Двадцать адабов, касающихся самого человека:
1. Богобоязненный мюрид должен выбрать богобоязненного устаза с иснадом до Пророка (ﷺ).
2. Мюрид должен все пять намазов совершать вовремя и, по возможности, в джамаате.
3. Перед каждой сурой в намазе следует вслух читать: «Бисмилляhи-р-рахмани-р-рахим».
4. При совершении руку и суджуда следует произносить слова «Субханараббияль азым ва бихамдиhи» и «Субханараббияль аля ва бихамдиhи»четко и не торопясь. В джамаат-намазе следует повторять эти слова три раза, со спокойным сердцем.
5. Нельзя оставлять тахаджуд-намаз тому, кто его совершает. Пусть будет хотя бы два ракаата!
6. Мюрид должен усердствовать в суннат-намазах до и после фарзов.
7. Мюрид должен быть правдивым (сидк) в словах и поступках.
8. Мюрид должен хорошо относиться к родителям, особенно к матери.
9. Мюрид должен быть постоянен в любви к шейхам.
10. Следует уважать всех мюридов, особенно больших.
11. Нельзя причинять вред другому мюриду.
12. Следует почитать и любить всех авлия — «приближенных» рабов Аллаха.
13. Необходимо любить все творения Аллаха, нельзя разрывать отношения с другими людьми. Особенно надо любить братьев-мюридов, то есть мюридов твоего шейха. Необходимо быть с ними мягким и прощать обиды, нельзя вызывать их гнев. При общении с человеком нужно учитывать его характер и интеллектуальные способности.
14. Нужно гневаться на того, на кого гневается устаз. Также следует любить того, кого любит устаз, и дружить с ним, даже если он не в тарикате.
15. У мюрида должен быть и’тикад, то есть убеждённость в устазе и во всём, что от него исходит.
16. Мюрид не должен проверять своего устаза.
17. Нужно правильно относиться к испытаниям, которые Аллах посылает для проверки. Только грешники, о которых Всевышний часто говорит в Коране, неверно толкуют испытания.
18. Мюрид не должен никому рассказывать о своём вирде. Но нет ничего плохого в том, что мюрид просто перебирает чётки, не подчеркивая, что выполняет вирд.
19. Мюрид не должен быть небрежен в совершении вирда и не должен его пропускать без уважительной причины. Если мюрид болен, он может совершить вирд с опозданием.
20. Мюрид не должен самостоятельно раздавать вирды, если у него нет достоверного разрешения от устаза.
Десять адабов, касающихся вирда
1. Следует выполнять вирд с адабом. Нужно сидеть, как в ташаххуде (во время чтения «аттахияту»), положив руки на колени, закрыв глаза, опустив голову.
2. Следует выполнять вирд, повернувшись в сторону Киблы, если только мюрид не находится в пути. Если мюрид сидит в круге, то тоже не надо поворачиваться в сторону Киблы, потому что гораздо важнее сохранить круг.
3. Мюрид должен находиться в состоянии рабита при чтении вирда (вне зависимости от типа вирда). Если он не может, то пусть хотя бы совершает рабита до вирда, чтобы подготовиться.
4. Мюрид должен следить за смыслом того, что он читает в вирде.
5. Следует читать вирд вслух — так, чтобы его слышал нафс мюрида. Это правило не относится к вирдам, которые вслух не читают (например, сердечный зикр). Но суры, которые мюрид читает перед вирдом, шазилийский вирд (истигфар, салават и зикр), а также истигфар и салават, который читают накшубандийские мюриды, надо читать вслух.
6. Мюрид должен скрывать совершение вирда.
7. Нужно совершать вирд спокойно, не спеша и не допуская ошибок в чтении.
8. После чтения вирда нужно немного посидеть, сосредоточившись на своём сердце. Это называется вукуфуль кальб, то есть сосредоточение на Аллахе. Хасан-афанди, кудиса сируху, в «Хуласатуль Адаб» пишет:
«Желательно совершать вукуф нечётное количество минут (3, 5, 7, 9). Вукуф — это не то же самое, что рабита».
9. После вирда не нужно есть и пить. Если мюрида сильно мучает жажда, следует пить теплую воду. Нельзя пить воду и во время чтения. Сердце нагревается и притягивает к себе дары от Аллаха: файз, ахвал, то есть разные состояния. А если пить воду — всё это прекратится. Также прекращается шавк — влечение к Аллаху — и гаснет нур сердца.
10. Необходимо посещать салават и хатму.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АДАБЫ
Обязательные адабы, связанные с самим мюридом:
1. Мюриду не следует никого посещать, кроме своего устаза. Речь идёт о других шейхах, независимо от того, живы они или умерли. Можно посещать могилы пророков, сахабов и братьев в тарикате.
2. Мюрид должен быть свободен от вирдов, которые получил от других устазов. Однако мюрид, который переходит под воспитание другого шейха после смерти прежнего наставника, не должен оставлять свои вирды. Но если он просто переходит от одного шейха к другому, из одного тариката — в другой, то он должен оставить вирды прежнего тариката и соблюдать порядок того тариката, устазом которого является его нынешний шейх.
3. Нельзя оставлять вирд. Мюрид должен выполнять свой вирд до самой смерти.
Обязательные адабы, связанные с вирдами
1. Необходимо быть в омовении при выполнении вирдов.
2. Нужно быть одетым в чистую одежду и выполнять вирд в чистом месте, потому что с помощью вирда, которому обучает устаз, мюрид общается с Аллахом.
3. Нужно выполнять вирд, прикрыв аврат. Особенно это касается женщин.
4. Не нужно разговаривать во время вирда. Хотя, если зовут родители, дети должны отозваться. И если женщину позвал муж, она тоже должна отозваться.
5. При выполнении вирда нужно иметь чистое намерение: «я намереваюсь выполнить вирд, который мне повелел совершать устаз».
6. Совершая вирд, мюрид должен сидеть так, как в намазе, если есть возможность. Если мюрид не соблюдает адаб без уважительной причины, то он сам препятствует получению истинной пользы от вирда.
Автор: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн ат-Тасфави
Книга: Аль-фатху раббани
Комментарий: Алигаджи Сайгидгусейнов: