Ид-аль-фитр (Ураза-байрам) — второй по значимости праздник в Исламе. Он приходится на первый день лунного месяца Шавваль, который следует после благодатного Рамадана.
Верующие во всех уголках мира отмечают этот день как Праздник разговения, выражая радость и поздравляя друг друга.
В это время принято посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.
Ислам как не просто религия, а мировая мировоззренческая и социальная система чётко определяет всеобъемлющую программу социальной и психологической защиты населения планеты Земля. Основана она на Священном Коране и благородной Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И постоянное деятельное направление этой программы выражается в теоретическом, юридическом и практическом аспектах. Своё особое место в этой системе занимают и праздники Ид-аль-фитр и Ид-аль-адха.
Во всех обрядах и культурных традициях, связанных с этими двумя праздниками, — впрочем, как и во всех других истинно мусульманских традициях, — заложены добродетель и воля к исполнению нравственного закона.
Если рассмотреть все социально-психологические составляющие Ид-аль-фитра, можно понять, насколько велико значение этого праздника. В нём содержатся уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию.
Ид-аль-фитр является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия религии Ислам. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.
Основные действия праздника разговения — это выплачивание обязательной милостыни, связанной с постом, «закят аль-фитр»; праздничный намаз, который совершается только два раза в году — в Ид-аль-фитр и Ид-аль-адха. И конечно, всеобщая радость, поздравления, подарки, угощения и т. д.
Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в халяльном застолье. Недопустимо, чтобы в этот священный день на праздничных столах была алкогольная продукция.
Ид-аль-фитр укрепляет общественные связи
Каждый человек в душе нуждается в отдыхе, и его тянет к праздничной атмосфере. Праздники в истинном смысле этого слова выполняют важную функцию релаксации, делают перерыв в рутинизированной жизни человека.
Каждый религиозный праздник выступает как особый элемент в структуре социального времени человека. Это и социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. А главные функции исламских праздников — объединение верующих и напоминание о безграничной милости Всевышнего, возможность очередной раз воздать хвалу Творцу. Посредством этого происходит психологическая разгрузка.
Но, к сожалению, современное понимание понятия «праздник» сильно отличается от того, как в Исламе принято отмечать значимые события.
Пьяные гулянки как форма празднования самых различных дат категорически запрещены в Исламе.
Исламские праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие Шариату нормы нравственности и ценностные ориентиры.
Утром в праздник разговения мужчины собираются в мечетях для совершения праздничной молитвы. Совершая коллективно Ид-намаз, верующие передают друг другу аккумулированное в течение священного месяца Рамадан хорошее духовное состояние (хал). В этот день люди навещают друг друга, обмениваются подарками, прощают друг другу обиды — происходит обновление родственных, братских, соседских и просто добрых общечеловеческих отношений. По мудрости Всевышнего в Исламе созданы все условия для единения людей — коллективная и пятничная молитвы, хадж и т. д. И, конечно, общие праздники оказывают сильное воздействие на общество как объединяющий фактор.
Каждый населённый пункт, где мусульмане празднуют Ид-аль-фитр, заряжается положительной энергией, и праздничная атмосфера передаётся всему обществу, выполняя функцию сплочения и единения.
Социальная миссия Ид-аль-фитра
Ид-аль-фитр несёт в себе также благотворительную и социальную функции. Ни одна благотворительная кампания по своим масштабам, количеству участников и людей, которым оказывается материальная помощь, не сравнится с благотворительностью, совершаемой мусульманами в дни двух главных праздников Ислама: Ид-аль-адха и Ид-аль-фитр.
Обязательная милостыня «закят» является столпом религии Ислам, и закят аль-фитр является одной из двух её форм.
Он выплачивается в пользу наиболее социально незащищённых слоёв населения. Категории лиц, кому положен закят, указаны в Священном Коране — их восемь. В этот день нуждающиеся получают поддержку со стороны общества, и их сердца смягчаются, исчезает озлобленность. Они понимают, что не одиноки и не брошены обществом, и во многом такое отношение гасит протестные настроения в народе.
Мусульманину, имеющему достаток и не входящему хотя бы в одну из восьми указанных в Коране категорий, запрещено получать эту милостыню. Если даже ему предложат закят аль-фитр в качестве милостыни, то он должен объяснить ситуацию и вежливо отказаться.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня Ид-аль-фитра.
Радость детей ни с чем не сравнима
Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов общества вокруг одной цели — довольства Всевышнего. Радовать детей — тоже один из путей приближения к Аллаху. Праздничная атмосфера и особенно форма празднования оказывают огромное влияние на психику детей, формируя их самосознание и закладывая ценностные ориентиры. Лучшего повода, чем исламские праздники, не найти для того, чтобы обрадовать детей и приобщить их к исламским ценностям.
Поэтому воспитание детей через традиции исламских праздников — очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании ребёнка. Родители должны не только на словах, но и на деле доказать детям, что Ид-аль-адха и Ид-аль-фитр — самые прекрасные дни. Поскольку неисламских праздников очень много, надо постараться особо выделить религиозные, чтобы дети действительно почувствовали красоту и величие дарованных самим Создателем истинных праздников.
Можно не поскупиться в эти дни и устроить для детей незабываемое пиршество с подарками, сладостями и весельем. Можно их осчастливить, придумывая каждый раз что-то необычное. Задолго до праздничных дней надо их подготовить, частыми рассказами интриговать их, чтобы они ждали с нетерпением Ид-аль-фитр и другие священные дни и ночи. От родителей зависит, какие праздники их дети будут отмечать и считать для себя самыми счастливыми днями в году.
От того, как родители воспитывают своего ребёнка, зависит и судьба следующих поколений. Кроме того, во многом праздники оказывают влияние на воспитание детей, закладывают основы восприятия ребёнком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Если с детства ребёнок отмечает исламские праздники и не видит дома пьяных людей, поднимающих бокалы, у него есть все шансы вырасти праведным человеком.
Проявление должного внимания и уважения к своим праздникам во многом определяет нас как мусульман. Поэтому необходимо показать красоту Ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества. Такая форма выражения радости является и призывом к Исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, в частности, зависит формирование нового отношения к мусульманам и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об Исламе.