Значение арабского слова «закат» заключается в очищении и совершенствовании чего-либо. Мудрость того, что милостыня нуждающимся, оказываемая людьми, обладающими материальным благосостоянием, называется именно словом «закат», проявляется в том, что этим самым состоятельные люди очищают свое имущество от всяких нечистых составляющих, и благодаря закату совершенствуют свое дело, оберегая свое имущество от возможных проблем.
При рассмотрении ситуации, когда имущества какого-либо человека касается такая беда, как его скотину убивают волки, как его обворовывают или как стихийные бедствия: пожар, буря, паводки, в результате чего он теряет свое имущество, чаще всего оказывается, что этот человек не был внимательным к выплате возложенного Аллахом заката.
И еще ученые считают, что мудрость значения этого слова заключается в пополнении или совершенствовании имущества бедного нуждающегося человека тем, что состоятельный дает ему в качестве заката.
Выплата заката является третьей из пяти основ исламской религии.
Выплачивать закат, кормить бедных, делиться своим имуществом, помогать нуждающимся, призывать людей к таким деяниям было и в доисламский период во всех религиях Аллаха, но так, как это стало обязательным в исламе, в других религиях не было.
Закат был обязательным для мусульман еще в тот период, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) находился в Мекке, и до тех пор, пока он (мир ему и благословение) не переселился в Медину, не было точно указано имущество, с которого следует выплачивать закат, не были определены его условия и объемы. На второй год хиджры все было основательно определено и со всеми разъяснениями сделано обязательной для уммы.
Важность заката в исламе
Выплата заката состоятельным человеком от своего имущества в пользу нуждающегося имеет особое значение в исламской религии. В Священном Коране есть тридцать аятов, имеющих прямое отношение к закату. В двадцати семи из них закат связан с намазом, считающимся основным столпом ислама. Каждый, с имущества которого становится обязательным выплата заката, должен незамедлительно передать его тем, кому предписано получить закат, или передать имаму. Если кто-либо отказывается или уклоняется от выплаты заката, имам насильно отбирает положенное.
Если жители одного села, города или всей страны отказываются выплачивать закат, в исламском государстве при наличии необходимой силы имам обязан подчинить их даже ведением войны. И если во времена близкое к концу света, когда ослабла вера людей, и когда нет должного справедливого сильного государственного управления по исламу, кто-либо подумает о том, кто может отобрать у него его личное имущество, то беды, которые настигнут его в этой жизни, будут слишком малой частью по сравнению с горькими и тяжелыми мучениями в ахирате.
Любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
»مَنْ آتَاهُ اللَّهُ مالاً، فَلَمْ يُؤَدِّ زَكاتَهُ، مُثِّلَ لَهُ يَوْمَ القِيَامَةِ شُجَاعاً أَقْرَعَ، لَهُ زَبِيبَتَانِ، يطَوَّقُهُ يَوْمَ القِيَامَةِ، ثُمَّ يَأْخُذُ بِلِهْزِمَيهِ ـ يَعْنِي شِدْقَيهِ ـ ثُمَّ يَقُولُ: أَنَا مالُكَ، أَنَا كَنْزُكَ،«ثمَّ تَلاَ: ﴿وَلاَ يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ﴾ الآية.
Смысл: «Кто бы ни был, кому Аллах по своей милости даровал имущество, и тот не выплачивает закат, в Судный день это имущество будет ему показано в виде двуглавой змеи, которая будет обвиваться вокруг его шеи, и взяв его за обе челюсти скажет: «я твое имущество, я твои сокровища».
Затем любимый Пророк (мир ему и благословение) прочитал следующий аят Священного Корана:
﴿وَلا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَهُمْ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَهُمْ سَيُطَوَّقُونَمَا بَخِلُوا بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَة﴾
Смысл: «Пусть не обольщаются те, которым Аллах по своей милости даровал имущество, и пусть не думают, что это для них является благом, это для них не является благом, то, чем они обольщены, в Судный день будет навешено на их шеи».
Есть хадисы нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) о наказаниях для тех людей, кто не выплачивает закат с того имущества, которое ему дано Аллахом так, как возложил сам Аллах. Таких хадисов много, упоминать здесь всех их мы не сможем, но для обладающих сознанием и верой будет достаточно и одного аята и хадиса.
Да одарит Аллах всех мусульман твердой верой!