Дозволена ли рабита по Шариату или нет? Нам приходится говорить на эту тему, потому что мусульман охватило такое невежество, что вещи, которые были очевидны для предыдущих поколений, стали непонятны в наши дни. Однако перед тем как высказать суждение о чем-либо, мы должны дать определение тому, о чём хотим вынести суждение. Шариат не дозволяет выносить какое бы то ни было суждение о том, смысла чего мы не понимаем.
Итак, сначала нужно дать определение рабите, чтобы понять, противоречит это нашей акыде или нет.
В арабском языке «ар-рабита» означает «связь чего-либо с чем-либо». В терминологии накшубандийских устазов рабита — это представление совершенного муршида, который достиг самой высокой духовной степени «фана фи затиЛЛях». Рабита — это получение милости Аллаха, файза, через посредничество Пророка (ﷺ), и больших авлия Аллаhа.
Спрашивается: можно это делать или нет?
В качестве введения приведем слова Хасан-устаза, куддисса сирруhу, из его книги «Сифруль-асна» (с. 56-57):
«Знай, что в сердцах сподвижников постоянно была сердечная любовь, а также эта любовь и сердечная связь была у табиинов и таби табиинов».
Говоря нашим языком, в их сердцах эта любовь появлялась как бы автоматически. Им не надо было выделять определенное время, чтобы представлять тех, кого они любили, чтобы вспоминать о них. У них всё это происходило естественно. Их сердца не были связаны с мирским. Они любили то, что любил Пророк(ﷺ), и не любили то, что он не любил.
Но когда времена стали портиться и сердца мусульман погрязли в пороках, тарикатские устазы начали повелевать своим мюридам совершать утром и вечером определённые действия, которые оживляют сердца. Устазы были вынуждены повелевать вспоминать праведников, чтобы люди вспомнили Аллаhа. Пророк(ﷺ), сказал о праведниках: «Когда их видят — вспоминают Аллаhа». Этот хадис приводит ибн Маджа и имам Ахмад в своем «Муснаде». Когда человек видит праведника, он вспоминает об Аллахе. Также когда человек вспоминает праведника, то вспоминает об Аллахе. Это помогает побороть пороки. Устазы стали называть эту любовь рабитой.
Можно называть её рабитой, можно как-то иначе, проблема не в слове. Вопрос в следующем: можно ли вспоминать хороших людей или нет? Любой разумный человек скажет, что можно. Кто же станет это отрицать?! Все знают, что, вспоминая плохих людей, человек может совершить дурной поступок, а вспоминая хороших — сделать что-нибудь хорошее. Как между человеком и предметом его размышлений появляется связь, так и между праведником и тем, кто о нём постоянно думает, появляется духовная связь. Через эту духовную связь мюрид получает хороший хал (состояние души) или тавфик (помощь) от Аллаха на совершение благого.
Пророк (ﷺ), сказал: «Души людей подобны собранному войску. И когда они друг друга познают, что их сердца тянутся друг к другу…». Праведники и духовно, и телесно находятся рядом друг с другом, наркоманы и алкоголики тоже и духовно, и телесно вместе. А праведники и грешники всегда порознь. Даже если они случайно окажутся рядом, это ненадолго. «…Но когда между душами нет знакомства, они отдалятся друг от друга». Этот хадис приводит Бухари и Муслим.
Когда Аиша (да будет доволен ею Аллах), была в Медине, туда из Мекки приехала одна женщина, которая смешила людей. Аиша (да будет доволен ею Аллах), спросила, у кого она остановилась. Та назвала имя женщины, которая тоже была известна тем, что смешила людей. Тогда Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказала: «СубханаЛлах, Аллах сводит вместе тех, чьи души похожи». Эту историю рассказывает аль-Хасан ибн Суфьян в своем «Муснаде» (с хорошим иснадом).
Когда человек читает Коран, понимая его смысл, он всегда представляет себе то, о чём говорится в Книге Аллаха. В суре «Мухаммад» (в 24-м аяте) сказано:
Смысл: «Разве вы не размышляете о Коране, но ваши сердца запечатаны». Иными словами, люди не могут понять смысл аятов. Когда мы читаем Коран от начала и до конца, разве мы не стараемся размышлять о прочитанном? Это и есть рабита! Когда мы читаем, мы пытаемся представить себе то, о чём говорится в Коране. Например, читаем суру «Аль-Бакара», где Аллах говорит ангелам:
«Поистине, я сделал [Адама] своим наместником на земле».
Затем ангелы говорят Аллаху:
«Неужели ты сделаешь своим наместником того, кто будет сеять смуту и проливать кровь?»
И мы представляем себе всё это. Читаем суру «Ибрахим» — и пытаемся вообразить описанное. Это всё рабита. Читаем про Юсуфа, алайhи ссалям, которого братья продали в рабство и который потом оказался в Египте — и представляем, как это было. Это называется «духовное представление» в улум аль-Куран (наука о Коране). И оно дозволено. Это один из признаков совершенства Корана. Когда мы читаем суру «Марьям», то будто своими глазами видим те трудности, которые она испытала. В суре «Аль-Касас» тоже рассказывается множество историй. А в суре «Аль-Кахф» говорится про Хизри и Мусу, алайhи ссалям…
Сказать, что рабита запрещена, — это всё равно, что запретить размышлять над аятами Корана и представлять то, что в них описано.
Возьмем суру «Аль-Фатиха», которую мы каждый день читаем в намазе, не размышляя над её смыслом. Если бы мы размышляли, то у нас было бы понимание. Там говорится:
«Направь нас на истинный путь».
Что это за путь?
«Путь тех, кого Ты облагодетельствовал».
Кого Аллах облагодетельствовал? Кто эти люди? Во-первых, это Пророк, (ﷺ), затем сподвижники, затем имамы, вали, шейхи, все великие люди, которые приложили множество усилий, чтобы донести до нас религию. Входят ли в их число три имама Дагестана? Входят. Делали эти три имама рабиту? Делали. Что еще нужно дагестанцам?! Что случилось с дагестанцами — непонятно. То ли это влияние извне, то ли это всё от того, что люди растут на сомнительной и запретной пище! Взгляните на историю Дагестана — там только люди тариката! Возьмем алимов Шариата: Мухаммад Тахир аль-Карахи, Али аль-Чохи, да будет Аллах ими доволен. Они были ашаритами, следовали мазхабу Шафии, признавали все остальные мазхабы следовали накшубандийскому тарикату. Они шли «не путём тех, на ком Твой гнев», то есть не были иудеями, и «не путём тех, кто заблудился», то есть не были христианами.
Каждый раз, читая «Ташаhhуд», мы говорим: «Мир тебе, о Пророк, и благословение». В арабском языке «йа» — это обращение к тому, кто далеко, а «йа аюха» — это обращение к тому, кто близко. Это известно каждому, кто изучал арабскую грамматику. Что мы говорим дальше? «А также мир нам и благочестивым рабам Аллаха». Кто нам тут приходит на ум? Во-первых, Пророк, (ﷺ), затем 4 праведных халифа, остальные сахабы и великие алимы, которые донесли до нас Ислам.
Еще можно вспомнить 119-й аят суры «Тавба»:
«О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведниками».
Имеется в виду: будьте рядом с ними как телом, так и душой. Разве после смерти Пророка (ﷺ), сподвижников отрезало от него? Нет! Потому что образ Пророка (ﷺ), всегда был вместе с ними.
Ни один разумный человек не может сказать, что, пока Пророк (ﷺ) жив, надо быть рядом, а после его смерти надо его забыть и никогда не вспоминать. Тот, у кого есть хоть немного понимания религии и хоть чуть-чуть адаба, никогда такое не скажет.
Рабита особенно актуальна в наши дни, когда сердца запачканы образами из телевизоров. Рабита — это своего рода духовный ластик, который стирает дурные образы. Наши враги знают о силе рабиты и поэтому заставляют своих последователей выступать против нее. Ведь благодаря рабите в сердцах появляется любовь к праведникам, а когда появится любовь к праведникам, мусульмане объединятся, а когда мусульмане объединятся, враги уже не смогут нами так легко управлять.
Также следует понимать, что Аллах наделил человека воображением. Если связывать сердце с чем-нибудь хорошим, то будешь совершать праведные поступки, а если связывать сердце с плохим, то будешь стремиться к плохому.
Также нужно знать, что в суре «Юсуф» рассказывается, что Зулейха, жена Азиза, стремилась соблазнить Юсуфа мир ему. В 24-м аяте сказано:
«И она устремилась к нему, и он — к ней, если бы не видел знамений Аллаха».
В тафсире сказано, что перед Юсуфом, мир ему, предстал его отец Якуб мир ему, и ударил его по груди. И Аллах сделал так, что страсти вышли из пальцев Юсуфа мир ему. В Тафсире Джалялайн, и ат-Табари и ибн Касира передаётся, что об этом рассказал ибн Аббас.
Любовь связывает твоё сердце с тем, что ты любишь. Масса людей делает рабиту на дунья (мирское), то есть связывают свои сердца с этим миром. Тех, у кого рабита с религией, очень мало. Рабита на мирское никогда не даст связать сердце с религией. А любви к Аллаху (свят Он и велик), к Пророку (ﷺ), его сподвижникам, имамам, алимам которые передавали нам ильму, к сожалению, сейчас немного. Мы не в состоянии понять всю значимость религиозной рабиты, потому что наши сердца захвачены мирской рабитой. Поэтому, когда люди, которые 24 часа в сутки гоняются за мирским, видят, как кто-то в течение пяти или десяти минут представляет праведника, сохраняя хузур и соблюдая адаб, они мигом начинают обвинять его в ширке.
Мы должны знать, что есть два вида действий: действия тела и действия сердца. Любые движения тела и воображение дозволенного также дозволены. Всё оценивается по намерению. Если человек представляет праведника и говорит: «О Аллах, дай мне такие же знания, какие Ты дал этому праведнику, дай такой же нрав и тавфик для такого же поклонения», — это хорошо, ведь при упоминании праведников ниспосылается милость-Аллаха.
Надеемся, что разумному человеку будет этого-достаточно.
Хасавюртовский региональный отдел просвещения и исламского призыва.