Нужно ли «прилеплять» наши ноги к ногам других молящихся или нужно приблизить максимально ноги молящихся друг к другу?
Что я должен делать с тем, кто наступает мне на ноги в намазе, прямо говоря, так, что из-за этого я теряю покой в намазе. Является ли это сунной?
И, наоборот, как мне поступить с тем, кто отдаляется от меня каждый раз, когда я приближаю свои ноги к его ногам в намазе?
Некоторые оставляют расстояние так, что ты не можешь приблизить свою ногу к его ноге, потому что для этого тебе придется встать так, что твоя нога окажется под его телом, то есть он стоит так, что ширина его плеч больше, чем расстояние между его ступнями?
Ответ:
Вся хвала Всевышнему, мир и благословение Посланнику АЛЛАГЬА, его семье, его сподвижникам и тем, кто последовал за ними по праведному пути до Судного дня.
О выравнивании рядов в намазе есть хадис Нуъмана, сына Башира (да будет доволен им АЛЛАГЬ). Он сказал: «Посланник АЛЛАГЬА (мир ему и благословение) повернулся лицом к людям и сказал: «أقيموا صفوفكم — ثلاثا- والله لتقيمنّ صفوفكم أو ليخالفنّ الله بين قلوبكم ». Передал этот хадис Абу Дауд (да будет доволен им АЛЛАГЬ). Смысл хадиса: «Вы выравнивайте ряды (в намазе) — повторил три раза — Клянусь АЛЛАГЬОМ, вы будете выравнивать ряды или Всевышний АЛЛАГЬ разделит ваши сердца (вселит разногласия в ваши сердца)». Нуъман, сын Башира (да будет доволен им АЛЛАГЬ) сказал: «Я видел человека, который касался плечом к плечу, колено к колену, щиколотка к щиколотке рядом молящегося».
Выравнивание рядов, требуемое шариатом, достигается прикосновением плеча к плечу и ноги к ноге так, чтобы молящиеся были на одной линии и между ними не было пространства.
В книге «Мавсуату аль-Фикхия» пишется что такое выравнивание рядов является сунной.
Ряд выравнивается так, чтобы пятки стоящих в одном ряду были на одной линии, а не пальцы ног.
В действительности выравниванием рядов в намазе считается не только приближение в расстоянии, но и соединение, в первую очередь, плечом к плечу, и потом ногой к ноге, оставляя между ступнями расстояние в пядь.
Но нужно соединять ноги мягким прикосновением без грубого топтания ног, так, чтобы не вредить стоящему рядом и не отвлекать этим его от сосредоточенности в намазе.
Мы считаем, что не является сунной то, что делают некоторые, сильно толкая ноги рядом стоящих, когда они касаются их ног, так же, как и оставление расстояния между ним и молящимся рядом.
Шариат запрещает чрезмерность и преувеличение, также как запрещает упущение, то есть шариат запрещает обе крайности.
Байхаки (да будет доволен им АЛЛАГЬ) приводит хадис с достоверной цепочкой в книге «Шуабуль Иман» от Мутаррифа (да будет доволен им АЛЛАГЬ). Он сказал: «خيرالأمور أوسطها » смысл: «Лучшая из дел серединная,в котором нет крайности».
Да отдалит Всевышний АЛЛАГЬ нас мусульман от крайностей противоречащих шариату.
Ответ Алигаджи Сайгидгусейнова.