Толерантность — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего было характерно во все времена.
Отстаивая толерантность как добродетель и социальное благо, мыслители разных эпох апеллировали к нравственным аргументам, содержащимся в священных текстах. В период конфессионального соперничества ради утверждения в обществе толерантности предлагалось забыть о догматических разногласиях и помнить об идентичности религиозной моральной доктрины, основу которой составляет любовь к ближнему, милосердие, праведная жизнь.
Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.
Многовековая полиэтноконфессиональная среда в Дагестане выработала уникальный опыт взаимодействия между религиями и народами, помогла избежать конфликтов и войн в республике. Благодаря совместным миротворческим действиям всех народов удалось сохранить мир, единство и стабильность в многонациональной республике.
Широкая религиозная общественность выступает за согласие и мир между верующими всех конфессий, за многонациональный Дагестан в составе Российской Федерации.
Религия оказывает существенное влияние на развитие духовной культуры и общественного сознания в целом. Ценности исламских, христианских, иудейских духовно-нравственных систем активно воздействуют на формирование мировоззрения верующих, особенно молодого поколения. Основная часть верующих видит в этих религиях не только божественные компоненты, но и комплекс исторических традиций, социально-экономических институтов и философско-этических принципов, и фактов.
В Дагестане долгие годы совместно жили и живут десятки народностей с различными религиями, традициями и культурой. Им приходилось искать, выбирать особые методы, приемы и способы для мирного взаимодействия, сотрудничества. Они их находили, и жили мирно. Нынешним и будущим поколениям нужно сохранить мудрые традиции предков.
Народы Дагестана всегда возлагали большую надежду на духовенство, и оно оправдывало их надежды. Традиционные религии обладают высоким духовно-нравственным потенциалом, играют важную роль в обеспечении общественно-политической стабильности в Дагестане, в утверждении в дагестанском обществе гуманистических, духовно-нравственных идеалов и ценностей.
Для современного исламского возрождения Дагестана появление религиозного экстремизма в республике вызвало обострение ситуации в общественной и религиозной среде. Он явился серьезным вызовом современной цивилизации, угрозой стабильности.
Ваххабизм (в любой форме) представляет собой не богословское, а политическое явление. Цель радикальных ваххабитских групп — дискредитация традиционного ислама и российской власти, всей системы управления национальными регионами, подрыв доверия к власти, ослабление позиций власти и традиционного духовенства, расширение «зон страха» — территории регулярных терактов.
Радикально-политический экстремизм и терроризм в Дагестане — это деятельность, направленная на насильственное изменение системы власти или захват власти, возбуждение религиозной, национальной, расовой вражды и ненависти.
В России, в том числе и на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ваххабизм изначально носит подрывной, антиисламский и антигосударственный, транснациональный и криминальный характер. Имеет свои особенности, отличительные признаки, таинственные символы, явную и тайную методику и практику действий в отношении социальных групп верующих и неверующих, властей и религии, органов правопорядка и судов, чиновников и народа, религиозных лидеров и прихожан.
Ваххабитов специально обучают, они владеют широким арсеналом военной, конспиративной, пропагандистской и психологической работы. Особо отмечаются жестокость, непримиримость, размах внесудебных расправ с мирными гражданами, иррациональная дотошность в соблюдении обрядов и ритуалов, непокорность молодых родителям-мусульманам, властям, их широкие связи с национальными и транснациональными оргпреступными сообществами, наркотрафиком, торговля оружием с немусульманскими политическими режимами, его закупка у них для войны со своими братьями по вере, похищения, взятие в заложники и продажа мусульман и т.д.
Надо твердо помнить то, что в Дагестане, Чечне и в других республиках Северного Кавказа ваххабиты перешли от практики открытого противостояния к тактике совершения террористических акций с целью подрыва общественной безопасности и стабильности дагестанского, северокавказского общества. Они совершили бесчеловечные теракты в гг. Махачкале, Хасавюрте, Буйнакске, Карабудахкентском, Буйнакском, Гергебильском, Кизлярском районах. Сотни безвинных людей были ими убиты. Их религиозные риторики и идеологические «вывески» не более чем прикрытие, с помощью которого откровенные уголовники пытаются оправдать заказные убийства, грабежи, бандитизм, вымогательство. Вчерашние воры, насильники взялись учить религии дагестанский народ.
Деятельность любых радикальных течений представляет угрозу не только для мусульман, исповедующих традиционный ислам, но и в целом для мультикультурного общества, в котором еще установились уважительные взаимоотношения, толерантные межнациональные и межконфессиональные связи и общение.