Человек обязан беречь воду, лес, растения, животных. Ислам предписывает многие ограничения в использовании природных богатств. Так, даже излишнее расходование воды для малого омовения является порицаемым действием. Необходимость бережного отношения именно к водным ресурсам объясняется тем, что существование всех живых существ на земле связано с водой: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, и что Мы разделили их и сотворили всё живое из воды? Неужели они не уверуют?» (сура «Ан-Анбийа; 30).
Законами шари’ата запрещено без причины рубить деревья. Один из хадисов передает слова нашего любимого Посланника АЛЛАГЬА (да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует), который сказал: «Того, кто без нужды вырубит дерево, АЛЛАГЬ бросит в Ад с головой».
В хадисе нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Какой бы мусульманин не посадит дерево или не посеет что-либо, и это употребит человек, животное или птица — за это тому, кто посеял, будет засчитано как дача милостыни». И еще мусульман призывают быть созидателями, а не вредителями природы. В хадисе нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Если наступит Судный час и в руках кого-либо из вас будет саженец, пусть посадит этот саженец, если сможет!» Несмотря на то, что ты видишь наступление Судного часа, все равно посади его! От этого будет польза».
Человек — это высшее уникальное творение АЛЛАГЬА, на которое возложена ответственность за все на этой земле. Об этом сказано в Коране: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (Коран, сура «Аль-Ахзаб»; 72).
Всевышний сделал человека Своим наместником на земле: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (сура «Аль-Бакара»; 30).
В то же время Священный Коран напоминает, что человек — лишь маленькая частица Вселенной: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знают этого» (сура «Гафир»; 57).
Исходя из этого, существование человека зависит от его взаимосвязи со всем мирозданием, в том числе от земной экологической системы, ведь человек живет бок о бок с другими существами в мире, созданном Всевышним в гармонии и идеальном порядке.
Даровав человеку бесчисленные блага: землю, горы, воду, воздух, цветы, овощи, фрукты, животных, насекомых, птиц и многое другое, Единый Творец подчёркивает, что всё это дано человеку на временное пользование. Высокомерие человека, его ложное представление, что именно он является царём природы — это большой грех. В Коране сказано: «И не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура «Аль-Исра»; 37).
Примерно 750 аятов Священного Корана призывают нас размышлять над природными явлениями и изучать отношения между творениями Всевышнего, чтобы люди использовали свой разум для поддержания равновесия и порядка, существующих во Вселенной: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» (сура «Аль-Араф»; 56).
Бережное отношение к природе является нашей обязанностью. Об этом говорят Коран и Сунна нашего любимого Пророка (да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует). АЛЛАГЬ в Коране обращается к обладающим разумом, показывая все чудесные блага на земле, всю красоту и гармонию, призывая поразмыслить над величием Его творений и беречь то, что дано человеку лишь на время: «Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зерна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы, сады густые, фрукты и травы на пользу вам и вашей скотине» (сура «Абаса»; 25-32).
Доброе, бережное отношение к растениям и животным является показателем богобоязненности и высокого нрава человека.
Хадисы передают, что наш любимый Пророк (да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует) делая в походе остановку, приказывал своим спутникам распрячь и напоить уставших верховых животных, прежде чем приступить к молитве.
Согласно нормам ислама, защита природы — обязанность каждого верующего человека. Мало только избегать разрушительных действий, мы должны активно защищать окружающую среду. АЛЛАГЬ в Коранеповелел: «Оттолкни зло тем, что лучше» (сура «Аль-Му’минун»; 96).
Ислам — религия мира. Мир должен быть во всём: в наших душах, в жизни, в семье, в обществе, в стране, в окружающей нас природе, во всей Вселенной. К этому нас призывает Всевышний АЛЛАГЬ, сотворивший всё это ради счастья в обоих Мирах.
«Таков АЛЛАГЬ, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Он является Попечителем и хранителем всякой вещи» (сура «Аль-Анам»; 102).
Мы должны воспользоваться той возможностью, которую АЛЛАГЬ нам дает, очистить наши намерения и дела, защитить от харама себя и своих детей, чтобы надеяться на милость Всевышнего в День суда.
Да будет АЛЛАГЬ доволен вами всеми!