Жертвоприношение — это важная сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Для человека, у которого есть возможность, желательно ежегодно приносить в жертву животное. Такому человеку становится нежелательным пропускать эту важную сунну.
Одной из особенностей Пророка (мир ему и благословение) была обязанность приносить в жертву животное в праздник Курбан-байрам, а для его (мир ему и благословение) общины это является только желательным.
В этот праздничный день можно принести в жертву верблюда, корову (быка), овцу (барана) или козу (козла). За одного человека можно резать годовалую овцу или двухгодовалую козу. Одну двухгодовалую корову (быка) можно резать за семерых. Имеющему намерение принести в жертву животное за себя с начала месяца зуль-хиджа до десятого дня (до Курбан-байрама) желательно не удалять ногти и волосы.
Самое ценное для жертвоприношения — баран (овца), затем коза. Также ценно упитанное, белого цвета животное. Нельзя резать, если животное беременно, худое, паршивое, хромое, слепое и т. д.
По мазхабу имама Шафии (да смилуется над ним АЛЛАГЬ) животное, у которого ухо отрезано для клейма больше обычного для жертвоприношения не подходит. При этом нужно ссылаться на мазхабы имама Абу Ханифы или Малика (да смилуется над ними АЛЛАГЬ).
Можно резать животное, если сомневаешься в том, что оно беременно или глаза у него замутнены. Для жертвоприношения так же годится животное со слабым зрением: безухое (сроду), с рваным ухом, кастрированное, с выпавшими зубами, не слишком худое.
Самое лучшее (ценное) время для жертвоприношения — это когда солнце поднимется на размер штыка (на размер семи локтей) десятого числа месяца зуль-хиджа. Это время сохраняется до захода солнца последнего дня ташрика, т. е. 13 числа зуль-хиджа. Нельзя резать животное раньше этих дней.
При жертвоприношении необходимо совершить намерение (как для желательного, так и для фарза): Например: "Я намереваюсь (за мою дочь Патимат с ее согласия) совершить суннат — жертвоприношение. Аллаху Акбар". Если это обязательный курбан, то говорят "фарз" вместо "суннат".
По мазхабу имама Шафии (да смилуется над ним АЛЛАГЬ) нужно перерезать все горло и пищевод. По мазхабу имама Малика (да смилуется над ним АЛЛАГЬ) режут горло, пищевод и артерию около них. По Абу Ханифе (да смилуется над ним АЛЛАГЬ) из этих четырех нужно резать большую часть трех органов.
Тот, кто режет, должен быть мусульманином, разумным, способным резать будь им мужчина, женщина или ребенок. Тому, кто режет, желательно жалиться над животным, не нужно тащить его на место забоя, на землю его нужно класть осторожно, не туго затянув ноги. Наваливаться сверху на животное не нужно. Ножи нужно точить в стороне от жертвы. Не надо резать перед другими животными. Нож должен быть наточен так, чтобы хватило одного раза провести по горлу. Освежевать можно только тогда, когда убедишься в бездыханности животного. При жертвоприношении нужно помнить о повиновении (покорности) АЛЛАГЬУ. Нужно восхвалять и воздавать шукру Ему за то, что покорили нам таких больших животных и за Его великие блага.
Желательно резать курбан за себя самому или присутствовать при этом.
Перед тем как резать, желательно прочитать такбир, в заключении сказав: "Бисмиллаhи Аллаhу акбар", затем "Инна салати ва нусуки ва махяя вамамати лиллаhи раббиль аля мина ла шарика лаhу ва бизалика умирту ва ана минал муслимин". В это время тот, кто будет резать животное, смотрит в сторону киблы и читает ду'а: "Аллаhумма hаза минка ваилайка фатакаббал минни иннака анта самиул алим".
Все мясо или одну треть от жертвоприношения лучше раздать как милостыню, но одну часть нужно отдать в сыром виде. Нельзя отдавать как милостыню жареное, вареное мясо, требуху, голову, ноги, жир или курдюк (тоесть в качестве той обязательной милостыни от его курбана). Шкуру жертвы нельзя продавать, а нужно отдать как милостыню.
Мясо жертвенного животного нельзя отдавать немусульманам в качестве садака, и бедным, которым дали это мясо, нельзя продавать его немусульманам. Если тот, кто принес в жертву за себя животное, после этого стал вероотступником (муртаддом), ему также нельзя есть это мясо.
Резать жертвенное животное за кого-то другого нельзя без его разрешения, даже если этот человек умер. Ученые Каффал и Убади бин Абул Хасан (да будет милостив к ним АЛЛАГЬ) говорят, что можно за умершего родственника резать, но все мясо нужно раздать.
За несовершеннолетнего ребенка а так же за умалишённого может резать курбан его отец или другой опекун, которые могут резать со своего имущества и при этом не нужно спрашивать разрешения тех, за кого режут. Но с имущества ребенка или умалишённого никто не имеет права резать за них курбан.
За пока не родившегося находящегося в утробе матери ребенка курбан не режут, и если даже зарежут, это не засчитывается курбаном.
За саму беременную женщину тоже не обязательно резать курбан. Для неё, как и для всех других, это является желательным. Если за беременную женщину режут курбан, думая, что это обязательно, в таком случае все мясо нужно раздать в качестве милостыни.
В книге "Икна'" пишется, что при жертвоприношении за себя можно перечислить и родных для получения вознаграждения всеми. Обязательным жертвоприношение становится, если обязался резать или назвал какое-то животное своим курбаном. Например, если сказал, что этого барана будет резать в Курбан-байрам, то это становится обязательным курбаном, даже если этот баран не соответствует условиям.
Мясо обязательного курбана нужно раздать полностью. Если от животного, названного для курбана, произошло потомство, то все самцы становятся обязательными для жертвоприношения, т.е. для них то же решение, как и для одного животного. Тот, кто совершает намерение для курбана, должен уточнить (определить), какую часть будет раздавать: одну треть или полностью.
Многие люди, когда покупают животное, договариваются заплатить определенную сумму за каждый килограмм, взвесив после того, как зарезал. Так делать нежелательно, особенно когда покупают для курбана, потому что есть разногласия среди ученых и большинство из них склонны к тому, что такая сделка не действительна. Это подобно тому как будто он принес в жертву не свое животное.
Каждому, кто имеет намерение принести в жертву животное в день Курбан-байрама, следует уточнить у имама все детали, которые он сам не знает или в чем сомневается.