В последнее время стало актуальным говорить о мусульманах, как о спортсменах. Мусульманин, как и любой спортсмен, должен быть сильным, выносливым, терпеливым, целеустремлённым. К тому же, Ислам поощряет любовь к спорту.Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в хадисе призывает: «Сильный верующий любимее Аллаху, чем слабый. Хотя в обоих есть благо».
Однако, чем бы не занимался мусульманин, дело его должно соответствовать нормам Шариата.
Продолжая эту тему, хочется сказать, что дагестанки были всегда активными и сильными.
Потому что в горных условиях женщине приходилось не только воспитывать детей, но и в женскую обязанность входили: прополка и культивация мотыгой поля, уход за домашним скотом и птицей, сбор фруктов, приготовление пищи, поддерживание порядка в доме, ткацкие работы, шитьё одежды, приготовление кизяка, обеспечение семьи водой, стирка, уборка и прочее. Общими были: уборка хлеба, сена (мужчина косой, женщина — серпом), молотьба, заготовка и доставка сена и дров (мужчина на транспорте, женщина — на себе). На своей спине в плетеных корзинах женщины носили также зерно с тока к дому, навоз из хлева к месту его накапливания, мякину от сарая у тока до дома, траву после прополки, хворост.
Но это не означало, что горянка должна была быть мужеподобной, наоборот, в горце ценилось мужественность, а в горянке женственность и трудолюбие.
Это мы можем проследить в национальном фольклоре, в колыбельных песнях, где воспевались эти качества. В одной из аварских колыбельных песен передан идеал будущего мужчины, включавший в себя здравый оптимизм, несгибаемое мужество в борьбе с противником и умение высоко, достойно нести своё имя.
Легко на коня садящийся,
Гордо носящий оружие,
Одолевающий врагов,
Призывающий войско.
Конь у тебя достойный.
В беде ты с людьми.
В бою ты, как лев.
В битве молодцов
Устрашающий ты.
Также приведём колыбельную песню, где мать иллюстрирует качества, которые мечтала видеть в дочери:
С красивой улыбкой,
С красивыми зубами,
Ты моя белолицая,
Брови черны без красок,
Скромна, как небесный ангел.
Шаг её лёгок для земли.
Ведёт речь спокойно.
Не пересекшая годекан,
Никогда не нахмурившаяся,
В жизни спокойна и тиха,
Серебряный ангел.
До пробуждения птиц
На полевые работы идущая.
Пока проснётся перепёлка
Возвращающаяся домой.
Говоря о спортивности горянки в досоветский период, надо отметить, что её проявляли не только в труде, но и в военной обстановке.
Для примера можно привести песню о Парту Патиме, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. В обычной жизни Парту Патима, как и все девушки её аула, ходит по воду, подметает, убирает дома, во дворе, на крыше. Она, когда идёт с подругами, ничем не отличается от них, учтива с мужским полом, уважает старших. А во время военных действий она проявляет себя как девушку-воительницу, которая ринулась на врагов, увлекая за собой лакских воинов: направо взмахнёт — врага обезглавит, налево взмахнёт — и с коня сваливает. Лакские джигиты сумели обратить отряд монголов в бегство.
Такие же качества горянки проявляли и во время Кавказской войны, например, во время битвы при Ахульго. В одной из пещер находились боеприпасы и несколько раненых мюридов. Солдаты пытались подняться к этой пещере, забивая колья в отвесную скалу. Две женщины, у которых хватило сил взять в руки оружие, стреляли в них, а дети заряжали для матерей ружья. Каждого, кто пробирался к краю кручи, брали на мушку вражеские снайперы с противоположной стороны.
Нужен был человек, который смог бы перерубить веревочную лестницу, прыгнув с утеса в ущелье. Горянка по имени Айшат сказала, что она попытается. Поцеловав на прощание сына-подростка, с саблей в руках она прыгнула с утеса, но налету сражённая вражеской пулей, упала в ущелье.
Так в досоветский период горянки проявляли свою спортивность, храбрость и силу духа.
Во время Гражданской войны горянки таким же образом проявляли себя. Так, одна горянка — цунтинка, защищая своего мужа (представителя духовенства), ушедшего из дома от преследования, в борьбе потеряла свой глаз, но не сдала мужа.
Были и те, которые вступали в ряды красных партизан и выступали за установление Советской власти. Причиной тому служило желание освободиться от тяжёлого труда, поверив обещаниям представителей советской власти. Но, как мы знаем, горянки вместо освобождения от тяжёлого домашнего труда получили дополнительно и общественную работу.
После установления Советской власти помимо выше перечисленного, спортивность горянок приобретала иной характер. В конце 20-х — 30-х годов был период, когда государство, хотя и восстанавливалось за счет непосильного труда народа, военная обстановка постепенно накалялась. В это время из горянок готовили ворошиловских стрелков, где их учили владеть оружием и оказывать медицинскую помощь. Требовали, чтобы горянки присутствовали на уроках физкультуры. Развивали спортивные игры, где горянок обязывали участвовать, например, играть в волейбол.
В годы Великой Отечественной войны в связи с массовым призывом мужчин в армию, спортивность горянок в первую очередь пригодилась в хозяйственном и общественном быту (полевые работы, уход за скотом, уборка урожая, стрижка овец и другие мужские занятия ложатся на плечи женщин, женщины даже хоронят покойников на кладбище).
В советское время горянки, по сравнению с настоящим временем, старались не терять свою нравственность, хотя это и пропагандировалось в культурно-просветительских учреждениях, но той стойкости уже не существовало, особенно в городских условиях. Постепенно менялись и внешний вид, и стиль одежды, и мировоззрение.
Так, в газете «Комсомолец Дагестана» от 4 апреля 1969 года опубликована фотография девушек-горянок, снятая перед началом Гергебильской районной спартакиады. Большинство из девушек в платках, в своей обычной одежде, а не в спортивной форме. Семь девушек из волейбольной команды аула Мурада согласились сфотографироваться только по грудь, потому что они были в спортивной форме. Остальные девушки вовсе отказались. Их одолело сильное чувство стыда. И как тогда писали: «Эта форма стыда не может быть разумной, она лишь препятствует духовному росту горянки».
В советское время, как пишет Н. А. Абдурахимов: «Многие старшеклассницы школ горных районов на уроках физкультуры ведут себя пассивно. Преподавателей физвоспитания, тренеров из числа женщин в республике насчитываются единицы.
От занятий физкультурой и спортом горянку отталкивает всё тот же страх перед адатом, мысль о том, что посторонние могут увидеть её в неприлично открытом костюме, что противоречит строгим обычаям, в которых воспитали её с детства родители. Среди родителей распространено мнение, что состязания в силе, ловкости и сноровке является уделом только мужчин.
Примечательно, что горянки-студентки вузов, техникумов, ученицы городских школ и их родители не принимают всерьёз эти соображения. В этом отношении заметно оживилась работа и на селе. В последнее время во многих районных центрах ежегодно повышается уровень преподавания физкультуры в сельской школе».
Так, горянки-мусульманки свою спортивность проявляли не только в мирное время, но и в военное время. Но при этом её без надобности старались не демонстрировать.
Но как гласит народная мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух». Так, горянки проявляли свою храбрость не только в кровопролитных войнах, но и силу духа в идеологической борьбе.
В каждую эпоху горцам приходилось не только защищать свою родину от врагов, но и бороться как мусульманам против всего, что противоречит канонам Ислама. Если в досоветский период они боролись против вредных обычаев и традиций, то в советский период пришлось бороться помимо этого и против атеизма. И в наше время эта борьба продолжается, но на данном этапе всё осложняется тем, что кроме вредных обычаев и атеизма, приходится бороться против морального упадка и радикализма Ислама.
В чём же проявляется моральный упадок? Вслед за западноевропейскими и латиноамериканскими представительницами общественности дагестанки постепенно стали выставлять красоту и возможности своего тела напоказ (даже включая всё, что относится по канонам Ислама к аврату) ради всяческих благ.
И мы должны знать, что Ислам — высота, на которую должны постепенно подниматься по лестнице, наступая на каждую ступеньку, очищая себя вместе с теми, кто с нами поднимаются, и показывая пример другим. При этом нам открываются удивительные панорамы, от которых захватывает дух, возвышают нашу духовность. Но поднимаясь по лестнице, мы должны помнить, что есть те, кто поднялся выше, и есть те, кто находится ниже. К первым мы должны относиться с почтением, а ко вторым с пониманием.
К сожалению, есть и те, которые хотят разрушить эту лестницу и заново построить, думая, что она уже загрязнена и устарела.
Есть и другие, которые ленятся подниматься, потому ведут разлагающий образ жизни или же накладывают руки на себя, при этом ещё надеются на Милость Аллаха. Но в этих случаях, все, что получает человек — гнев Аллаха.
Пусть будет у нас в здоровом теле здоровый дух. И да поднимет нас Аллах по лестнице Ислама, проявив свою милость. Амин.