Масху — протирание ног во время омовения поверх обычных носков — удивительная модификация некоторых нынешних мусульман. Прочитают пару брошюрок про основы религии — и все, теперь они могут сами выносить решения из Корана и следовать только хадису и Корану. Конечно, следовать Корану и Сунне — это хорошо, но тогда, когда правильно понимаешь все, что написано. Мы знаем, что масху (протирание) хуффов (кожаных чулок) — дозволено, и на этот счет мы имеем хадис от аль-Мугиры бин Шу‘ба (да будет доволен им Аллах!): «Я подал воду Пророку (мир ему и благословение) для омовения и когда дошел до хуффов, то хотел снять их, но он сказал: “Оставь, я надел их чистыми” и протер их влажными руками» (аль-Бухари, Муслим).
Будучи в соседней республике, я наблюдал мужчин, «соблюдающих сунну», с длиннющими бородами и одетых аж в камисы (длинная широкая одежда). Их знания в самых простых фарзах (обязательные составные) омовения оставляли желать лучшего, но про внешность они изучили все досконально. Я подумал, что они только вчера приняли Ислам и не знают, как правильно делать омовение, что является фарзом, а что — сунной, и надеялся, что так и есть, так как не хотел плохо думать о них. Но, к сожалению, спросив у местных прихожан мечети, получил ответ, что они далеко не со вчерашнего дня в Исламе. Суть в чем? В том, что они вместо мытья ног завершили омовение, проведя мокрыми пальцами по матерчатым носкам (пропускающим влагу). И что более страшно, это не единичный случай, видел и в Дагестане такое. Откуда эта мода пошла, несложно догадаться.
Существует проблема, которую молодые умы, только пришедшие к религии, не понимают и не хотят понимать — это дословный перевод аятов или хадисов. Дословным переводом зачастую занимаются те, кто толком не разбираются в религии и в том, что они переводят. Потому что, чтобы правильно растолковать аяты Корана, надо знать смысл текста и о чем в нем говорится. А для этого надо учиться (долго). А зачем учиться, когда можно тех, кто учился, назвать «мазхабниками, отвернувшимися от Корана и сунны», а самому навязывать каждому и в каждой ситуации дословный перевод аятов и хадисов, независимо от того, уместно это или нет. Но мы не об этом.
Уважаемые братья, все ученые выставили ряд условий для масху на носки и описали, какие именно эти носки должны быть, чтобы можно было делать омовение, не снимая их.
Если говорить о масху хуффайни, то мы знаем, что есть условия, при несоблюдении которых масху будет недействительным, а значит, и омовение, и, естественно, намаз.
Условия, соблюдение которых обязательно для ношения хуффайни:
1) Хуффайни необходимо надевать по завершении омовения. Например, если человек, прежде чем помыть левую ногу, надел хуффу на правую, то он должен, как только помоет левую ногу, снять хуффу с правой и потом заново надеть их на обе ноги.
2) Хуффайни должны прикрывать все участки ноги, подлежащие мытью при малом омовении. Нет ничего плохого в том, если кверху они будут так широки, что будет виден небольшой участок, подлежащий обязательному омовению.
3) Хуффайни должны быть прочными и не пропускать воду. Требуемая прочность должна быть такой, чтобы человек в одних хуффайни в своих повседневных делах мог обходиться без обуви в течение суток, не повредив их. Для тех же, кто находится в сафаре, срок прочности должен быть не менее трёх суток.
Будьте бдительны, братья и сестры, не проявляйте халатность в омовении, ведь от этого зависит наш намаз. Пусть Аллах возвысит истину и унизит ложь. Амин!
Саид Абдулаев