Беседа с имамом Центральной джума-мечети г. Махачкалы Мухаммад-Расулом Саадуевым
Накануне этого интервью в социальных сетях появилось провокационное письмо, в котором прозвучал ряд обвинений в адрес имама Центральной мечети города Махачкалы Мухаммадрасула-хаджи Саадуева.
Подобные разговоры не новость среди верующих. Мусульмане, которыми нередко овладевает шайтан, забывая о своей ответственности перед Аллахом, подхватывают чужие мысли, надевают на них собственные предположения и «дружеские» домыслы, а потом отправляют гулять по свету.
Таким образом, случаются расколы, перевороты, рушится дружба, появляются на ровном месте враги. Чтобы избежать подобных последствий, необходим холодный рассудок и упование на Аллаха во всём, что происходит вокруг нас. Именно к этим качествам верующих мы и прибегли, чтобы расставить все точки над «i» в теме о распространяемых слухах. Сегодня, в пятницу, самый напряжённый для имама день, с самого утра я встретилась с ним в кабинете муфтия и задала первый вопрос:
- Мухаммадрасул-хаджи, уже третья неделя, как я удалила адрес, дающий мне доступ в социальную сеть, потому что для меня лично это клоака, в которой нет смысла. Но вчера мне пришлось попросить своих работников рассказать мне подробно, что там происходит, по той причине, что муфтий вечером сказал мне такую вещь: «Говорят, что в соцсетях бродит письмо с обвинениями в ваххабизме, адресованными нашему имаму, и почему-то находятся невежды, которые считают, что это письмо может исходить от тебя». На следующий день я внимательно прочитала письмо и комментарии к нему. Кому и для чего нужно было всё это вытаскивать наружу сейчас — остаётся только предполагать, но в любом случае надо сказать, что сделано это не для благих целей. Тем не менее, раз вопрос открыт, ни для меня, уверена, ни для тебя не проблема рассеять сомнения, возникшие у так называемого «общества мюридов». Так?
- Абсолютно верно.
- Вот единственный более-менее серьёзный пункт, который прозвучал в этом обращении: «…причиной того, что наше терпение лопнуло, стала новость, которая известна всем жителям Махачкалы. Государственные чиновники совместно с ваххабитами составили секретный план, предполагавший смещение ныне действующего муфтия со своего поста и назначение на эту должность Саадуева, который знал об этом, согласился с этим и скрыл эту информацию». Честно говоря, сложно предположить, откуда у жителей Махачкалы такая информация, — по-моему, наши люди иногда путают жизнь духовенства и представителей властей, работников шоу-бизнеса и т. д. и аналогично тешат себя обсуждениями тех или иных сплетен. Хотя это достаточно опасная тема. Исламские учёные — это не обычная процедура болтологии: легко обсудил и передал другому. Если «есть мясо» (сплетничать) обычных людей чревато последствиями, то «поедание мяса» алимов может быть чревато тем, что такой человек перед смертью забудет шахаду, не сможет сделать тавбу, ибо мясо алимов ядовито для окружающих.
- Да простит Аллах всех, кто участвовал в этих разговорах по невежеству, из любопытства или глупости. Хотя как для мусульманина, человека, близкого к муфтию, к которому я отношусь с глубоким уважением, мне было очень больно и обидно слушать подобные сплетни. Надеюсь, все эти люди тоже раскаются и не станут повторять подобные ошибки. Несколько месяцев назад возле меня мелькнула мысль о том, не хотел ли бы я стать муфтием и т. п. Разговор для меня был настолько несущественным и беспредметным, что я сразу же в корне его пресёк. Даже на мгновение я не мог предполагать, что мне доведётся когда-нибудь вернуться к нему, да ещё давать комментарий в качестве оправдательного ответа. Все прекрасно знают, каким образом выбирается муфтий на свою должность и что в таких кулуарных беседах никем из посторонних этот вопрос не может регулироваться. Для меня достаточно той ноши, которая на сегодняшний день лежит на моих плечах, дай Аллах мне сил справиться с работой имама этой мечети с огромным количеством прихожан. Все возникающие вопросы я согласовываю с муфтием Ахмадом-хаджи и решаю при его поддержке, хвала Аллаху.
- Мухаммадрасул-хаджи, в письме ещё прослеживается обвинение в твой адрес чуть ли не в связях с ваххабитским подпольем, которое представлял Махач (Ясин) Расулов, а сейчас в связях с адвокатом боевиков, если я всё правильно поняла.
- Я знал их в то время, когда они не только в подполье ещё не ушли, но и со своей акыдой не определились. Как имам я не могу выгонять с порога людей, идущих ко мне за советами, с просьбами в помощи и т. д. Из числа моих прихожан были и эти люди. Я старался направить их по правильному пути, вести с ними диалог уже тогда, 12–13 лет назад. Можно считать это первой попыткой к установлению мира с салафитскими представителями. Но они сделали свой выбор и ушли, отбросив мои советы и наставления в сторону.
- То есть то, что происходило в этом году между «салафитами» и суфиями, можно назвать попыткой номер два?
- Да, можно. Но и эта попытка закончилась сама знаешь каким образом. Что будет дальше — знает только Аллах.
- И вопрос не самой последней важности, вытекающий из этого письма-обращения. В принципе, я и сама слышала из уст одного из представителей ассоциации, т. е. тех, кто вёл с нами переговоры, что у тебя отрицательное отношение к рабите и истигасе…
- Валлахи, это гнусная ложь. Я вырос в тарикате и признаю каждый пункт тариката, к тому же и сам являюсь мюридом, иначе и быть не может. Это самая большая глупость, которую я слышу в своей жизни, и клевета, которую на меня пытаются возвести. Иншааллах, эти люди будут отвечать за свои слова перед Аллахом. Кто сомневается в моей приверженности и преданности тарикатскому пути, пусть придёт ко мне за ответом.
- На обвинение в том, что ты успел за это время уехать на умра и вернуться, я сама отвечу: для мусульманина умра и хадж — это не увеселительные поездки, это служение Аллаху и возможность возле Каабы и возле могилы нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать дуа для своих умерших и живущих.
- Именно. Естественно, я заранее планировал эту поездку и не стал её отменять, так как моё присутствие здесь уже ничего не решало, а впереди была возможность совершить малый хадж и сделать дуа для моего наставника и просить в лучших местах на земле о милости Аллаха и терпении для моих братьев-мюридов достойно нести это нелёгкое бремя, настигшее нас. Также мне посчастливилось совершить малый хадж (умра) за моего наставника, что было для меня великой радостью.
- И последнее, Мухаммадрасул-хаджи. В одной из групп мне показали комментарий, в котором автор выражал уверенность, будто это обращение почему-то написано мной, что меня крайне удивило. Хотя, учитывая повод, что ты якобы собирался претендовать на пост муфтия, это самый удобный момент, чтобы расколоть нас; а что ты думаешь?
- Ко мне тоже подошла пара человек с такими мыслями, что, мол, это, наверное, Патимат написала. При всём моём удручённом состоянии меня это рассмешило. Просто эти люди не знают, что муфтий для меня всегда был и будет старшим братом; они даже не догадываются, как легко мы семьями за чашкой чая обсуждаем все темы, которые о нас поднимаются в любопытствующем обществе друзей и недругов.
- Да хранит тебя Аллах в обоих мирах! Да ниспошлёт Аллах тебе крепкого разума, терпения и сил в твоей нелёгкой работе! Амин!
- Амин! Баракаллах, Патимат, и тебе тоже!
Беседу вела Патимат Гамзатова