Родословная имама Махди
Сегодня мы начнем разговор о Махди, о котором очень много говорят, т.к. эта тема интересует многих. А тема эта не очень простая, потому что хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о появлении Махди разбросаны в разных книгах, и поэтому выяснить этот вопрос не просто.
В первую очередь мы будем говорить о его имени. Его зовут Мухаммад ибну Абдиллях аль-Хасани аль-Галими — так он известен. Ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если этому миру не останется ничего, кроме одного дня, Аллах удлинит этот день, чтобы послать человека от меня».
Также в других риваятах сказано: «Из моего семейства, имя которого будет подобно моему имени, имя отца которого подобно имени моего отца».
В другом хадисе сказано: «Дни не иссякнут и не пройдет век, пока арабов не возглавит человек из моего семейства, имя которого такое же, как у меня».
Также есть другой хадис, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Непременно землю покроет несправедливость. Когда земля переполнится жестокостью и несправедливостью, Всевышний ниспошлет человека от меня, имя которого такое же, как у меня». Также многие другие хадисы подчеркивают то, что его будут звать Мухаммад ибну Абдиллях, т.е. Мухаммад, сын Абдуллаха.
Что касается его псевдонимов, т.е. как его будут называть, то самое распространенное — это Махди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Махди — имя его подобно моему имени, а имя отца будет подобным имени моего отца». Из этого хадиса мы понимаем, что он будет известен больше как Махди. Но звать его будут Мухаммад ибну Абдиллях. По поводу этих прозвищ даются разные объяснения. Махди — не случайное прозвище для него, оно имеет смысл.
Как говорит Ка‘бул Ахбар (да будет доволен им Аллах), где он объясняет, почему именно Махди: «Прежде всего давайте ознакомимся с прямым переводом этого слова.
«Аль-Махди» — это слово означает «наставленный к тому, к чему он будет наставлен». Его зовут Махди, потому что он будет направлен к свиткам Торы, и он их вытащит из горы в Сирии, к ним он призовет иудеев, и в связи с этим в Ислам придут толпы иудеев. Так же он объявит и о Библии». Речь идет, конечно, о Торе в первозданном виде и о Библии тоже в первозданном виде, и он их найдет и объявит об этом. И люди узнают тайны о том, что было неизвестно до сих пор относительно религии Ислам, относительно Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и, естественно, они примут Ислам. Ситуация будет такой, что Ислам будут представлять больше представители бывших христиан, иудеев, нежели арабы и те люди, которые сегодня представляют Ислам. И вот основной хадис (приводит Муслим в своем сборнике достоверных хадисов), где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Судный день не наступит, пока римляне не будут представлять большую часть из людей мусульман».
Он будет известен еще под прозвищем аль-Джабир. Слово «Джабир» означает «тот, кто сглаживает сердца». До пришествия Махди земля будет переполнена жестокостью, будет распространяться несправедливость, и, конечно, сердца людей, живущих в такой ситуации, будут отчаянными. Появление же Махди облегчит участь многих угнетенных, ущемленных, бедных людей, и он вылечит их сердца, поэтому его называют Джабир. Такое объяснение дается второму прозвищу.
Он будет из рода Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Более точно сказано в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Умму Саляма (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аль-Махди будет из моего семейства, из сыновей Фатимы». И, согласно убеждению ахлю сунны валь-джамаа, Махди будет из рода дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — Фатимы, еще точнее, непосредственно из потомства сына Фатимы и Али (да будет доволен им Аллах) — Хасана. Хадисов, которые указывают на этот факт тоже достаточно. Есть высказывание Али (да будет доволен им Аллах), которое приводит Абу Исхак (да будет доволен им Аллах), когда взглянул на своего сына: «Мой сын — сайид (как его назвал сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) и из него выйдет человек, который будет носить имя вашего Пророка и который будет подобен вашему Пророку в его нравах, но не будет подобен в облике». Кроме того есть слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где он говорит: «Мой внук — сайид, Всевышний Аллах примирит благодаря ему два огромных народа, от него выйдет человек, который будет подобен Пророку в своих нравах, своих качествах, своим характером и не будет подобен в облике». Кроме того, аргументов и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) очень много, которые говорят о появлении Махди. Кроме того, появление Махди из рода Хасана тоже не случайно, здесь есть такое сходство.
Во-первых, Хасан — это сын Али (да будет доволен им Аллах), он всю свою жизнь не отличался высоким положением в обществе, особенно он избегал должности правителя, судьи и предпочитал быть человеком простым, нести ответственность только за себя и свою семью, боясь большой ответственности перед Всевышним Аллахом. И появление человека, который спасет мир от жестокости, от несправедливости и, в конце концов, станет последним правителем мусульман — это дар Всевышнего Аллаха Хасану за его отказ ради Всевышнего Аллаха от таких вот положений, таких должностей. И, кроме того, есть еще такое сходство между ними: так же, как и Хасан (да будет доволен им Аллах) всю жизнь избегавший этого положения, этой ответственности, Махди тоже будет вынужден взять на себя эту миссию, без какого-либо стремления и даже без какого-либо желания занять это положение. Потому что, согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он будет настигнут мусульманами, когда он будет находиться в бегстве от этого. Он будет убегать от этого, и его буквально поймают, приведут в мечеть Мекки, и там его убедят в том, что он должен взять на себя эту миссию, т.е. избегая, он будет вынужден взять на себя эту ответственность.
Так же нельзя забывать о том, что вера в появление Махди — это неотъемлемая часть акиды (вероубеждения) ахлю сунна валь-джамаа, так же, как о существовании ангелов, о существовании загробного мира, нам известно из хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и о Махди так же было сказано в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И ни один мусульманин не имеет право сомневаться в появление Махди, и обязан верить в его приход.