Совершать намаз по усопшему, как мы упомянули выше, является фарзом аль-кифаят и включает арканы, условия и желательные действия.
Арканов за упокойной молитвы семь:
1. Намерение, как и в других намазах.
Время вступления в джаназа-намаз, как и в других намазах — это время вступительного такбира. В намерении достаточно упомянуть только фарз и необязательно указать фарзуль-кифая (коллективная обязанность). Также необязательно определять усопшего как Зайда или Амра, женщину или мужчину, то есть достаточно намерения совершить намаз по этому усопшему.
Если кто-то следует за имамом, ему достаточно намерения на совершение намаза за тем, за кого сделал намерение имам. Если совершающий джаназа-намаз определил и ошибся в том, по ком совершают намаз, например, сделал намерение за Амра, а он казался Зайдом, или же сделал намерение делать намаз по мужчине, а оказалось, что это была женщина, то такой намаз не засчитывается. А если он при этом указывал на него, например, сделал намерение совершать намаз за этим Амром, в таком случае засчитывается. Если присутствуют несколько покойников, следует намеревается делать джаназа-намаз по ним всем. А тот, кто следует за имамом, должен вознамериться, как и в остальных коллективных намазах, следовать за ним.
2. Произношение четырех такбиров.
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил джаназа-намаз возле могилы после похорон и прочитал четыре такбира». Даже если преднамеренно добавить пятый такбир, намаз не нарушается. В хадисе, переданном от Ибн Аркама (да будет доволен им Аллах), говорится, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произносил такбир пять раз». А если произнести пятый такбир по забывчивости, намаз однозначно не нарушается, и в любом случае сужду-сахви не совершается. Если имам прочитает пятый такбир, учитывая, что намаз этим не нарушается, маъмуму нежелательно следовать за ним. Он даст салам или же ожидает имама, чтобы вместе с ним завершить намаз, последнее и является для него лучшим вариантом в таком случае.
3. Салам, то есть выход из намаза. Этот салам подобен саламу других намазов по форме и по количеству.
4. Чтение суры аль-Фатиха. Как и в других намазах, после первого такбира читается сура аль-фатиха. Также разрешается читать аль-Фатихуи после остальных такбиров, если не был прочитан после первого. И если он читает аль-Фатиха после второго такбира, то желательно в нем соблюдать порядок, то есть сначала прочитать аль-Фатиха и только потом салават (благословление на Пророкамир ему и благословение).
5. Чтение салаватаза Пророка (мир ему и благословение) только после второго такбира. В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ею Аллах), приводится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний не принимает намаз без ритуального очищения и благословления на меня». Читать салаватза семейство Пророка (мир ему и благословение) необязательно, но желательно.
6. Дуа после третьего такбира, в котором читающий конкретизирует умершего, и недостаточно делать это дуа после другого такбира. И если умерший один, то недостаточно делать дуа во множественном числе. Минимальное из дуа –
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ
«Аллахуммаг`фирлахувархамху»
Перевод: «О, Аллах прости его и смилуйся над ним».
7. Совершение намаза стоя. Это условие обязательно относительно того, кто в состоянии стоять, как и в других намазах (обязательных).
Желательные действия в джаназа-намазе.
1. Поднятие рук при чтении такбиров на уровень плеч.
2. Чтение суры аль-Фатиха про себя.
3. Чтение тааввуза, но нежелательно чтение дуа аль-ифтитах (молитвы начинания) и суры.
4. Произнесение Амин после суры аль-Фатиха.
5. Чтение следующей дуа после третьего такбира:
اللَّهُمَّ هَذَا عَبْدُك وَابْنُ عَبْدَيْك خَرَجَ مِنْ رَوْحِ الدُّنْيَا وَسَعَتِهَا إلَى ظُلْمَةِ الْقَبْرِ وَمَا هُوَ لَاقِيهِ كَانَ يَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا أَنْتَ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُك وَرَسُولُك ، وَأَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ ، اللَّهُمَّ إنَّهُ نَزَلَ بِك وَأَنْتَ خَيْرُ مَنْزُولٍ بِهِ ، وَأَصْبَحَ فَقِيرًا إلَى رَحْمَتِك وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ ، وَقَدْ جِئْنَاك رَاغِبِينَ إلَيْك شُفَعَاءَ لَهُ ، اللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِنًا فَزِدْ فِي إحْسَانِهِ ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَاغْفِرْ لَهُ وَتَجَاوَزْ عَنْهُ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك رِضَاك ، وَقِه فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَعَذَابَهُ ، وَأَفْسِحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ ، وَجَافِ الْأَرْضَ عَنْ جَنْبَيْهِ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك الْأَمْنَ مِنْ عَذَابِك حَتَّى تَبْعَثَهُ آمِنًا إلَى جَنَّتِك يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ
«Аллахумма хаза ‘абдукаваибну ‘абдайка, хаража мин равхиддуняваса‘атиха или зульматиль-кабривамахувалакихи, канаяшхаду ан ла илахаилла Анта ва анна Мухаммадан ‘абдукаварасулука, ва Анта а‘ламубихи, аллахуммаиннахуанзалабикава Анта хайруманзулинбихи, ваасбахафакиран ила рахматикава Анта ганиййун ‘ан ‘азабихи, ва кад жиънака рагибина илайка шуфа‘аалаху. Аллахумма ин канамухсинанфазид фи ихсанихи, ва ин канна мусиан фагфирлаху ватажаваз ‘анху валаккихи бирахматика ризака вакихи фитнаталь-кабри ва ‘азабихи ва афсихлаху фи кабрихиважафиль-арза ‘ан жанбайхи ва лаккихи бирахматика ль-амна мин ‘азабика хата таб‘асаху аминан ила жаннатика я Архама ррахимин»
Перевод: «О, Аллах, это Твой раб, сын двух Твоих рабов, покинул своих любимых и просторы этого мира, а также близких людей в нем и перешел в темноту могилы и к тому, что его ждет в могиле, он свидетельствовал, что нет божества кроме Тебя и что Мухаммад (мир ему и благословение) Твой раб и посланник, и ты более сведущ об этом.
О, Аллах, он остановился у Тебя, Ты самый лучший, у кого останавливаются, и он стал нуждающимся в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в подвергании его наказаниям. Мы обращаемся к Тебе, уповая на Тебя ходатаями ему. О, Аллах, если он был добродетелен, увеличь его благие деяния, а если он был плохим человеком, прости его, надели Твоей милостью и довольством и защити его от могильных мук и ужасов, расширь его могилу, надели его по Твоей милости безопасностью от своего наказания, пока ты не введешь его безопасно в Рай. О, Милостивый из милосердных».
Для женщин молитва читается в женском роде: все местоимения и глаголы в мужском роде заменяются на женский род.
Перед этой молитвой желательно также читать и следующую молитву:
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا ، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْته مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلَامِ وَمَنْ تَوَفَّيْته مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ
«Аллахумма гфир лихаййина ва маййитина ва шагьидина ва гаибина ва сагирина ва кабирина ва закарина ва унсана. Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ‘алал ислами ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘алал имани».
Перевод: «О, мой Аллах, Ты прости грехи нашим умершим и живым, присутствующим и отсутствующим, маленьким и взрослым, мужчинам и женщинам. О мой Аллах, кого Ты оживишь из нас, оживи их в Исламе (с верой), и кого умерщвляешь, сделай так, чтобы они умерли в имане».
Если усопший является ребенком, то после этой молитвы читают:
اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطًا لِأَبَوَيْهِ وَسَلَفًا وَذُخْرًا وَعِظَةً وَاعْتِبَارًا وَشَفِيعًا وَثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا وَأَفْرِغْ الصَّبْرَ عَلَى قُلُوبِهِمَا وَلَا تَفْتِنْهُمَا بَعْدَهُ وَلَا تَحْرِمْهُمَا أَجْرَهُ
«Аллахуммадж‘алху фаратан лиабавайхи (хa), ва салафан, ва зухран, ва ‘иззатан ва‘ибаратан ва шафи‘ан ва саккил бихи мавазинахума вафриги ссабра ‘ала кулубихима ва ла тафтинхума ба‘даху ва ла тахримхума аджраху».
Перевод: «О, мой Аллах, сделай этого ребенка ушедшим для подготовки места в Раю для родителей, драгоценным кладом и лучшей проповедью, поводом для прозрения и заступником, сделай правую чашу весов их тяжелее, излей терпение в их сердца, не вводи их в смуту после него и не лишай их вознаграждения за этот намаз».
Если маъмум отстанет на один такбирот имама без причины (то есть не успеет прочитатьтакбир, пока имам не произнес следующий такбир), то в этом случае его намаз нарушается, так как отставание на один такбир здесь считается чрезмерным отставанием, аналогичным отставанию на один ракаат в других намазах.
Масбук (опоздавший) читает аль-Фатихасразу же после вступительного такбира, соблюдая порядок своего намаза и не обращая внимания на то, что читает имам.
Если имам произнесет следующий такбир сразу после такбира масбука до того, как масбук вступит в чтение аль-Фатихито он (масбук) вслед за имамом прочитает такбир и от него отпадает чтение аль-Фатихи. Этот случай подобен тому, когда имам в других намазах идет на поясной поклон сразу после вступления масбука в намаз.
Если имам прочитает следующий такбир, а маъмум читает суру аль-Фатиха, то последний оставляет чтение аль-Фатихи и следует за имамом.
Если масбук, занявшись чтением аузу или вступительной молитвы, отстанет от имама, то он читает из аль-Фатихи соразмерное количество текста с тем, что он уже прочитал из желательного, если жене прочитает аузу или вступительную мольбу, то он сразу идет за имамом. А когда имам даст салам, он восполнит остальные такбиры вместе с их молитвами.
Желательно не поднимать усопшего с места совершения намаза до тех пор, пока опоздавший не завершит свой намаз.
Условия джаназа-намаза (заупокойной молитвы)
В джаназа-намазе обязательно соблюдение тех же условий, что и в других обязательных намазах. Также важным условием является обмывание усопшего до джаназа-намаза. Совершение джаназа-намаза коллективно не является обязательным условием (джамаатом), но это настоятельная сунна. Обязанность совершения джаназа-намаза от всего джамаата того или иного населенного пункта снимается, если джаназа-намаз был совершен, хотя бы одним человеком. Эта обязанность снимается даже если джаназа-намаз совершается несовершеннолетним. Однако обязанность не снимается из-за совершения джаназа-намаза женщинами, если там присутствуют мужчины. А если мужчин вообще не будет, намаз ввиду необходимости совершают женщины, но не коллективно; и этим обязанность снимается.
Жители того или иного населенного пункта совершают джаназа-намаз (на расстоянии) за усопшего, находящегося за пределами населенного пункта независимо от того, находится он в стороне Киблы или нет, на расстоянии сокращения намазов или нет. Что касается того, кто умер в этом населенном пункте, то те, кто находятся в нем, не имеют права совершать джаназа-намаз по нему на расстоянии. Если джаназа-намаз совершается на расстоянии, то совершающие должны быть из числа тех, кто был обязан совершить его в момент смерти покойного.
Джаназа-намаз не совершают на могиле пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и на могилах других пророков, так как мы не были при их смерти людьми, на которых было возложено обязанность совершения джаназа-намаза за них.
Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:
«Всевышний проклял иудеев и христиан, которые взяли могилы своих пророков местом поклонения».
Когда джаназа-намаз совершают те, кто присутствуют на месте, расстояние между усопшим и совершающим по нему намаз не должно превышать около 144 метров. Обязательно совершить намаз по нему до того, как его захоронят, но если все-таки похоронили без совершения намаза, то те, кто это сделал, впадают в грех, и джаназа-намаз, в таком случае надо совершить по могиле, необязательно выкапывать покойника из могилы.
Также условием джаназа-намаза является, чтобы человек, совершающий этот намаз, не стоял впереди тела усопшего в сторону киблы.
Кому предпочтительнее быть имамом в джаназа-намазе
Родственнику умершего предпочтительнее быть руководителем намаза, чем правителю, потому что его молитва ближе к принятию.
К родственникам, которым предпочтительнее быть руководителем намаза, относится отец, затем дедушка, прадедушка, затем сын, внук, правнук, затем брат и т.д. Такой порядок соблюдается из-за того, что родители имеют больше сострадания, чем дети, а дети — больше, чем братья, а молитва более сострадательного наиболее вероятна к принятию.
Родной брат предпочтительнее, чем сводный со стороны отца из-за того, что первый сострадательнее, потому что он ближе. Затем, если у усопшего нет вышеперечисленных родственников, то джаназа-намазом руководит родной племянник, затем сын сводного брата, затем остальные родственники со стороны отца по порядку наследования. А из них первым идет родной дядя, затем сводный дядя, затем двоюродный брат.
Если умерший был невольником, после родственников отца идет его бывший хозяин, а после него его родственники. Затем идут родственники по материнской линии, из них первым идет отец матери, затем брат со стороны матери, затем брат матери, затем брат отца матери.
Если присутствуют двое из родственников, равных по степени, то из них предпочтение отдается тому, кто более добросовестен. Тот, кто находится в Исламе дольше, предпочтительнее того, кто более осведомлен в вопросах джаназа-намаза, в то время как когда в других намазах предпочтение дается более знающему в вопросах намаза.
Одной из главных целей джаназа-намаза является молитва за усопшего, а тот, кто пробыл в исламе дольше, более сострадателен к усопшему, и его мольба ближе к принятию. Если же он нечестивец, то ему однозначно не отдается предпочтение.
Если собравшиеся равны по степени родства, и они согласились выдвинуть на руководство намазом одного из них, то этот выбранный и станет имамом. А если не согласились, тогда бросают жребий, чтобы прекратить спор.
Для совершения джаназа-намаза усопшего укладывают в зависимости от его пола. Если это был мужчина, то его укладывают на левый бок, а если женщина на правый. А укладывание умершего не зависимо от его пола на затылок, таким образом, что его голова будет к западу, а ноги к востоку, то такое укладывание не было передано в сунне. Но, однако, когда нет возможности осуществить вышеупомянутое укладывание, то нет проблем и в таком методе, и в любом случае намаз засчитывается.
Совершающий джаназа-намаз, будь он имамом или индивидуально совершающим(не джамаатом), встаёт у изголовья покойника или у пояса, если покойная — женщина.
Разрешается совершать джаназа-намаз по нескольким усопшими. Но предпочтительно прочитать по каждому отдельный намаз, если это возможно.
Если совершают джаназа-намаз по нескольким людям, которых принесли одновременно, то ближе всех к имаму укладывают мужчину, затем мальчика, затем хунса, затем женщину. Если все они мужчины или женщины, то приближают из них более богобоязненного. А если их принесут друг за другом, то перед имамом укладывают того, кого принесли первым из мужчин или женщин, даже если последующий окажется предпочтительнее. Однако если первой принесли женщину, а затем мужчину или же несовершеннолетнего мальчика, то её укладывают после них. Если принесли несовершеннолетнего перед мужчиной, то мужчину не укладывают первым.
Необходимо согласие родственников для совершения одного намаза за всех, а если все согласны, то родственник усопшего, которого принесли на место намаза первым, считается наиболее достойным руководить этим намазом вне зависимости от того, кем будет покойник, мужчиной или женщиной. А если всех умерших принесли одновременно, то бросают жребий среди родственников, и так определяют руководителя намаза, а если они не согласятся, выдвинуть одного из них.
Запрещается совершать джаназа-намаз по неверному вне зависимости от того, является он враждующим (харбий) или неверным, находящимся под покровительством мусульман (зимий). Необязательно омывать покойного неверного, но это разрешается, ибо сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) обмыл своего отца. В дозволенности обмыть неверного его родственник и чужой человек равны между собой, однако неверный родственник более подходит для этого и выполнения других необходимых при этом действий.
Обязательно закутывать в саван неверного, находящегося под покровительством мусульман (зимий). Но необязательно заворачивать в саван неверного, а также хоронить, если он враждующий (харбий).
Если нашли орган мусульманина, смерть которого достоверна, над ним совершают джаназа-намаз после того, как его омыли и покрыли куском материи с намерением совершить намаз за целого человека.
Если смерть того, кому принадлежит этот орган, недостоверна, то намаз не совершают, но хоронят.
Если выкидыш подаст какой-то звук, крик или заплачет, а затем умрёт, то решение по отношению к нему таково же, как обычного покойного. То есть по выкидышам совершают намаз после подтверждения присутствия жизни и последующей смерти; выкидыш следует обмыть и завернуть в саван.
Если же выкидыш не подаст звук и не заплачет, но при этом проявил признаки жизни (дрожание или шевеление), то по нему также совершают джаназа-намаз и обмывают. А если признаки жизни не проявились, то по нему не совершают джаназа-намаз и не обмывают, ибо наличие у него жизни не подтвердилось.
Решение же относительно закутывания выкидыша в саван подобно решению о купании. Если выкидыш случился после четырех месяцев и выше, то его омывают и закутывают в саван, в противном случае — нет.
По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж
Подготовил: Ахмад Магомедов