Спор может возникнуть, когда критикуют кого-то, не соглашаясь с его утверждениями, а тот, в свою очередь, не соглашается с критикой. К спору принуждает нежелание выглядеть в глазах окружающих незнающим, зависть или злоба. Спор вызывает в сердцах обеих сторон неприязнь, в итоге каждый будет радоваться неудачам другого и завидовать его успехам. Подобное качество присуще лицемерам. А лицемерие — это тяжкий грех.
Спорить с человеком, говорящим правду, — значит, отрицать истину и утверждать ложь. В Коране сказано (смысл): «Нет больших грехов, чем умышленное отрицание Аллаха и объявление лжи истиной». В хадисе говорится: «Первое, от чего Аллах предостерёг меня, — это идолопоклонничество, употребление хмельного и спор».
Каждый, кто верит в Аллаха и в Судный день, где будет потребован отчёт, должен понять, какой это грех — спорить с братом по вере, потому что спор был назван вторым по тяжести после самого тяжкого греха — поклонения кому бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха.
В другом хадисе сказано: «Ни одно племя после наставления не сбилось с истинного пути, кроме как увлекшись спором».
Если человек привыкает спорить, он уже не может воспринимать правду и начинает пререкаться по каждому поводу. И как же он в таком случае найдёт истину? А если он был на верном пути, то, несомненно, сойдёт с него, увлёкшись спором.
Спор — это начало всего плохого. Находится в постоянной ссоре или вражде — значит совершать грех. Повторяющиеся грехи ведут к наказанию в Аду (да убережет нас Аллах!).
Является греховным наносить вред кому-либо, словом или делом. Упрекая или перебивая, можно ранить сердце собеседника и унизить его достоинство. Оскорбления, нанесение вреда окружающим, самолюбие, гордость, зависть — эти черты не присущи человеку с совершенной верой, а свойственны лишь лицемеру, подлецу и притворщику.
Если богобоязненный человек обнаружит в себе подобные черты, следует постараться избавиться от них, ибо они запрещены Всевышним, осуждаются людьми, создают дискомфорт самому человеку.
С окружающими мусульманин должен обращаться ласково, не высказывая недовольство. Здесь мы имеем многочисленные примеры Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В хадисе говорится: «Вы достигнете Рая добрым словом и раздачей милостыни (садака)». И в другом хадисе сказано: «И доброе слово — милостыня». Доброе слово очищает сердца от вражды, и человеку следует быть не высокомерным и сеющим раздор, а радующим сердца людей.
Если велика вероятность возникновения спора, в самом же начале разговора желательно переменить тему, а если это не удается, лучше промолчать (за исключением случаев, когда критикуют Ислам).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто прекратит спор, будучи правым, Аллах построит дом в центре Рая, а тому, кто прекратит спор, будучи неправым, Аллах построит дом на окраине Рая». Из этого хадиса следует, что Аллах настолько бывает недоволен спором, что и неправому обещает построить дом в Раю, за прекращение полемики.
Да поможет всем Аллах. Амин!
Автор: Яхья Магомедов (да смилуется над ним Аллах).