Фундаментом для строительства самого гуманного общества на земле Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) взял истинное братство ансаров и мухажиров, основанное на исламском вероучении.
Переселение Посланника в Медину (хиджра) подразумевало возникновение первого дома Ислама, становление первого исламского государства, основателем и руководителем которого являлся Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Первым делом, он начал закладывать важнейшие основы, фундамент этого государства:
Первая основа: строительство мечети.
После того, как Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину и обосновался там, он приступил к созданию крепкого исламского общества, образованного из мусульман ансаров (жителей Медины) и мухаджиров (переселившихся с Мекки в Медину мусульман). Первый шаг к этому — это строительство мечети, строительство важнейшего центра опоры в создании исламского общества. Ведь мечеть является источником духовного воздействия на общество. Именно благодаря соблюдению норм Ислама, его вероубеждений и этичестких правил, оно приобретает прочность и сплочённость.
Цель Ислама – объединение мусульман узами братства и любви. Таким образом, когда мусульмане ежедневно, по несколько раз в день собираются в доме Аллаха, где они все равны, где стирается разница в достоинстве и почете, братство и любовь между ними достигает всей своей полноты.
Цель Ислама — обобщение духа равенства и справедливости между мусульманами при различных обстоятельствах и состояниях, которое не может достичь всей своей полноты без ежедневных встреч мусульман, без совместных богослужений, когда их сердца связаны друг с другом Всевышним Аллахом. Если бы они поклонялись Аллаху поодиночке, каждый у себя дома, то идея равенства и справедливости не преобладала бы над идеей диктаторства, высокомерия и внутреннего я.
Цель Ислама – объединение разобщённых мусульман законом Божьим, исламским Шариатом. Но такое единство подвержено разобщению, развитию разногласий между индивидуумами по причине их различного понимания законов Шариата, до тех пор, пока повсеместно не будут возведены мечети, где мусульмане могли бы собираться и изучать законы Шариата, придерживаться их с полным знанием и пониманием.
Для достижения всех вышеперечисленных целей в мусульманском обществе и в их новом государстве, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), в первую очередь, построил мечеть.
Вторая основа: Установление общего братства между всеми мусульманами, особенно — между ансарами и мухаджирами.
Между сподвижниками ансарами и мухажирами Пророк (мир ему и благословение) установил истинное братство. Посланник Аллаха закрепил узами исламского братства всех сподвижников.
В создании исламского общества и исламского государства Посланник (мир ему и благословение) опирался на основу братства. Значение этой основы заключалось в следующем:
1) Только на основе взаимной любви и поддержки, братства и единства общины возможны подъём и обустройство государства. Общество, в котором не будет такой основы, объединение которого не будет истинным, не может объединиться и сформировать государство. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) установил в своём обществе основу братства с исламским вероубеждением и объединил вокруг неё людей, в сердцах которых — поклонение Всевышнему Аллаху, богобоязненность и хорошие поступки.
2) Общество отличается от группы разрозненных людей тем, что основано на взаимопомощи между его членами во всех случаях жизни. Сотрудничество, основанное на справедливости и равенстве, делает общество благополучным. Однако, если оно основано на несправедливости и угнетении, то это общество будет диктаторским и несправедливым.
Фундаментом для строительства самого гуманного общества на земле Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) взял истинное братство ансаров и мухаджиров, основанное на исламском вероучении.
Третья основа: Составление документа, устанавливающего порядок жизни мусульман между собой, их отношения с немусульманами, в общем, и с иудеями, в частности.
Этот документ — важнейшая основа конституционных ценностей нового государства. Арабский историк Ибну Хишам передает, что когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, то вокруг Ислама сразу же объединились все жители этого города из числа арабов. Не осталось ни одного дома, в котором бы не приняли Ислам, кроме некоторых из племени Авс. И тогда Пророк (мир ему и благословение) составил документ для мухаджиров и ансаров, призывающий к прекращению враждебных отношений с иудеями и заключению с ними договорённости о сохранении их имущества и терпимости к их религии, соблюдению определённых условий с обеих сторон.
В документе были указаны следующие важные пункты:
1) Мусульмане, независимо от того, кто они: курайшиты, мединцы, их последователи или те, кто принимал участие в газавате, — это единая умма. Все равны между собой.
2) Мусульмане должны помогать друг другу морально и материально. Не должны оставлять друг друга в тяжелом положении, обременёнными долгами или большой семьёй.
3) Богобоязненные верующие не должны оставлять без справедливого наказания никого, даже своих сыновей, если они совершили грех, за который положено наказание.
4) Защита Всевышнего едина. Он — покровитель всех, а верующие — покровители друг друга.
5) Верующему, который принял и подтвердил содержание этого документа, уверовал в Аллаха и в Судный день не разрешается помогать тому, кто вводит в практику противоречия этим нормам, давать ему приют. Тому, кто помог и приютил, — проклятие Аллаха и гнев Его в Судный день. И не будут приняты никакие его деяния.
6) Между иудеями племени бану Авф и мусульманской общиной. У иудеев есть своя религия, а у мусульман — своя. Если кто-нибудь будет притеснять другого или совершать греховное, то он погубит только себя и своих домочадцев.
7) Иудеи должны содержать себя, мусульмане — себя. И должны помогать друг другу против тех, кто воюет с живущими согласно этому документу.
8) Каждая ссора или конфликт между живущими согласно документу, подвергается объяснениям Всевышнего Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение).
9) Каждый, кто находится в Медине или выходит за её пределы, является застрахованным, за исключением тех, кто грешит и угнетает других.
10) Поистине, Всевышний утвердил содержание этого документа. Он заботится о богобоязненных.
Также этот документ содержит следующие указания для организации исламского общества:
1) На современном языке этот документ можно назвать конституцией. Он охватывает все аспекты общественной жизни, внутренней и внешней политики. Это конституция, составленная по откровению Аллаха и зафиксированная сподвижниками. Она положена за основу отношений между мусульманами и иудеями. Это является фактом того, что с самого зарождения исламское государство основывалось на прочных конституционных и административных ценностях. Эти ценности в общем базируются на понятии единства исламской общины.
Вышесказанное опровергает идею некоторых личностей, желающих скрыть от людей эту простую истину и оспаривают то, что Ислам объясняет только нормы отношений между рабом и Богом, пытаясь тем самым сузить область действий Ислама в обществе. Этот документ указывает на следующие пункты законы:
1) В первом пункте говорится, что Ислам объединил всех в одну сплочённую общину, и в этом единстве стёр все различия между людьми.
2) Объясняется суть равноправия, справедливости и взаимопонимания, их ответственность друг перед другом. Законы Шариата основаны именно на ответственности и взаимопонимании.
3) Говорится о деликатности и важности вопроса равноправия между мусульманами.
4) Указано, что при вынесении решений нельзя отходить от предписаний Всевышнего Аллаха и Его решений. В противном случае, они обрекают себя на несчастия и мучения в обоих мирах. Общество, соблюдающее все указанные нормы будет сильным, опирающимся на прочный фундамент.
Мусульманское общество во времена Пророка (мир ему и благословение) и его последователей опиралось на прочный фундамент и со временем стало самым сильным и благополучным во всём мире.