Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Личности Наставление учителям

Когда учитель является мусульманином, и когда он обучает детей-мусульман, ему будет лучше знать и использовать в своей педагогической практике религиозный аспект их менталитета и особенности культуры и традиций этого народа. Педагогический потенциал ислама и национальной культуры имеет тысячелетний опыт, он заложен в генах каждого человека, и используя его любой учитель быстрее и лучше достигнет целей обучения и воспитания. Именно поэтому мы предлагаем ознакомиться с особенностями исламской педагогики.

Где бы мы ни работали и кем бы мы ни были нам все равно придется отвечать перед Всевышним по Его законам, а не по каким-либо другим. А об использовании предоставленных Им же возможностей, несомненно, будет отдельный спрос.   

Качества, которыми должен обладать учитель

Учитель должен быть квалифицированным в своем деле, чистым сердцем и языком, отдаленным от хулы, справедливым в религии, наставляющим во всех направлениях, довольным своим материальным состоянием, из почтенного рода и годами старше, чем его ученик. Он не должен быть злым, иметь отношения с правителями и заниматься мирским, отвлекая себя от религиозного.

Обязанности учителя

1. Учитель должен почитать и уважать нового ученика, пока тот не привыкнет к новому занятию. Он подобен дикой птице, которая тоже в первое время дичится, пока не привыкнет к нежному отношению. Ильм (наука) вначале бывает очень трудным, горьким и учителю следует подготовить ученика, изучая его характер. Как сказал наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Ильм — трудное, горькое, делайте его сладким и желанным посредством проявления к ученику мягкости и вежливости».

2. Затем учитель должен приступить к объяснению этики поведения ученика, потом начать обучать его, так как обучение невозможно без соблюдения этики. Сказано, что у кого нет адаба (этики), у того нет ильма.

3. Для учителя важно знание состояния ученика и по нему определять степень его нагрузки. Нельзя перегрузить его, иначе он впадет в отчаяние, последует за услаждением плотских страстей. Тогда будет очень затруднительно обучать такого человека. Также нельзя ставить рядом в обучении способного и отстающего, так как это повлечет за собой халатность в способном и лень в слабом.

4. Учителю нельзя обучать человека, который не уважает и не почитает  его, так как ильм невозможно получить при отсутствии уважения к учителю. Учитель, долго не обращающий внимания на эти моменты, нанесет вред, потратив напрасно время.

5. Речь учителя должна быть ясной, образной и понятной. Он должен искать самый лучший и легкий путь для объяснения урока, разъяснять трудные места, давать полную информацию о предмете и довести до ученика суть темы. Если у учителя нет такого навыка, таких умений, то ученик не получит никакой пользы от занятий.

6. Учитель, обучая других, обязан иметь искреннее намерение наставить рабов АЛЛАГЬА на верный путь. Если Всевышний наставляет человека посредством его усилий, это лучше, чем раздавать милостыню и все имущество этого света. Если исправит учитель своим наставлением грешного раба АЛЛАГЬА, это угоднее Всевышнему АЛЛАГЬУ, чем поклонение всех людей и джиннов. 

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), отправляя Муаза (да будет доволен им АЛЛАГЬ) в Йемен, сказал: «Наставление АЛЛАГЬОМ, благодаря твоему труду одного человека для тебя лучше, чем весь этот свет со всем, что в нем есть».

7. Учитель должен разъяснять разные дисциплины на доступном языке ученику, так как сказал наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Общайтесь с людьми на том языке, который им понятен». С обычными людьми тоже подобает вести разговор на понятном, легком им языке. 

Родители обязаны находить учителей с такими качествами, и уповая на АЛЛАГЬА, поручать им своих детей и стараться, чтобы те не оставили его. Так как ильм можно получить только лишь постоянным посещением учителя. Как гласит поговорка: «Тот, кто устоит, удержится (на чем-либо), тот вырастет и получит плоды своего труда». Имам  Абу-Ханифа (да смилуется над ним АЛЛАГЬ) сказал: «Я удержался возле моего учителя Хаммада (да смилуется над ним АЛЛАГЬ) и созрел в ильме». Так же как созрели Мухаммад ибн Хусайн Шайбани, Абу Юсуф и Зафар (да смилуется над ними АЛЛАГЬ), так как они удержались возле Абу-Ханифы (да смилуется над ним АЛЛАГЬ).

Искать знания — поклонение

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто изучил ильм (знания) и обучил ему людей». В хадисе, переданном от Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им АЛЛАГЬ) говорится: «Изучать ильм ради Всевышнего АЛЛАГЬА — благой поступок, искать знания — поклонение, учение его — тасбих, проводить исследование в ильме — джихад, обучать ему того человека, который его не знает — милостыня и передавать его людям достойным его — поклонение». А в другом хадисе сказал: «Того, кто познал, изучил ильм, следовал за ним и обучил ему других, называют в небесном мире великим».

Хорошим учителем является тот, кто не ждет материального вознаграждения, стесняясь Создателя, приближает к себе бедного ученика и вежлив с ним, прост в общении с учениками, не проявляя гордости и высокомерия.

Кто занялся ильмом, тот взял на себя ответственность изучения и преподавания, а также соблюдения этики и обязанностей. Учитель должен начать с самого необходимого для ученика на этом свете и в мире ином, так как обучение подобно строительству и реставрации дома.

Акрамат (да будет доволен им АЛЛАГЬ) сказал, что ильм имеет цену. Его  спросили о том, какова же его цена? Он ответил: «Передать его тому, кто осилит его и не потеряет».

Не подобает алиму скрывать ильм от достойных людей. Так как обучение ильму недостойных его людей является утратой его, а скрывать его от достойных его людей является притеснением (зульм), и за каждое сокрытие будет учинен допрос в День Суда.

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто знает и скрывает ильм, в Судный День надевают огненную уздечку». В другом хадисе говорится: «Алима наказывают в День суда за то, что он скрывал свои знания. Невежду наказывают за то, что молчал, соглашался со своим невежеством».

Также не подобает учителю затягивать урок, это может надоесть. Услышанное от других следует передать, не добавляя и не убавляя ничего. Так как предать человека в ильме (в информации) хуже, чем предать его в материальном. Не подобает рассказывать людям все, что услышал, не проверив подлинность информации. Вдруг это неправда и в результате можно попасть в смуту (или придется взять на себя ответственность и ответить за переданную сплетню). Тот, кто передает ильм понаслышке, не проверив подлинность его, рассказывает, что попало, попадет в ад без всякого допроса.

 

Муфтият Республики Дагестан

Хасавюртовский региональный отдел просвещения и исламского призыва

Наш сайт:       as-sunna.ru

Эл.почта:        as-sunna@bk.ru

Телефон:         8(928)597-81-11


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция