Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Акида Акида Опасность самостоятельного толкования Корана и хадисов

Целью данного разговора является попытка призвать к истинному вероубеждению тех молодых людей, которым Аллâћ (свят Он и велик) дал достойные их знания и которые хотят встать на правильный путь, но впали в заблуждение, последовав за теми, кто утверждает, что Аллâћ (свят Он и велик) находится на ‘Арше. Существует много разных разговоров по поводу слова «истив’а», но самым верным толкованием является соответствующее названному вероубеждению. 

Молодые люди, владеющие арабским языком, могут извлечь пользу, прочитав следующие источники: толкование суры «Ас-Сажда» в книге «Сави» (том 3, стр. 263), книгу « Рухуль-баян» (том 6, стр. 234), толькование сур «Аль-Фуркан» и сур «Аль-А’раф» в книге «Кадиль Байдави» (стр.208), книгу «Хазин» (том 2, стр. 238), книгу «Футухату-ль-иляхият» (том 2, стр. 149). Тот, кто прочтет указанные источники, найдет в них исчерпывающее пояснение слова «истив’а», и его сердце, открытое Аллâћом (свят Он и велик) для веры, полностью удовлетворится им и примет его безо всяких сомнений. Тот же, в чьем сердце есть хоть капля неверия (куфр-нифак), кто не ищет наставления на путь истины у Аллâћа (свят Он и велик), кого не направил Сам Аллâћ, тот никогда не примет это, и истина эта известна.

Если спросят, откуда известно, то ведь Аллâћ (свят Он и велик) Сам пояснил все, что касается людей, толкующих аяты, истинный смысл которых известен только Ему Одному. Те люди, в чьих сердцах отклонение от истины, следуют за аятами муташабихат, смысл которых известен только Аллâћу (свят Он и велик), и дают им неверные толкования, лишенные всякой основы, с целью посеять раздоры среди мусульман. Ученые Ислама, достигшие уровня совершенства в знаниях и испытывающие страх перед Всевышним во всем, что возложено на них, не возгордившиеся и искренние в отношениях с людьми, говорят: «Мы верим, что аяты, смысла которых мы постичь не в состоянии, являются речью Аллâћа (свят Он и велик). Мы верим в это. Мы не знаем их смысла, он известен только Аллâћу (свят Он и велик)». Эти люди постоянны во всем. Что касается их мирской жизни, то вместо благ они избрали для себя отрешенность (зухд). Они ведут постоянную борьбу (джихад) со своим нафсом.

Самым лучшим является оставить толкование этих аятов за Самим Аллâћом (свят Он и велик). Также является обязательным принимать то толкование, которое дается достойными этого людьми. Да поведет Аллâћ (свят Он и велик) умму Муḥаммада по истинному пути и да убережет от следования за неправедными людьми, где бы ни находился этот путь! Аминь!

И далее Аллâћ говорит Пророку (мир ему и благословение) и рабам Своим: «Вы спрашивайте об атрибутах Аллâћа у знающих» (Коран, 25:59). Тот, кто знает об атрибутах Аллâћа и у кого спрашивают о них, отличаются друг от друга так же, как и те, кто спрашивает. К примеру, если спрашивает Пророк (мир ему и благословение), тогда Тем, Кого он спрашивает, будет Аллâћ или же ангел Джабраил, приносящий ответ от Аллâћа. Если те, кто спрашивает, являются сподвижниками, тогда для них знающим атрибуты Аллâћа является Пророк (мир ему и благословение). Если спрашивающие — таби’ины, тогда для них отвечающими и знающими атрибуты Аллâћа являются сподвижники, которые получили знания от Пророка. Пере- данные подобным образом знания от Аллâћа к Пророку, от Пророка к сподвижникам, от сподвижников к таби’инам и далее являются истинным шариатом.

Те же люди, которые говорят, что должно быть не так, а так, как считают они, толкуя Коран, хадисы и другие юридические решения по шариату, согласно своему разуму, являются заблудшими и вводят в заблуждение других. Да убережет Аллâћ от подобных людей! Согласно понятиям ваххабитов, если взять буквальный смысл одного арабского стиха, то его перевод прозвучит так: «Бишру сел на Ирак, не вытащив меча и не пролив крови». Если это услышат дети, то они скажут, что Бишру сел на Ирак, словно на стул, однако размышляющие люди поймут истинный смысл этих строк. В Коране есть такой аят, смысл которого буквально, т. е. согласно понятиям и разуму ваххабитов, можно понять так: «Аллâћ с вами, где бы вы ни были» (Коран, 57:4). Каким же образом Всевышний Аллâћ, Который, по их толкованиям, находится на ‘Арше, может быть вместе со всеми людьми, где бы они ни находились? Или на каждого человека есть свой «Аллâћ»? Еще в Коране Бог (свят Он велик) говорит: «Я ближе к вам, чем ваша шейная артерия» (Коран, 50:16). Если, как утверждают они, Всевышний находится на ‘Арше, то каким образом Он может быть ближе к нам, чем шейная артерия? Подтверждают же эти аяты, что Аллâћ находится не на ‘Арше. ‘Арш, и все сущее охватывает могущество и знания Аллâћа. Аллâћ разговаривал с Мусой мир ему на горе Синай. С Пророком Муḥаммадом (мир ему и благословение) Бог (свят Он и велик) говорил выше ‘Арша — у Лотоса Предела (Сидрат уль-Мунтаха). Аллâћ слышал, как пророк Юнус мир ему восхвалял Его, находясь в животе рыбы. Говоря кратко, все, что создал Аллâћ, находится под властью могущества, воли (кудра, ирада) и знания Аллâћа. Все аяты муташабихат имеют подобный смысл.

Есть хадис Пророка, в котором говорится, что в Ночь Предопределения (Лайлат аль-Кадр) Аллâћ спускается на нижнее небо. Если исходить из толкований ваххабитов, тогда получается, что Аллâћ спускается вниз. Малые дети могут так сказать, но взрослые знают, что в этом хадисе го- ворится о том, что снисходит именно милость Аллâћа или на нижнее небо спускаются ангелы милости. К примеру, у аварцев говорят «человек широкой руки», «человек с маленьким или большим сердцем», «человек с высоким порогом». Если дети услышат такие слова, они на самом деле подумают, что у какого-то человека очень широкая рука, очень высокий в доме порог или очень большое или маленькое сердце. Взрослым же понятно, какой смысл заключен в этих словах. Взрослый скажет ребенку: «Сынок, если ты услышишь, что у такого-то человека очень высокий порог, то это нельзя понимать буквально, ибо здесь имеется в виду, что это очень ленивый человек, которому тяжело настроиться, чтобы пойти куда-то». Если у того ребенка достаточно ума, тогда он тотчас же поймет это объяснение. Если же он глупый, тогда он станет спорить со старшим. Не секрет, что это именно так, и дети понимают названные выше словосочетания подобно пониманию ваххабитами Корана и хадисов.

Причина разногласий, возникших относительно толкования Корана, для разумного человека в достаточной мере пояснена в названных здесь примерах. Отрицающий же скажет, что это просто сказка, как говорили курайшиты о Коране, называя его старинными историями, связанными с их предками.

Говорят, однажды к Пророку пришел нищий. Пророк повелел находившемуся рядом сподвижнику ‘Умару отрезать этому человеку язык. Послушавшись Пророка, ‘Умар пошел отрезать ему язык. Встретившийся ему по пути сподвижник ‘Али спросил его: «‘Умар, куда путь держишь?». ‘Умар ответил: «Иду, чтобы отрезать язык этому человеку». ‘Али спросил, в чем же виновен этот человек, что заслужил такое наказание? Тогда ‘Умар ответил, что так повелел Пророк. ‘Али возразил, сказав, что Пророк не мог приказать подобное, но ‘Умар подтвердил сказанные Пророком слова. Тогда они оба направились к Пророку и ‘Али спросил у него: «О, Пророк Аллâћа, ты велел ‘Умару отрезать язык этому человеку?». Тогда Муḥаммад (мир ему и благословение) ответил: «Я повелел ему дать милостыню». Нищий ушел вместе с данной ему милостыней, а ‘Умар сказал: «Если бы сегодня не было ‘Али, ‘Умар бы погиб». Сподвижник ‘Умар воспринял слова Пророка буквально и согласно этому хотел совершить деяние, а сподвижник ‘Али заглянул в тайный смысл этих слов Пророка. Какой же смысл оказался вложенным в эти слова? Обратите внимание, как красивы слова сподвижника ‘Умара, сказавшего, что если бы не ‘Али, то он бы погиб!  

Пророк сказал: «В знаниях я являюсь городом или домом, ‘Али является дверью этого дома. Для того чтобы овладеть драгоценностью, находящейся в доме, необходимо войти в дом. Войти же в дом нужно через дверь». Сподвижник Пророка ‘Али является ученым Ислама (‘алимом), которого сам Пророк охарактеризовал таким образом. Даже ‘Умар, кого Аллâћ сделал средством для возвеличивания Ислама, тот, кому при жизни была передана благая весть о Рае и о котором Пророк сказал, что там, где он, будет истина, чуть не погиб, если бы сподвижник ‘Али не объяснил ему смысл слов Пророка.

Какое еще обоснование нужно для разумного человека, помимо этого, чтобы понять, что толковать Коран и хадисы бук- вально недостаточно, а тот, кому этого достаточно, тот погибнет (в духовном смысле)? Братья по вере, вы не думайте, что сподвижник ‘Умар был человеком, который не понимал тайной стороны хадисов. Может быть, много мудрого смысла заложено Аллâћом в том, что ‘Умар действовал буквально сказанному, подобно тому, как в Раю Аллâћ повелел Адаму есть тайно, а явно запретил.

 

Сокровищница благодатных знаний.


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция