От Али передается, что он приравнивал игру в шахматы к азартным играм (майсир), запрещенным в Коране:
Они (люди) спрашивают тебя (о Пророк) об опьяняющем (вине) (можно ли употреблять, продавать и покупать) и азартной игре. Скажи: В них обоих — великий грех (и вред для веры, разума и имущества человека) и некая польза (получение выгоды) для людей, но грех их — больше пользы (так как они отвлекают человека от поминания Аллаха и молитвы, вносят вражду и озлобленность, и расточают имущество).
И они спрашивают тебя: что им расходовать (из их имущества в качестве милостыни)? Скажи (им): Остаток [то, что переходит за ваши потребности]. Вот так разъясняет Аллах вам знамения (и положения Своего Закона), чтобы вы размышляли (о том, что приносит вам пользу) (сура "Аль-Бакара", аят 219).
Также в Коране говорится:
О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющие (все, что затмевает разум), азартные игры, жертвенники (камни, где многобожники совершают жертвоприношение) и стрелы (принятие решения по стрелам) (являются) мерзостью (скверной) из деяния сатаны (грехом, который он украсил). Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми! (сура "Аль-Маида", аят 90)
Что касается ханбалитского и маликитского мазхабов, то у них шахматы, подобно иным азартным играм, запретны (харам) Джазири, Аль-Фикх аляль-мазахиб, 4/51). В маликитской книге Шарх аль-Мукаддимат аль-Иззия (с. 169) говорится: "Нельзя давать салям играющим в шахматы".
Самые мягкие в вопросе игры шахматы шафииты. Часть их считает это мубахом, но при соблюдении некоторых условий: чтобы игра не велась на деньги, чтобы не сквернословили и чтобы игра не способствовала откладыванию намаза и иных поклонений на потом. Иными словами, если эти три условия не соблюдаются, то и у шафиитов эта игра будет запретной (харам). Имам Навави же утверждает, что в шафиитском мазхабе шахматы — макрух (Навави; Фатава 261).
Среди ханафитов шахматы считаются запретными (харам) или близкими к запретному (макрух тахрим) Ибн Абидин, 6/394; аль-Джазири, 4/52).
Имам Маргинани в книге "Хидая" приводит хадис от Посланника Аллаха, мир ему и благословение:
Играющий в шахматы и нарды подобен вымазавшему свои руки в крови свиньи.
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что имам Абу Юсуф считал шахматы мубахом, если соблюдены некоторые условия:
1) не должно быть азарта;
2) игра не ведется постоянно;
3) и не наносится вред религиозным обязанностям (Ибн Абидин, 6/394).
Но в данном вопросе (в ханафитском мазхабе) мнение Абу Юсуфа не берется. Кроме того, что большинство ханафитских ученых причислили данную игру к запретному, были и те, кто причислял игру в шахматы к большим грехам, поскольку приравнивание шахмат к мубаху несет смысл помощи шайтану в борьбе против верующих. Даже приветствие (салям) играющему в шахматы — макрух (Фатава аль-Хиндия, 5/326).
Али увидев группу играющую в шахматы, высказал им порицание и добавил, что они не были созданы для этого (Навави, Фатава 262; Хашия, Ианатут Талибин 4/280).
Абдуллах бин Умар считал шахматы еще более мерзкой игрой, чем нарды (более подробно в Куртуби 6/291-292)).
А в книге "Кашфуз зунун" мы узнаем, что даже есть отдельная книга о запретности шахмат "Тахрим аш-шатрандж, Мухаммад бин Али" (1/959).