Хасан-устаз родился в селении Кахиб в 1852 году.В 1937 году его посадили в тюрьму. В то время верующих преследовали и убивали, а грешники совершали множество мерзостей. В тот год Всевышний из-за того, что мусульмане притесняли друг друга, наказал мусульман, поставив над ними тирана. Из-за несправедливости тиранов множество людей сгинуло в тюрьмах.
Хасан-устаз вырос в небогатой семье, его молодостьне прошла в получении наслаждений, он не утопал в роскоши. Хасан-устаз вырос сиротой. Его отец аль-Хадж Мухаммад умер в городе Джидда, возвращаясь из хаджа.
Тогда Хасан-уста был еще грудным младенцем. Его воспитывала мать, которая отличалась богобоязненностью и зухдом, то есть была равнодушна к мирскому. Ее звали Зубайдат. Она учила его только хорошему, ведь очень многое зависит от матери и от того, как она воспитывает ребенка. Хасан-устаз начал изучать чтение Корана уже в 7-летнем возрасте. Он начал изучать основы Ислама под руководством ‘алима из Кахиба аль-Кади Хасанбека. Каждое утро он брал у него урок, а потом весь день чабановал и повторял пройденное. Так Хасан-устаз получал знания, причем получал он их не только от Хасанбека. Рассказывают, что Хасан-устаз никогда не спал на мягком, потому что от этого человек становится ленивым и потом не может поклоняться Аллāху должным образом. Повзрослев, Хасан-устаз начал заниматься канатоходством. Когда мать носила его в чреве, она увидела юношу-канатоходца и ей захотелось, чтобы ее будущий сын тоже этим занимался. И поэтому в юношестве Хасан-устаз занялся канатоходством, чтобы порадовать мать и исполнить ее желание. Никто не знает, как он этому научился, ведь сам Аллāх научил его этому. Когда он ходил по канату, то наставлял окружающих. Он спрашивал их со слезами на глазах: «Сможем ли мы в Судный день пройти по мосту Сират так же просто, как проходим по канату?» Идя по канату, Хасан-устаз постоянно читал силсилу (золотая цепочка преемственности) устазов.
И вот однажды Хасан-устаз пришел в селение Кулецма, чтобы ходить там по канату. Забираясь на канат с шестом в руках, он всегда громко произносил: «Аллāх». Тогда дети этого селения прочертили на земле линию, взяли в руки палки и стали ходить по этой линии, произнося: «Аллāх». Приезжий спросил у них, чем они занимаются. Дети рассказали, что приезжал канатоходец, который запрыгивал на канат, произнося имя Аллāха, и что они подражают ему. Тогда приезжий сказал: «Это не канатоходец, это валиАллāха, иначе вы не стали бы тут же повторять его действия». Это очень важно усвоить. Если мы хотим, чтобы за нами следовали и к нам прислушивались, то нужно направить сердца только к Аллāху. Один вали Аллāха говорил, что, когда домашняя скотина переставала ему подчиняться, он понимал, что ослушался своего Господа. Он говорил: «Если я не слушаюсь своего Господа, как животные могут слушаться меня?». Дети тут же начали копировать действия Хасан-устаза, потому что его сердце было направлено к Аллāху. Поэтому все так быстро его полюбили. В предисловии к книге «Ас-Сифру-ль-Асна» написано про богобоязненность и праведность Хасан-устаза. Следует знать, что вали определяется не по караматам. Ибн Атаилля Искандари пишет в «Хикамах», что иногда Аллāх может одарить своего раба караматами, даже если этот раб не достиг праведности. Кашфу-карамат — это испытание для раба. Аллāх испытывает человека: не возгордится ли он из-за своих караматов, не собьется ли с пути… Пророк Мухаммад говорил, что поседел после ниспослания первых аятов из суры «Худ». Почему Пророк так сказал? Дело в том, что в этой суре есть аят, смысл которого таков: «Будь праведным, как тебе было приказано, не отклоняясь ни вправо, ни влево, четко следуй приказу». Имам Газали приводит такой пример: «Муравей, оказавшийсяв огненном кругу, остановится в центре, ровно посредине, не отклоняясь ни вправо, ни влево».Верующий тоже должен оставаться в середине, никуда не отклоняясь. Покончив с канатоходством, Хасан-устаз продолжил изучать ‘ильму. Он получал пользу как от ‘алимов захира, так и от ‘алимов батына. Книги Хасан-устаза демонстрируют его красноречие. Он красноречиво разъясняет то, что не получилось разъяснить многим арабам.
Хасан-устаз пришел в тарикат, после того как посетил одного из мюридов шейха ‘Абдуррахмана Асави. Он увидел, как этот мюрид делает сердечный зикр с двумя четками, как это принято в накшубандийском тарикате. Они поговорили про тарикат, про устазов, и Хасан-устаз захотел посетить ‘Абдуррахмана Асави, чтобы взять вирд. Перед встречей с ‘Абдуррахманом Асави Хасан-устазу приснилось, как в мечетитечет чистая прозрачная вода. Он понял, что в его поездке к устазу будет баракат. Когда Хасан-устаз наконец встретился со своим устазом, шейх Асави сказал: «Я никогда не радовалсятак сильно, как сегодня, ведь сегодня я встретил тебя». Шейх Асави сказал так, потому что видел своим духовным оком (фираса), что Хасан-устаз станет его преемником и обновит тарикатв Дагестане, а его книги принесут огромную пользу мусульманам как в Дагестане, так и во всем мире. В одном из хадисов сказано: «Бойтесь фирасы (то есть духовного взора) верующего, потому что он смотрит нуром Аллāха».Хасан-устаз прошел воспитание под наставничеством ‘Абдуррахмана Асави, который любил его как родного сына, довел до уровня муракаба сиру и дал ему иджазу на наставничество. Хасан-устаз не захотел то, что ему дали иджазу,потому что понимал, что перед ним стоит непростая задача, и что ему придется пройти через множество испытаний как в этом мире, так и в следующем. Хасан-устаз скрывал иджазу в течение семи лет. Лишь после того как ‘Абдуррахман Асави приказал ему наставлять мюридов, Хасан-устаз занялся этим, потому что знал, что, ослушавшись устаза, он духовно погибнет. Шейх ‘Абдуррахман Асави умер, возвращаясь домой из повторного хаджа, в городе Джидда. Так Хасан-устаз стал сиротой во второй раз. Сначала умер его отец, а потом — его устаз ‘Абдуррахман Асави, который был преемником Джабраиля-афанди, а тот, в свою очередь, был преемником Махмуда-афанди. Получив весть о том, что его устаз умер, Хасан-устаз глубоко опечалился. В «Мактубат» приведено письмо Сайфулла-кади Хасан-устазу. В нем он выражает соболезнование, по поводу смерти ‘Абдуррахмана Асави.Сайфулла-кади и Хасан-устар хорошо относились друг к другу еще до того, как Хасан-устаз стал мюридом Сайфулла-кади. Хорошие люди всегда хорошо относятся друг к другу, даже если один — на западе, а другой – на востоке. Хасан-устаз не хотел получать иджазу, смирившись с ней лишь тогда, когда его заставили подчиниться. Он знал, что в одном из хадисов, переданном имамом Муслимом, Пророк сказал ‘АбдуррахмануСамурате: «Не стремись к власти. Если Аллāх даст тебе власть, о которой ты не просишь, Он поможет тебе. А если ты стремишься к ней, то Аллāх оставит тебя без Своей помощи». Хасан-устаз знал и другой хадис, приводимый имамом Бухари: «Поистине, вы стремитесь к власти, но в Судный день будете сожалеть об этом». Хасан-устаз понимал всю ответственность, возложенную на него. Понимал, что в Судный день ему придетсяотвечать. Хасан-устаз вовсе не стремился к власти, поэтому Аллāх дал ему тавфик. Книга «Аль-бурудж», которую Хасан-устаз написал за две недели уже будучи устазом, в полной мере показывает, каким тавфиком Аллāх его наделил. Мы изучаем эту книгу целый год под руководствомму‘аллима! Вот каким божественным знанием был наделен Хасан-устаз! Когда ‘Абдуррахмана Асави хоронили, собралось столько ангелов, что некуда было поставить ногу. Об этом пишет сам Хасан-устаз в книге «Сираджу-с-са‘адат».
Затем Хасан-устаз переходит под наставничество Шу‘айба аль-Багини. Далее мы более подробно расскажем про силсилу Хасан-устаза. Багини — это село в Чародинском районе, однако Шу‘айб аль-Багини был родом из Хунзахского района, из села Буцра. Потом он переселился в Багини. Его отца звали Идрисом. Шу‘айб аль-Багини довел Хасан-устаза до уровня «аль-Машрабу-ль-Мухаммадия» и покинул этот мир. После смерти Шу‘айба аль-Багини наставником Хасан-устаза становится Сайфулла-кади. Обратите внимание: Хасан-устазу дал иджазу ‘Абдуррахман Асави, который, в свою очередь, получилее от Джабраиля-афанди, а тот — от Махмуда-афанди. Но после смерти своего первого устаза Хасан-устар ничуть не возгордился и продолжил обучение под наставничеством Шу‘айба аль-Багини, хотя сам был не ниже его уровнем. Но он чувствовал свою ничтожность перед Аллāхом и считал себя ниже великих устазов, поэтому Аллāх так его возвысил. После смерти Шу‘айбааль-Багини наставником Хасан-устаза стал Сайфулла-кади. Хасан-устаз говорит, что сила воспитания Сайфулла-кади превышала силу воспитания его предыдущих наставников в 22 раза, ведь Сайфулла-кади испил воды от двух великих духовных источников: Махмуда-афанди и Зияуддина Кумушханави – великого ‘алима по акыде, тасаввуфу и хадису. Сайфулла-кади получил иджазу от его ма’зунаЗайнуллы Шарифи. Посмотрите, как Сайфулла-кади и Хасан-устаз любили друг друга, несмотря на то, что один был лакцем, а другой аварцем. Когда люди делают что-то ради Аллāха, никакого национализма быть не может. Сайфулла-кади любил Хасан-устаза больше родного сына, больше других родственников. Это все можно узнать, прочитав «Мактубат» Сайфулла-кади.Там все это невероятно красноречиво описано.
Перейдем теперь к важнейшему вопросу: какие именно духовные реки впадают в Хасан-устаза? Сначала приведем строки Саида-афанди из его книги «Назмаби».
Кутбу своего времени, озаривший страну,
Это обращение к Хасан-устазу.
Абу Мухаммад-‘Ариф Хасан-афанди,
Получивший изну от аль-Асави,
Океан знаний — удивлявший ‘алимов.
Что значит «удивлявший ‘алимов»? В Хунзахе был съезд ‘алимов по вопросам тариката. Когда Бадруддин-афанди приехал в Сирию, он рассказал нам об этом. Так вот, собралось много ‘алимов, и каждый раз, когда задавали какой-либо вопрос по тарикату, муташейхи принимались перелистывать книги, постоянно путались и не могли найти ответ. А когда спрашивали Хасан-устаза, он тут же находил нужный ответ в книгах. Да и как могло быть иначе, ведь, читая его книги, мы видим, что он прекрасно знал те труды, на которые ссылался?! Далее Саид-афанди пишет:
Второй изумруд — это Ахмад Талали.
Через аль-Хафиза Шу‘айба аль-Багини.
Его называют аль-Хафизом, потому что он за 6 месяцев выучил Коран наизусть. Иджаза на Иршад идет от шейха Талали. Таким образом, Шу‘айб аль-Багини получил иджазу от Ахмада Талали. Ахмад Талали – это ма’зун Махмуда-афанди. Хасан-устаз черпает воду жизни из золотых желобов, и очевидно, что он наместник Пророка. Ветви Асави и аль-Багини восходят к Махмуду-афанди.
И третий изумруд, источающий баракат, — это Мухаммад Закир.
Мухаммад Закир – это тоже ма’зун Махмуда-афанди. Он учился у него, когда Махмуда-афанди сослали в Астрахань. В книге «Тухфату-ль-Ахбаб» — книге восхвалений Махмуда-афанди – написано, что Мухаммад Закир Чистави достиг совершенства, по одному из источников за 20 дней, по другому — за год. Он был хорошо подготовлен. Если металл ровный, то кузнецу не нужно долго его выпрямлять. Хватает пару ударов. Зато над нами, такими кривыми, устазы работаютдолгие годы. Затем Саид-афанди пишет:
Равхани дало иджазу — и он стал увайси.
Это случилось уже после того, как он вступил под воспитание живого устаза. Его истинный халиф — это Халид Сайфулла. У Сайфулла-кади есть и другая ветвь иджазы — от Зайнуллы Шарифи, который получил иджазу от Зияуддина Кумушханави, тот — от Сулеймана Зухди, а тот — от Халида аль-Багдади. Хасан-устаз не делал таваджух мюридам Кумушханави, пока тот был жив. Так, он соблюдал адаб. Кумушханави озарил мир своими книгами и знанием. Он написал «Джами‘у-ль-усули филь-авлия» (книгу по тарикату), многотомник «Шарху румуз ахадис». Также он написал несколько книг по акыде. У него была своя типография, где он печатал книги по тарикату и раздавал их тем, кто не мог себе позволить их купить. Саид-афанди втой же книге «Назмаби» пишет о Хасан-устазе:
Чтобы понять, что ты наместник Пророка,
Людям будет достаточно книги «Аль-Буруджу-ль-Мушайяда».
И понять, что твоя грудь наполнена божественными знаниями, которые не получают через обучение, поможет книга «Ас-сифру-ль-асна».
Приведем еще пару строк о книге «Аль-бурудж», чтобы читатель понял, о книге какого уровня идет речь.
Бурудж это книга про тасаввуф, смягчающая сердце человека.
Для смягчения сердца, как масло смягчает хлеб, нет книги для ученого подобной «Ихья».
Как сказал Шейху-ль-ислам Закария аль-Ансари (эти слова приводятся в «Бахджату-с-сания»): «Алим, который не находится на пути тариката, похож на сухой хлеб без масла».
Среди книг на аджаме, приблизившихся к «Ихья», я не знаю равной «Танбиху-с-саликин». Не оставляйте книги по тарикату без внимания, ведь это войско из войск Аллāха. Чтение книг о жизни шейхов, о жизни сподвижников, о жизни Пророка не может не повлиять на человека. Такие книги удаляют касават и смягчают сердца. Нужно прочитать «Талхысу-ль-ма‘ариф». Не прочитав ее, не понять ее сладости. А основа всего — в «Аль-буруджу-ль-мушайяда».
За свою жизнь Хасан-устаз написал 12 книг. По крайней мере, это то, что нам известно.
Первая книга — это «Танбиху-с-саликин». Эта книга играет важную роль в том, чтобы муташейхи не могли обмануть людей. Хасан-устаз написал ее, потому что и в его время муташейхов было много.
Следующая книга — «Аль-буруджу-ль-мушайяда».
Дальше идет «Талхысу-ль-ма‘ариф».
Далее — «Ас-сифру-ль-асна фи рабитати-ль-хусна». Эта книга посвящена рабите. Враги тариката часто критикуют тарикат в связи с рабитой. Но как можно не принимать рабиту, ведь даже в «Фатихе» есть аяты: «Веди нас прямым путем, путем тех, кем Ты доволен». Как можно не представлять тех, кем Аллāх доволен?! Тема рабиты постоянно поднимается, потому что у людей нет понимания.
Следующая книга — «Сираджу-с-са‘адат». Это жизнеописаниешейхов накшубандийского тариката.
Потом идут небольшие книги: «Ад-дурату байда фи радди-ль-бида‘а ва хава», «Файзу-р-Рахман».
Потом книга фетв «Маджму‘ату-ль-фатави».
Затем «Хуласату-ль-адаб».
Далее — «Васаилу-ль-мюрид» — сборник писем, более известный сегодня как «Мактубат». Эта книга очень нужна и полезна мюриду.
Мухаммад Я‘суби задавал много вопросов Хасан-устазу. Хасан-устаз задумался, не много ли вопросов тот задает.Через какое-то время Мухаммад Я‘суби принес книгу и сказал: «Отец, я задавал столько вопросов, чтобы собрать вот эту книгу». Он собрал для нас ответы на свои вопросы и вопросы других. Это сокровища, которые оставили нам наши предки. Кто знает им цену, тот ценит, а кто не знает, тот не ценит.
И, наконец, последняя книга — «Асайру ва сулук».
Да одарит нас Всевышний благодатью шейхов.
Алигаджи Сайгидгусейнов.