Казикумух или, как его сегодня называют, Кумух издавна являлся не только историческим центром лакцев, но и родиной множества богословов и праведников. Даже атеистическая идеология коммунистов, особо свирепствовавшая в этих краях, не смогла стереть из народной памяти имена этих благородных и праведных людей. Чего стоит имя одного лишь Джамалуддина Казикумухского — выдающейся личности эпохи Кавказской войны и шейха Накшубандийского тариката.
Его роль в борьбе горцев за свою веру и свободу просто невозможно переоценить. Сам Имам Шамиль постоянно обращался к нему за советами по вопросам государственного правления, международных отношений и права. Под стать отцу был и сын Джамалуддина Аль-Кумухи Абдуррахман Казикумухский. Некоторым аспектам его жизни и будет посвящена наша статья.
Абдуррахман Казикумухский — сын, достойный своего отца
Абдуррахман Аль-Кумухи родился 1 февраля 1837 года в селении Казикумух. Благодаря своему отцу, крупному учёному и шейху Накшубандийского тариката Джамалуддину Аль-Кумухи он с раннего возраста приобщился к изучению мусульманских наук и получил традиционное для своего времени образование. Несмотря на то, что с момента своего появления на свет он со своей роднёй находился в эпицентре Кавказской войны, он смог помимо других наук основательно изучить мусульманское право, арабскую грамматику и поэзию.
Отец Абдуррахмана шейх Джамалуддин и предводитель кавказских горцев Имам Шамиль с самого первого момента своего знакомства были очень близки и дружны между собой. Когда подросли сыновья Казикумухского шейха Абдуррахман и Абдурахим, эта связь укрепилась еще больше. Они оба женились на дочерях имама Шамиля: Абдуррахим — на Фатимат, а герой нашего рассказа Абдуррахман — на Нафисат.
Став зятем имама, Абдуррахман ещё больше сблизился с ним и стал его доверенным человеком. С этого момента он неотступно следовал за Шамилем. Был он вместе с ним и в Гунибе, последнем оплоте Имама Шамиля, где вёл переписку имама с командованием царской армии. После завершения Кавказской войны и отправки Шамиля в почётную ссылку в Калугу Абдуррахману, которому на тот момент было 23 года, посчастливилось со своей женой Нафисат и братом Абдуррахимом оказаться в составе лиц, сопровождавших легендарного имама в Калугу.
Вдали от родины Абдуррахман показал себя способным, умным и учёным человеком. Его образованность и талант заметили и представители царских властей. Аполлон Руновский, состоявший приставом при Шамиле на время его пребывания в Калуге, писал об Абдуррахмане следующее: «Старший брат очень привержен своей религии и много интереса находит в чудесах, описываемых мусульманскими книгами, к которым он питает доверие неограниченное. За всё за это, а также за великую грамотность, Шамиль питает к нему большое расположение…». А калужский губернский воинский начальник писал о том, что при таких достоинствах он мог быть «полезным даже для службы на Кавказе в качестве переводчика или состоять при местном управлении Т-Х. Шура».
В Калуге Абдуррахман находился шесть лет и за это время научился довольно свободно говорить, писать и читать на русском языке. Здесь же он написал и свои мемуары о шамилёвской эпохе «Хуласат ат-тафсил ʻан ахвал ал-имам Шамвил» («Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля»). Этот труд богослова впервые показал Россию глазами горца и представляет для науки большую ценность.
Позднее алим написал ещё несколько исторических сочинений, среди которых: «Сукут Дагистан ва Чачан би-йара‘али ‘Усман фи санат 1294/1877» («Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294 г.х./1877»). Рукопись этого сочинения, написанного на арабском языке, была обнаружена в фондах Грузии и введена в научный оборот Наной Георгиевной Канчавели. Сочинение, завершённое 1 января 1883 года, повествует о восстании в Чечне и Дагестане, вызванном начавшейся русско-турецкой войной, авторском понимании причин распространения восстания, подавлении и последствиях его для населения Дагестана. Причины восстания автор видит в пропаганде турок, подкупавших руководителей восстания, и в стихийном выступлении горцев, надеявшихся на помощь турок.
Ещё одним, пожалуй, самым известным и значимым трудом Абдуррахмана из Казикумуха стал знаменитый исторический трактат «Тазкират саййид Абдаррахман ибн устад шайх ат-тарика Джамаладдин ал-Хусайни фи байан ахвал ахали Дагистан ва Чачан» («Книга воспоминаний сайида Абдуррахмана, сына устаза, шейха тариката Джамалуддина Ал-Хусейни о делах жителей Дагестана и Чечни») или коротко «Тазкират» («Воспоминания Абдуррахмана»). В нём на 624 страницах богослов рассказывает о своём отце Джамалуддине, о его учении тарикате, о трёх имамах — Газимухаммеде, Гамзате и Шамиле, о распространении идей шариата в горах и ряде других важных событий и фактов.
Этот труд богослов написал, уже будучи в Тифлисе, куда он отправился после вынужденного возвращения из Калуги в Дагестан. Причинами этого возврата стали неблагоприятные климатические условия и прогрессирующая болезнь жены. В 1866 г. Нафисат скоропостижно скончалась, и с позволения царских властей Абдуррахман привёз тело супруги в Дагестан и похоронил на её родине в ауле Гимры.
В Тифлисе богослов задержался ненадолго, в 1871 г. он был переведён в распоряжение начальника Дагестанской области и вновь поселился в Казикумухе, где в начале 90 годов 19 века работал кадием.
В 1901 году Абдуррахман Аль-Кумухи после непродолжительной болезни скончался и был похоронен на своей родине, в селении Казикумух.
На сайте gidroboom.ru смесители для ванны и душа по низким ценам