданий. Как сказал Всевышний Аллах: «…дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (сура 4 «Женщины», аят 165).

Всевышний Аллах наделил человека способностью расти и развиваться для того, чтобы он мог исполнять обязанности, которые Он на него возлагает. 

Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56).

Человек приходит в этот мир не пустышкой — он уже наделён своей естественной, изначальной природой (фитра), которую даёт ему Всевышний Аллах. А потом он меняется под влиянием родителей, воспитателей и общества. В некоторых случаях его изначальная природа остаётся неизменной и он вырастает искренне верующим и живёт в лоне ислама (то есть покорности Всевышнему), который побуждает его к благу и благонравию, запрещает ему всё скверное и призывает отдаляться от порицаемых нравственных качеств.


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция