Прежде чем дать определение религии, рассмотрим несколько жизненных примеров, которые в последствии помогут лучше понять изучаемый вопрос. Как известно, у любого прибора, устройства должен быть конструктор, разработчик. Должна быть инструкция по эксплуатации, т. е. совокупность правил, обязательных действий по использованию этого прибора и нежелательных, запрещенных действий во избежание преждевременной поломки и порчи. Лучше разработчика, изготовителя никто не знает об особенностях и условиях эксплуатации данного прибора, потому что именно он и составил правило эксплуатации этого прибора, этого устройства.
Господь Бог сотворил человека, как самого лучшего, любимого, разумного из всех Его творений. Предписал ему жить, трудиться и развиваться по определённым правилам. По сути и содержанию эти правила состоят из велений и запретов, которые необходимо строго соблюдать во имя своего же собственного благополучия и здорового потомства. Другими словами, это некий эталон, кодекс обязательных нравственных норм поведения, установленных и предписанных Творцом человечеству.
Религия — это совокупность законов и предписаний, ниспосланных человечеству Господом через пророков и посланников, которые обязательно должен соблюдать каждый разумный человек, достигший возраста полового созревания.
Другими словами, религия — это правила жизни. Они оптимизированы самим Творцом с учетом всех тонкостей психологии и возможностей человека. Следование этим правилам гарантирует человеку успех в этой жизни и достижение счастья в вечной жизни.
Пророки — это избранные из людей Господом любимые Его слуги, через которых распространялась религия и которые с самого рождения защищены от совершения греховного поступка. Посланники — это пророки, которые получали Священные Писания. Они обязаны были распространять их среди того народа, которому они были посланы.
Пророкам, общее количество которых составляет более 124 тысяч, и 313 — посланников, было ниспослано 104 Священных Писания.
Все пророки призывали к покорности и повиновению воле Господа, т. е. следованию Его велениям и отдалению от запретного. Они призывали свои народы следовать и соблюдать оптимальные для них правила жизни.
Между ними была и полная преемственность. В одном известном хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует) говорится, «что все пророки братья, а религия их одна».
В Священном Коране сказано, что религией, начиная от Адама (мир ему) и до Судного дня, является только покорность и повиновение Единому Творцу.
Каждый народ на своем языке называл религию покорностью, а последователей — покорившимися. После прихода последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ниспослания ему Священного Писания — Корана, на арабском языке, эти слова начали использовать на языке Корана.
Ислам — в переводе с арабского языка — это покорность, а мусульманин — покорившийся.
Когда мы говорим о религии авраамического, иудейского или христианского периодов, как об отдельных религиях, то возникает вопрос разве пророки этих религий такие, как Ибрагим (Авраам) (мир ему), которого из-за уважения к нему Господь назвал Халилуллагь — Своим Другом, Муса (Моисей) (мир ему), которого Господь называл Калимуллагь — Своим Собеседником или Иса (Иисус) (мир ему), которого Господь называл Рухуллагь (Духом от Себя), призывали к чему-то другому, кроме как покорности. Действительно, все они призывали к покорности Господу Богу, подчинению Его воле, следованию велениям и удалению от запретного. А их последователей называли покорившимися. Таким образом, правила жизни от одного Единого Творца человечеству не могут противоречить, хотя возможны изменения во второстепенных вопросах в соответствии с изменением условий жизни.
Нет сомнения, что все пророки призывали к единобожию, наставляли свой народ на путь истины. При этом они всего лишь доводили до людей истину, никоем образом не принуждая их, а так, чтобы каждый смог осознанно сделать свой выбор.
Всего человечеству было ниспослано 104 Священных Писания, из которых 100 в виде Свитков (Сухуфи) и четыре последних в виде книг.
Первые десять Свитков получил первый человек и первый пророк Адам (мир ему) — отец всего человечества. Его сын, пророк Шис (Сиф) (мир ему), получил 50 Свитков. Пророк Идрис (Енох) (мир ему) получил 30 Свитков. Пророк Ибрагим (Авраам) (мир ему) получил 10 Свитков. Первую книгу Таврат (Тора) получил Муса (Моисей) (мир ему) примерно 3 тысячи лет назад. Вторую книгу Забур (Псалтырь) получил Давуд (Давид) (мир ему) примерно 2,5 тысячи лет назад. Третью книгу Инжиль (Евангелие) получил Иса (Иисус) (мир ему) примерно 2 тысячи лет назад. И последнюю, четвертую книгу — Коран, получил Мухаммад (мир ему и благословение) примерно 1438 лет назад.
Каждое Священное Писание подтверждало истинность предыдущего, оповещало о будущем и содержало дополнительную информацию, к усвоению которой был готов данный народ или все человечество на этапе своего развития. Последнее из Священных Писаний — Коран — содержит историю всего человечества с момента сотворения мира и до его гибели (до конца света), а также научную информацию, которая не могла быть известна человечеству 14 веков тому назад.
Преемственность пророков заключалась в том, что каждый последующий пророк подтверждал истинность предыдущего и предвещал о последующем. Например, в последнем Священном Писании — Коране — говорится (смысл): «Вы скажите, уверовавшие, что мы уверовали в Аллаха и в Коран, который ниспослан к нам, верим в Ибрагима, Исмаила, Исхака, в то, что ниспослано Якубу и его детям, и в Тору, ниспосланную Мусе, в Евангелие, ниспосланное Исе, и во все книги, ниспосланные другим пророкам от Всевышнего Аллаха. Мы не делаем различия между этими пророками, уверовав в одних и отвергая других, и повинуемся Аллаху».
Об уважении и почитании предыдущих пророков и их писаний красноречиво свидетельствует и другой аят Священного Корана (смысл):«Я дал Мусе Книгу Закона и повелел через других посланников ей следовать. Я дал Исе, сыну Марьям, явные знания (его посланичества) и укрепил его духом святости».
Почтение и уважение правоверного по отношению к другим пророкам видно и из часто повторяемой каждым мусульманином формулы благословения пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и других пророков: «О, Аллах, благослови нашего Пророка, господина Мухаммада, и нашего господина Адама, и нашего господина Нуха (Ной), и нашего господина Ибрагима (Авраама), и нашего господина Мусу (Моисея), и нашего господина Ису (Иисуса), и тех пророков и посланников, которые были между ними. Благословение, благодать и приветствие Аллаха на всех них».
О том, что каждое Священное Писание оповещало о будущем, свидетельствует обращение Исы (Иисуса) (мир ему) к своим ученикам перед расставанием: «Утешитель же, Дух Святой, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». «Когда же придет Утешитель, … он будет свидетельствовать обо Мне». «Но Я истину говорю вам, лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, придет, обличит мир о грехе и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к отцу Моему, и уже не увидите меня; О суде же, что князь мира сего осужден. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам».
Более подробную информацию о религиозно-исторических свидетельствах и о позициях объединяющих мусульман с традиционными христианами, а также констатация различия между ними в трактовке истории спасения единым Господом Богом человечества смотрите в книге доктора философских наук Али Вячеслава Полосина «Евангелие глазами мусульманина».
Все пророки призывали к единобожию, покорности Господу. Пророк Адам (мир ему) поклонялся только Одному Богу и учил истинной вере своих детей. Последующие пророки также призывали свои народы поклоняться Одному Творцу и быть покорными Ему. Но после того, как пророки покидали этот бренный мир, некоторые люди начинали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды, одни умышленно, в корыстных целях, а другие — в силу своего невежества. Так возникли различные верования, искажающие истинное учение. И всякий раз, когда люди отходили от веры, Всевышний посылал им нового пророка, дабы направить их на правильный путь.
Первые признаки язычества появились после ухода из этого мира пророка Шиса (мир ему) — сына Адама (мир ему). Тогда для наставления людей был послан пророк Идрис (мир ему), затем пророк Нух (мир ему) и так далее до пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Каждый из пророков был послан к какому-либо одному определенному народу, и лишь Пророк Мухаммад (мир ему) был послан ко всему человечеству, завершая миссию пророчества.
Религия — это оптимальные нормы и правила жизни на Земле, ниспосланные нам Всевышним с учетом всех тонкостей психологии и возможностей человека.
Она состоит из двух составных частей: вероучения и Свода Законов (Шариата).
Основы веры — как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Священные Писания, в пророков, в Судный день и в предопределение судьбы никогда не менялись и не меняются.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Все пророки — братья по вере, религия у них одна».А Законы Божьи — Шариат — отличались, друг от друга в зависимости от времени, места и условий.
Поистине, это так, иначе быть не может. Если бы Бог посылал пророков с разными знаниями о Себе, то это было бы абсурдом, так как привело бы к разному пониманию Сущности Бога. Поскольку Бог вечен, и все Его атрибуты тоже вечны, то и знания о Нем и о Его атрибутах неизменны. Следовательно, основы веры были едины, вне зависимости от того, когда они были переданы: на заре человечества пророку Адаму (мир ему) или в более поздние времена пророкам Ною, Аврааму, Моисею, Иисусу или Мухаммаду (мир им всем). Таким образом, все пророки были единоверцами, исповедовавшими единую истинную религию, и призывавшими к этому людей.
Истинное религиозное вероучение никак не должно противоречить основам веры всех пророков и посланников. А что касается законов (т. е. Шариата), то лишь некоторые из них могут меняться со временем в связи с изменением уклада жизни людей. Поэтому имело место Небесные Писания, ниспосланные в разное время различным народам.
Основные принципы законов всех пророков были едины. К примеру, остались неизменными запреты на убийство, ложь, прелюбодеяние, воровство и на все другие приносящие вред на этом и на том свете деяния. Но менялись некоторые ритуалы и законы жизни, обусловленные развитием человеческого общества.
История религии, как правила жизни человека, совершенствуется по мере развития человеческого общества и можно сравнить с системой школьного образования. Например, пророк Адам (мир ему) — первый человек на Земле — подобен первому учителю. В тех десяти Писаниях (Свитках), которые он получил, были самые необходимые знания, азбука взаимоотношений. Его сын, пророк Шис (мир ему), подобен учителю второго класса, который, получив 50 Священных Свитков, впервые дал человечеству такие понятия, как система справедливого правления (Халифат), правила торговли; ввел понятия меры и взвешивания, начал добычу полезных ископаемых. Идрис (Енох) (мир ему) подобен учителю третьего класса, который, получив еще 30 Священных Свитков, расширил кругозор своих последователей. Он впервые ввел понятие счета, письменности, начал наблюдение за небесными телами и стал шить одежду. Далее Нух (мир ему), Ибрагим (мир ему), Муса (мир ему), Иса (мир ему). Наконец, последний учитель, учитель выпускного класса — последний пророк, пророк всех пророков — Мухаммад (мир ему) — принес человечеству, окончательно оформленные правила жизни, которыми людям следует руководствоваться до Конца Света. Он как бы предложил нам вопросы выпускных испытаний и известил, что больше учителей и новых предметов не будет и нам необходимо подготовиться к экзаменам. Он оставил нам Коран и Сунну, в которых говорится, что пророков больше не будет, и следует готовиться к Судному дню, когда с идеальной точностью будут взвешены добрые и плохие деяния каждого человека и подведен итог нашей земной жизни. И тот из нас, у кого добрых дел окажется больше, будет вознагражден в Вечной жизни, а тот, у кого плохих деяний окажется больше, будет по справедливости наказан. В этом суть и содержание всей истинной религии во все времена — обучить, воспитать и сохранить человека — самого любимого и разумного творения Всевышнего Аллагьа.
В последнем Священном Писании — Коране — есть аят, смысл которого сводится к следующему: «Поистине, нет другой религии, принимаемой Господом, кроме религии покорности и повиновения Ему». Еще одним подтверждением того, что все пророки от Господа Бога и призывали они к единой религии, покорности, является результаты исследований их обрядовой стороны.
Здесь мы ограничимся рассмотрением только нескольких примеров, поскольку эти вопросы больше относятся к сравнительному религиоведению. Например, согласно канонам мусульманской религии, Хадж — паломничество в Мекку — является пятым столпом (основой) Ислама. Из его шести основных частей таваф — семикратный обход вокруг Каабы, который должен совершить паломник босым, с непокрытой головой, прикрывшись только ихрамом (куском материи). Таким же образом этот вид поклонения впервые совершил Адам (мир ему). Следующий из составных частей хаджа — пребывание в местности горы Арафа. Впервые световой день на этой горе провели Адам (мир ему) и Хава. Са’ю — хождение между холмами Сафа и Марва, впервые совершенное Хажар (Агарь) — женой пророка Ибрагима (мир ему), матерью пророка Исмаила (мир ему) в поисках воды и пищи, также является для совершения паломников обязательной. После этого желательной является выпить воду зам-зам, как это сделал впервые Исмаил (мир ему). Другой важной составной частью хаджа является рамью джамарат (кидание камней), который совершается на том месте, где иблис трижды попытался искусить Ибрагима (мир ему), преградив ему путь. Но он закидал его камнями, что и делают паломники по сей день.
Один из великих праздников мусульман Курбан-байрам также берет свое начало от Ибрагима (мир ему) и его сына Исмаила (мир ему). Другой пример, Нух (мир ему) в день спасения от Всемирного потопа, выражая благодарность Господу за спасение, соблюдал пост. Сварив остатки зерновых, он угостил ими всех, кто был на корабле. То же делали все пророки, их последователи и продолжают делать мусульмане по сей день.
Дагестанские народы — это блюдо называют по-разному: аварцы мугь (хи), кумыки, лакцы — шапши и т. д. Десятый день (День ашура) первого месяца Мухаррама по лунному календарю отмечали иудеи и христиане. Этот день продолжает отмечаться мусульманами не только как день спасения человечество от потопа, но и как день спасения Ибрагима (мир ему) от огня Намруза, день потопления Фиравна и спасения Мусы (мир ему), исцеления Аюба (мир ему) и спасение Юнуса (мир ему), вознесение Исы (мир ему) и мн. др.
В исламской теологии есть точка зрения, согласно которой все пять намазов, совершаемые мусульманами сегодня, совершали в прошлом в отдельности предыдущие пророки: Адам (мир ему) впервые совершил утренний намаз из двух ракаатов; Ибрагим (мир ему) — обеденный из четырех ракаатов; Юнус (мир ему) — послеполуденный из четырех ракаатов; Иса (мир ему) — вечерний из трех ракаатов; Муса (мир ему) — ночной из четырех ракаатов. Аналогичные примеры, подтверждающие, что все пророки от Одного Бога, и все они призывали к единой религии — к религии покорности, можно привести очень много, но это является предметом отдельных исследований.