В Своей священной Книге Аллах, слава Ему, подвергает хулу порицанию, а того, кто злословит о других, уподобляет поедающему мертвечину.
Аллах Всевышний сказал:
«...и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! (Ведь) вы чувствуете отвращение к этому!» (Сура «Аль-Худжурат», аят 12).
Пророк (мир ему и благословение) же сказал: «... для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим).
Хула затрагивает честь человека. Сообщается, что как-то раз во время проповеди Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал людям: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера еще не дошла! Не злословьте о мусульманах и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах станет неотступно следить за недостатками того, кто будет неотступно следить за недостатками своего брата, и покроет его позором даже если будет он оставаться в своем доме!» (Табарани).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Джабиром, сказано: «Вы остерегайтесь хулы. Поистине, грех хулы больше, чем грех прелюбодеяния. Человек, совершивший прелюбодеяние, кается, и Всевышний принимает его покаяние, но грех хулы не смывается, пока хулителя не простит тот, на кого была возведена хула» (Ибн Аби ад-Дунья).
Однажды, когда пророк Иса (мир ему) со своими сподвижниками проходил мимо мертвой собаки, один из сподвижников сказал: «Какой же от нее неприятный запах!». Иса (мир ему) сказал: «Какие же у нее белые зубы!» Этим самим пророк Иса (мир ему) запретил своим сподвижникам возводить хулу и указал на то, чтобы они упоминали из творений Всевышнего только хорошее.
Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды Пророк повелел людям поститься один день и сказал: «Пусть ни один из вас не разговляется, пока я не разрешу ему это». Когда наступила ночь, люди стали приходить к Пророку (мир ему и благословение) и говорить: «О, Посланник Аллаха, я весь день постился, разреши мне открыть пост», и Пророк (мир ему и благословение) разрешал. В это время к Пророку подошел некий человек и сказал: «О, Посланник Аллаха, две девушки из моей семьи целый день постились, и они стесняются подойти к тебе. Разреши им разговляться». Но Пророк (мир ему и благословение) отвернулся. Этот человек снова попросил у Пророка разрешение, но Пророк (мир ему и благословение) и в этот раз ничего не ответил. А когда он и в третий раз попросил, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Эти две девушки не постились. Как человека можно считать постящимся, если он целый день употреблял мясо людей. Ты иди и скажи им, если они еще постятся, то пусть вырывают». Мужчина рассказал о своей истории с Пророком этим девушкам, и тогда они вырвали сгустившиеся куски крови. После этого он вернулся к Пророку и рассказал обо всем случившемся. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, если бы эти сгустки остались внутри них, то Адский огонь съел бы их» (Ибн Аби ад-Дунья).
О том, что хула является одним из тяжких грехов, свидетельствует и другой хадис, в котором говорится: «Четыре категории людей будут испытывать такие сильные муки, из-за которых будет вред и обитателям Ада. Обитатели Ада будут спрашивать друг друга: «За что наказывают этих людей? Они наносят вред нам вдобавок тому, что мы имеем». (Ибн Аби ад-Дунья). Одним из них окажется человек, умерший, не вернув чужое имущество, вторым — тот, кто мочится, не опасаясь попадания мочи на одежду и тело, и не очищается от нее, третий — тот, кто распространял сплетни, четвертый — совершавший гибат (хулу).
Люди обычно не придают возведению хулы на других особого значения, несмотря на то, что Аллах считает подобное мерзким и отвратительным деянием, о чем свидетельствуют и следующие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Существует семьдесят два вида ростовщичества, самый малый из которых по тяжести своей соответствует греху того, кто совершает совокупление с собственной матерью. Наихудший же из видов ростовщичества по тяжести своей соответствует греху того, кто наносит оскорбление чести своего брата» (Ибн Маджа, Ибн Аби ад-Дунья)
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!) также пишет: «Когда говорят, что хула, наговор, злоречие равнозначны тому, чтобы есть мясо умершего брата, мы не придаем значения этим словам, не вникая в их суть. Представь, что ты ешь мясо, хорошо поджаренное, очень вкусно приготовленное, с уверенностью, что это говядина или баранина. Если бы тебе сказали: как тебе не стыдно есть мясо умершего брата, — ты бы возмутился, что никогда этого не сделаешь, упаси Аллах от этого и лучше с голоду умереть, чем есть мясо человека. И все же, в конце концов, окажется, что ты действительно ел мясо умершего брата. Тебе ведь станет так стыдно, дурно, неудобно за себя, хотя тебя еще и не покарали за это. Вот таким увидит себя на Том свете хулитель, любитель злословить. То есть, тогда он поймет, что хула действительно подобна употреблению в пищу мяса человека. Потому что после смерти для него все прояснится».
В Судный день, когда одному рабу принесут книгу его деяний, он не найдет в ней хороших деяний, совершенных им в мирской жизни. И он, удивившись, спросит Всевышнего Аллаха: «О, Аллах, где же мои намазы, совершенные мною, мои посты, все мои благие деяние, куда все это пропало?» В ответ он услышит, что все его хорошие деяния были розданы людям, на которых он возводил хулу. Так же, когда другому рабу дадут книгу его деяний, он обнаружит в ней благие деяния, которых он не совершал в мирской жизни. Тогда он спросит Всевышнего: «О, Аллах, этих хороших деяний я не совершал, откуда они?». И Всевышний Аллах ответит, что это деяния, отобранные у людей, возводивших на него хулу.
Один из праведных людей сказал: «Если бы я наговаривал на кого-либо, я наговаривал бы на собственную мать. Воистину, она самая достойная получить в Судный день мои благие деяния или, чтобы я перенес ее грехи на себя».
О том, что такое хула и каковы ее пределы
Знай, что хулить твоего брата — значит упоминать о нем так, что это ему не понравилось бы, если бы дошло до него, независимо от того, говоришь ли ты о его физических недостатках или касаешься его происхождения, характера, поступков, слов, религиозных и мирских дел, или его одежды, или дома, или любого средства передвижения.
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хулитель и тот, кто слушает его — соучастники греха». От Маймуна передается, что во сне перед ним поставили труп чернокожего человека и повелели ему есть мясо этого трупа. Он спросил о причине этого, и ему ответили: «Это из-за того, что ты возводил хулу на раба такого то человека». Маймун воскликнул: «Я ничего о нем не говорил». И тогда ему сказали: «Поистине, ты слышал, как на него возводят хулу, и ты ничего не отрицал». После этого сна Маймун никогда ни о ком не отзывался плохо, и никому не разрешал возводить хулу на другого в своем присутствии. Из этого следует, что человеку, находящемуся в обществе других людей, необходимо стараться воспрепятствовать совершению всего неодобряемого и защищать тех братьев своих, на которых возводится хула. Поскольку и Пророк (мир ему и благословение) побуждал людей к этому, ибо известно, что Он сказал: «В День воскресения Аллах защитит от огня лицо того, кто станет защищать честь своего брата» (Ат-Тирмизи). Да упасёт нас Аллах от подобного бедствия, ведь всё это представляет собой выражение согласия с тем, кто хулит другого человека, а согласие с хулой также является хулой. Более того, не выразив злословящему своего порицания словами или хотя бы сердцем, когда человек боится говорить, промолчавший становится соучастником злословящего, ибо, если тот, кто боится говорить, не выражает своего порицания хотя бы сердцем, он становится соучастником злословящего.
О том, что позволяет удерживать язык от злословия
Знай, что все нравственные пороки лечатся исключительно с помощью знания в сочетании с практическими действиями. Для того чтобы полностью отказаться от злословия необходимо пройти определенный курс лечения. Прежде всего, человеку необходимо узнать о том, что, если он станет злословить о других, то навлечет на себя гнев Аллаха Всевышнего за совершение того, что было запрещено Аллахом. Ведь если раб Аллаха уверует в то, что было сказано относительно хулы, он уже никого не станет хулить из страха перед тем, что узнает. Пользу ему может принести также размышление о собственной душе, ибо если он обнаружит недостатки в самом себе, то будет заниматься ими. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Радость тому, кто занят своими недостатками от недостатков людей!» (Баззар). И после того как человек узнает о собственном недостатке, стыд уже не должен позволять ему прекращать порицать самого себя и начинать порицать других, ибо это должно убедить его в том, что внутренняя неспособность другого избавиться от данного недостатка подобна его собственной неспособности.
О запретности злословия сердца, что выражается в дурных мыслях о людях
Знай, что дурные мысли являются столь же запретными, как и дурные слова. Таким образом, тебе не только запрещается рассказывать одним людям о недостатках других, но даже плохо думать о своём брате. В данном случае я имею в виду убеждённость сердца и его решение относительно того, что другому человеку присуще нечто дурное; если же говорить о случайных мыслях и обычных речах души, то это простительно.