Хатму и салават делают в промежутке между вечерним и ночным намазами, это и есть их время.,
1. Выключить свет, (сидеть в темноте) закрыть глаза до конца Хатму-Салавата.
2. Быть внутренне убежденным, что там присутствуют душа нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и всех устазов.
3. На хатму присутствуют только совершеннолетние мюриды.
Они должны приходить только в своей одежде (не надевать чужую одежду и обувь).
Быть в омовении (является очень желательным перед хатму-салават сделать полное омовение).
Быть очищенным от не приятных запахов (пота, чеснока, табака и т.д.) и надушиться благовониями.
Если не соблюдать этику пребывания на хатму, бараката будет мало. Поэтому при возможности желательно искупаться.
Нельзя забывать про одежду, на хатму следует приходить в рубашке с длинными рукавами, пуговицы воротника надо застегнуть чтоб не была видна оголенная область груди, кроме случаев когда снизу рубашки с длинными рукавами одета футболка. Также, не следует забывать и про носки, особенно в летнее время, многие при посещении хатму забывают про носки. Адабом хатму также является головной убор.
Обратите внимание вот еще на что, на хатму мюриды шазилийского тариката-совершают рабиту только на Сайфулла Кади (къ.с.), слева Абу Хасана Щазили (къ.с.), справа представляют Пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует).
Мюриды накъшубандийского тариката совершают рабиту на Махмуда Афанди (къ.с.), даже если на хатму присутствует живой шейх. Рабиту надо совершать так, представляя шейхов чуть выше от себя. Слева от Махмуда Афанди (къ.с.) надо представить Халида Багдади (къ.с.) а справа Пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует).
Примечание: позади них надо представить круг всех шейхов которые входят в цепочки истинных шейхов тариката шазалия и накъшубандия, шазалийские мюриды представляют круг истинных шейхов шазалийского тариката, а накшубандийские мюриды представляют круг истинных шейхов накшубандийского тариката.
При чтении хатму надо соблюдать правило произношения (махрадж), если мюрид которому дали разрешение проведения хатму не знает правило произношения — он должен найти человека который обладает махраджем, с условием что он будет находиться рядом с читающим хатму.
От начала и до конца Хатму-Салавата сидеть на коленях в образе, что сидишь перед устазом (больному исключение).
4. Салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и ля хIавля валя…за ведущим произносить столько, сколько камешков тебе досталось. При чтении их (Салавата и ля хIавля валя..) будьте осторожны ни одна буква не должна быть излишне сказана и ни одна буква не должна пропущена. Если такое случилось, остановите ведущего, чтобы заново начать, иначе портиться хатму всех присутствующих и основной грех падает на того, кто ошибся и об этом не сказал. При чтения не отставать и не опережать ведущего.
5. По окончании Хатму-Салавата не вести лишних разговоров. Желательно принять сладость. И воздерживаться от питья холодной воды.
6. На Салавате допускается присутствие не мюридов и не совершеннолетних.
Читают во время хатму (воскресенье)
Аллагьуму салли гIала саййилина МухIаммадин ва гIала алигьи
ла хlавла ва ла къуввата илла биллагь
Читают во время Салавата
" Ссалавату ллаhи ва малаикатиhи ва анбияиhи ва русулиhи ва джами‘и халкъиhи ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммад ‘алайhи ва ‘алайhиму ссаламу ва рахматуллаhи ва баракатуhу ".
Автор: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн ат-Тасфави
Книга: Аль-фатху раббани
Комментарий: Алигаджи Сайгидгусейнов: