Религия во все времена была и продолжает оставаться в центре человеческого внимания. А это значит, что знания религии необходимы не только для знакомства с историей человеческой культуры и быта, но и для понимания современной жизни.
Современная наука говорит о том, что Земля — это мельчайшая песчинка в бескрайном космосе, наполненном миллиардами галактик, в каждой есть миллиарды звёзд, более или менее похожие на наше Солнце. Поверхность этой песчинки — Земли — покрыта тонким слоем жизни. В нём живут люди и многообразный животный мир.
«Наша жизнь — одно мгновение», — говорил перед смертью один из великих пророков Нух (Ной) (мир ему).
Неужели это мгновение может иметь какой-то смысл? Кто не спрашивал себя об этом в годы юности или старости? Люди рождаются, учатся, любят, ненавидят, воюют, трудятся, стремятся к счастью и, в конце концов, умирают.
В чем же смысл всего этого, этих жизней, вспыхивающих как искорки и почти тут же гаснущих? На эти и многие аналогичные животрепещущие вопросы люди ищут ответа. А как же жить человеку без них? Жизнь бессмысленная уподобляет человека животному, ибо оно тоже беспокоится о дне насущном и ищет где сочнее трава, беспокоится о продолжении потомства и т.д.
Человек в отличие от животного всегда пытается осознать смысл своей жизни. Именно то, что человек искренне пытается найти смысл своего бытия и познать в чём состоит абсолютная истина, неминуемо приводят к необходимости веры и религиозного образования.
Современные психологи установили, что когда человек не знает смысла своего существования, то результатом этих постоянных поисков и мучений становятся серьёзные недуги. Огромный процент самоубийств, почти сто процентов наркомании, алкоголизма и значительная доля преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни.
Постоянное чувство одиночества, отсутствие достаточного внимания со стороны родных и близких, друзей и коллег по работе заставляет многих прибегать к алкоголю, курению, наркотикам, предаваться распутству, и, в конечном счёте, всё это нередко заканчивается суицидом. Это результат отсутствия должных знаний о своей миссии в этой жизни и незнание смысла своего существования.
«Жажда — это лучшее доказательство существования воды», — сказал австрийский писатель Ф. Верфель (1890- 1945). Приводя эту замечательную мысль, известный современный психолог и психиатр В. Франкл, автор метода лечения неврозов нахождением смысла жизни, выдвигает два тезиса: — смысл невозможно навязать тому, кто его ещё не нашёл, человек должен обрести его для себя сам;
Смысл не только может быть найден, но и должен быть найден. Как раз для этого Господь дал человеку разум, веру и совесть. По своей сущности человеческая потребность сводится к двум вещам: полноте жизни и вечности.
На всем протяжении своей истории человек через искусство, философию, науку и политику пытается достичь этого. Но никому до сих пор этого не удалось. Известно, что духовный кризис настиг и такого выдающегося русского писателя как Лев Толстой в период расцвета его таланта. Любящая и любимая семья, богатство, радость творческого труда, отзывы благодарных читателей…. Но внезапно всплыл холодящий душу вопрос: «Зачем? А что потом?» Очевидная бессмысленность жизни при отсутствии в ней внутреннего стержня поразила писателя, словно удар молнии. «Жизнь моя остановилась», — пишет Толстой в «Исповеди» (1881 год). Свою «Исповедь» Лев Николаевич начинает с утверждения того, что, потеряв в юности веру, жил без нее. Вера была. Пусть не всегда осознанная, но была. Молодой Толстой верил в совершенство и красоту природы. Но этого неясного чувства оказалось недостаточно — в одной лишь природе не найдешь источник для действенной нравственной силы. Но тогда, быть может, наука знает в чем смысл жизни — задает себе вопрос Толстой. Однако для науки жизнь — всего лишь естественный процесс, и ничего большее. А если это так, то жить и в самом деле бессмысленно. Ведь все равно, в конечном счете, смерть торжествует! Она-то и есть последняя и самая достоверная правда. И что бы ни происходило на Земле — все поглотит мрак. Ответа на вопрос о смысле жизни наука, таким образом, не давала. Но, быть может, этот ответ можно найти в вере?
«Вера, — считал Толстой, — есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил».
Итак, без веры жить нельзя.
Религиозная вера ориентирована на высший Смысл Бытия. Люди называют его Богом. Он основа и Создатель всего. Несомненно, это и разуму не противоречит… «И стоило мне на мгновение признать это, — удивлялся Л. Толстой, — как тотчас жизнь поднималась во мне, и я чувствовал и возможность, и радость бытия».
Такие великие ученые, как имам аль-Газали, Мухидин аль-Араби и многие философы, как Платон, Сократ, Аристотель, Ф. Аквинский, Кант, и более современные, как В. Соловьёв, А. В. Полосин и мн. др., в поисках смысла жизни пришли к тому, что необходимым условием его существования является вера в Единого Бога и бессмертие человеческой души.
Если есть Бог и душа бессмертна, то смысл человеческого существования состоит в том, чтобы вечно жить с любовью к Господу, стремясь познать Его, следуя Его велениям и остерегаясь Его запретов, осознанно понимая то, что ты самое любимое и разумное творение Господа, ради которого Он создал весь мир.
Из книги «История религий». Часть I: Составитель. С.Н. Султанмагомедов.