Большой ученый Шейх Абдуль-Вахаб Аш-Шаърани (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в своей книге «Аль-Минануль кубра» пишет следующее.
«Из благ, которыми одарил меня Всевышний АЛЛАГЬ является то, что я спешу приводить уважительную причину тому человеку, который навредил мне, а не обвиняю его и не делаю такого же вреда ему, потому что я знаю, что он не навредил мне словом или делом без воли на то Всевышнего АЛЛАГЬА, по причине того, что я впал в какой-то грех.
Я смотрю на волю Всевышнего, а не на действия людей. И тот, чье видение таково, не может питать злобу к навредившему, и не может злиться на волю Всевышнего (Свят ОН и Велик).
Что касается того, что кто-то не испытывает злобы к тому человеку, кто навредил ему, это потому, что он знает, что все творения без исключения не могут двигаться или быть неподвижными без воли Всевышнего. Творения подобны кнуту, которым бьёт бьющий кого-то насильно. Разумный человек не скажет, что его бьет сам кнут, а не тот, кто бьет его в действительности.
Что касается того, что он не злится на предопределение Всевышнего, это потому, что он знает, что это (предопределение) действие Мудрого, Всезнающего, Сострадательного к нему, даже больше его родной матери.
О, мой брат! Ты же знаешь, как мать избивает своего ребенка и ткнет его иголкой при страхе, что ребенок испытает боль больше ее избиения и укола иглой. Это все из-за ее сострадания к ребенку. Когда дело обстоит так с матерью, у которой сострадание намного слабее, чем сострадание Всевышнего АЛЛАГЬА, то как будет со Всевышним?
Из вышесказанного мы поняли, что невозможно питать злобу навредившему ему, если он не видит это действием творения. Если бы дело обстояло не так, он постеснялся бы Всевышнего АЛЛАГЬА (Свят ОН и Велик) питать злобу к тому, кто навредил ему, или из-за того, что он не относит действие к творениям.
Ты подумай, о, мой брат! Когда раб попадает в грех и весть об этом распространяется среди людей, как он находит свое сердце разрывающимся на части из-за сильного сожаления? А когда он видит, что это все с ним случилось по предопределению АЛЛАГЬА еще до того, как он родился, ему эта боль облегчается».
Шейх Абдуль-Вахаб Аш-Шаърани (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) пишет, что он слышал, как Шейх Афзалюддин говорил: «Необходимо тому человеку, кому кто-то незаслуженно нанес вред, посмотреть на причину, подтолкнувшую того человека вредить ему, и затем посмотреть, какая же мудрость кроется в этом, чтобы не злиться».
Мы просим Всевышнего одарить нас правильным пониманием в религии. Амин.
Мичивашаев Мавлидин К.