Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Фикх Чтение Корана над усопшими мусульманами

Дозволенность чтения Корана над усопшими мусульманами подкреплено доводами шариата на основании хадисов нашего любимого Посланника АЛЛАГЬА () и решениями ученых четырех мазхабов.

Хадис:Пророк () сказал: «اقرؤوا يس على موتاكم», смысл которого: «Вы читайте суру «Ясин» над вашими усопшими». Передали этот хадисАбу Давуд, Ан-Насаи, Ибн Маджагь, Имам Ахмад, Хаким, Ибн Хиббан (да будет АЛЛАГЬ милостив к ним), и сказано, что этот хадис достоверный.

Если кто-то скажет, что среди ученых есть те, кто сказал, что этот хадис слабый, Имам Навави (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в предисловии книги «Сорок хадисов» пишет, что ученые сошлись в дозволенности следовать слабому хадису в хороших поступках (добродетели).

В хадисе, переданном Ат-Табарани (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в книге «Муъджам аль-Кабир» говорится: 

 مات أحدكم فلا تحبسوه وأسرعوا به إلى قبره وليُقرأ عند رأسه بفاتحة الكتاب وعند رجليه بخاتمة البقرة في قبرهإذا

Смысл: «Когда умрет один из вас, не задерживайте его и быстро несите его к могиле и читайте возле могилы у его изголовья суру «Аль-Фатих1а», а возле его ног конец суры «Аль-Бакъара» Ибн Хаджар (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в книге толкования хадисов сборника «Сахихуль Бухари» говорит об этом, что этот хадис сделал тахридж ат-Табарани (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) с хорошим иснадом.

Довод из слов Сподвижников Пророка ():

Сподвижники (да будет доволен ими АЛЛАГЬ) понимали дозволенность чтения Корана возле могилы усопшего.

Это подтверждается тем, что большой ученый сподвижник Абдулла сын Умара ибн аль-Хатаба (да будет доволен ими обоими АЛЛАГЬ) прочитал над могилой начало и конец суры «Аль-Бакъара». Это передали имам аль-Байхаки и имам Ан-Навави (да будет АЛЛАГЬ милостив к ним)в его книге «Аль-Азкар» сказал, что ее иснад хороший (хасан).

Довод ученых Шафиитского мазхаба.

Имам ан-Навави (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в книге «Аль-Азкар» пишет, что Имам аш-Шафии (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) и его последователи сказали:

 يستحب أن يقرءوا عنده شياً من القرءان، قالوا فأن ختموا القرءان كله كان حسناً عند الفراغ من دفن الميت

«Желательно после завершения похорон возле усопшего читать что-либо из Корана, если прочтут Коран полностью будет хорошо».

Имам Шафии (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) процитировал такое же решение.

Ибн Хаджар в своей книге Тухфатуль-Мухтадж пишет следующее: Не принимается во внимание то, что говорят некоторые, что посещение кладбища по утрам и вечерам для чтения Корана является нововведением.   

Довод ученых мазхаба имама Ахмада бин Ханбала (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему).

УченикИмама Ахмада имам Абу Бакр аль-Марвазий (да будет АЛЛАГЬ милостив к ним) сказал: «Я слышал, как Имам Ахмад (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) говорил:

 إذا دخلتم المقابر فاقرءوا ءاية الكرسي وقل هو الله أحد ثلاث مرات، ثم قولوا: اللهم اجعل فضله لأهل المقابر

Смысл: «Когда вы войдете на кладбище прочтите «Аятуль Курсий» и три раза суру «Ихляс» (къуль гьуваЛЛАГЬУ Ах1ад), затем скажите «О, АЛЛАГЬ, сделай вознаграждение за прочитанное обитателям этого кладбища». Об этом сказано в «Аль-Максидуль Аршад».

Довод Ханафитских ученых.

Аз-Зайляий (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в своей книге «تبيين الحقائق»вглавео совершениихаджа за другогоговорит:

الأصل في هذا الباب أن الإنسان له أن يجعل ثواب عمله لغيره عند أهل

 السنة والجماعة صلاة كان أو صوماً أو حجاً أو صدقة أو تلاوة قرءان أو الدعاء أو غير ذلك من جميع أنواع البر، ويصل ذلك إلى الميت وينفعه

«Основа в этой главе то, что человек может передать вознаграждение за свое деяние другому человеку по мнению Ахлю-Сунна валь-Джамаа, будь то намаз, пост, хадж, милостыня, чтение Корана, дуа или другое из числа благих деяний, это получает умерший человек и получает от этого пользу».

Довод Маликитов. 

Аль-Къуртуби (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в его книге «Ат-Тазкират» говорит:

أصل هذا الباب الصدقة التي لا اختلاف فيها، فكما يصل للميت ثوابها فكذلك تصل قراءة القرءان والدعاء والاستغفار، إذ كل ذلك صدقة، فإن الصدقة لا تختص بالمال

Смысл:«Основа в этом вопросе садака (милостыня), в котором нет разногласия, как получают умершие вознаграждение за садака, так же они получают вознаграждение за чтение Корана, дуа и за истихфар, потому что все это является садака, милостыня не ограничивается только на имуществе».

Что касается того, что некоторые клеветники утверждают, что Имам Шафии (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) запрещал чтение Корана над усопшими — это ложь и клевета на нашего Имама.

Расхождение мнений только в том, получает ли умерший вознаграждение за прочитанное или же нет.

Нет разногласия в дозволенности чтения Корана над усопшими.

Имам Шафии и другие мусульманские ученые (да будет АЛЛАГЬ милостив к ним) говорят, что умершие получают вознаграждение за чтение Корана если тот, кто читал Коран сделает дуа, чтобы тот получил вознаграждение.

Те ученые, которые говорят, что усопший не получает саваб, говорят, что не получают, если тот, кто прочитал, не сделает дуа, передавая вознаграждения усопшим. 

Имам ас-Суюти (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в книге «شرح الصدور» сказал: Ученые разошлись в мнении о получении вознаграждения за прочитанный Коран усопшими, большинство ученых из салафов и три имама мазхаба едины в том, что усопшие получают вознаграждение за прочитанный Коран если даже тот, кто читал, не сделает дуа.

Имам аш-Шафии (رحمه الله)говорит, что, если тот, кто читал, не сделает дуа, то усопший не получит вознаграждение.

Из вышесказанного мы поняли, что расхождение между учеными в том, получает ли усопший вознаграждение за прочиненный Коран, если не сделать дуа или же нет, а не в том, что чтение Корана над усопшими запрещено (харам) или же дозволено.

А что касается того, кто сделал дуа после чтения Корана, чтобы Всевышний одарил усопшего вознаграждением за прочитанное, в этом есть надежда, что усопший получит вознаграждение, потому что нет разногласия между имамами мазхабов в том, что дуа получает усопший. 

Это и есть то что, поняли большие ученые Шафиитского мазхаба из слов Имама Аш-Шафии (رحمه الله).

Шафиитский ученый Имам Ан-Навави (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в своей книге ((الأذكار)): сказал: «Для получения вознаграждения чтения Корана усопшему, предпочтительнее чтобы тот, кто читал Коран, сказал следующее: اللهم أوصل ثواب ما قرأته إلى فلان

«О, АЛЛАГЬ, доведи вознаграждение за прочитанное мною такому-то человеку».

Такой же ответ дал Шафиитский ученый Имам Хафиз Такиюю-Ддин Ас-Субуки (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему) в своей книге «قضاء الأرب في أسئلة حلب». Когда его спросили о дозволенности передачи вознаграждения за прочитанный Коран усопшему, он ответил что дозволено.

После разъяснения и понимания всего этого, разве не лучше нам делать добро нашим умершим? Прочитать за них Коран и попросить АЛЛАГЬА передать вознаграждение за прочитанное их душам, вместо того, что будем запрещать это, как будто это порицаемо в шариате.

И удивительно, что те, кто выносит решение о запретности чтения Корана за усопших, противоречат не только решению ученых Ахлю-Сунна, но и даже своим шейхам.

Мы приведем в пример решение тех, кого они признают и за кем следуют, таких как Ибн-Таймия (да будет АЛЛАГЬ милостив к нему), который говорит о дозволенности чтения Корана за усопшего и передачи вознаграждения за прочитанное ему в книге «مجموع فتاوى ابن تيمية» когда его спрашивают о чтении полного Корана ((الختمة))  за усопшего, он отвечает:

«من قرأ القرءان محتسباً وأهداه إلى الميت نفعه ذلك» «Тот, кто прочитал Коран ради АЛЛАГЬА и передал вознаграждение за прочитанное усопшему, ему будет польза от этого.

Они также противоречат Абдул-Вахабу из Неджда, которого они считают обновителем религии, который об этом говорит в своей книге: (أحكام

 تمني الموت) следующее: 

(( أخرج عبد العزيز صاحب الخلال بسنده مرفوعاً: من دخل المقابر، فقرأ سورة يسخفف الله عنهم، وكان له بعدد من فيها حسنات((

В хадисе марфуъ говорится: «Тот, кто зашел на кладбище и прочитал суру «Ясин» Всевышний облегчает обитателям кладбища и тому, кто читал, записывает благодеяние численностью обитателей этого кладбища.

О, АЛЛАГЬ, наставь и удержи нас на правильном пути и обереги нас от заблуждения, поистине, ТЫ Всемогущ!   


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция