Сердца некоторых людей стали такими черствыми и непробиваемыми, что ничто не может отвлечь их от мирского. Судный день, беды и ужасы, которые совсем скоро увидим воочию, — всем этим мы стали пренебрегать и развлекаться, занимаясь тем, чего мы не должны касаться и что не приносит нам пользы. Даже те, кто сталкивается воочию со смертью близких, не задумываются о том, что та же участь, несомненно, и их постигнет.
Сколько бы имамы ни предупреждали о нежелательности мирских разговоров тех, кто участвует в соболезнованиях и похоронных процессиях, люди никак не уймутся. Все до единого уверены, что ангел смерти не обойдет их стороной, однако никому не известно точное время, когда он придет за ним, и мало кто задумывается, что время пролетает быстро, и рано или поздно и он покинет безвозвратно этот бренный мир. Им и в голову не приходит, что те, с которыми прощаются, считали так же, но расчет их не оправдался — все оказалось близко. Мусульманин, наблюдая за чужой похоронной процессией, должен представлять себе, что скоро это произойдет и с ним: завтра или, возможно, послезавтра.
Абу Хурайра, видя похоронную процессию, говорил: «Идите, мы скоро последуем за вами». В наше время человек живет максимум около ста лет, и в конечном счете он тоже уходить на тот свет. Разумному человеку стоило бы хотя бы во время участия в похоронах поразмышлять о том, куда в конце всего должен он сам уйти и о том, что он приготовил для этого путешествия. Но некоторые не то чтобы размышлять..., более того ведут при этом пустые разговоры и на громких тонах.
Хатыб Аш-Ширбини, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
Тем, кто сопровождает усопшего на кладбище, нежелательно при этом шуметь, ибо Аль-Байхакий передает, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) порицали поднимать голос около усопшего, во время битвы и при чтении Зикра.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму'» тоже пишет об этом:
«Когда Саляф ас-Салих сопровождал усопшего на кладбище, он предпочитал в это время не говорить вообще ничего. Это мнение является избранным, и более того оно и будет правильным».
Сабит аль-Бунани сказал: «Мы бывали в похоронных процессиях и не видели никого, кроме людей, на лицах которых застыла маска плача». Так они боялись смерти, поэтому и нам следует не поднимать голос даже при чтении Корана, азкаров или чего-то другого, наоборот стоит размышлять о смерти и о том, что с нею связано. А что касается того, что делают невежественные чтецы, растягивая голос, то это однозначно запрещается и обязательно порицается. Большое количество ученых посчитали нежелательным говорить около усопшего даже такие слова: "Просите для него прощения грехов". Потому что, когда 'АбдуЛла ибн 'Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) от одного человека услышал подобные слова около усопшего, он сказал ему: "Да не простит Аллах твои грехи". Хадис передает Саид Ибн Мансур.
Мы просим у Всевышнего пробуждения от этого сна пренебрежения, ибо самое лучшее состояние присутствующих на похоронах — это когда они оплакивают умершего, не выходя при этом за рамки шариата. Но если бы они разумели, то оплакивали бы себя, а не его! Ибрахим аз-Заййат посмотрел однажды на людей, испрашивающих милость для умершего, и сказал: «Если бы вы испрашивали милость для себя, то это было бы лучше для вас. Ведь он уже избавился от трех вещей: лика ангела смерти — его он уже увидел, горечи смерти — ее он уже вкусил, и страха перед кончиной — теперь он этого уже не боится».
Нурмухаммад Изудинов