Болезнью нашего времени является отсутствие милосердия, жестокосердие. Мы сегодня практически не ощущаем боль ближнего.Мы знаем, как велико милосердие Всевышнего к нам и ко всему живому на этом свете.И сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку, Аллах тоже требует от нас милосердия. Отсутствие милосердия в сердце -это беда и несчастье.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Милосердия лишён только несчастный человек». Мир стал жестоким.
Сегодня, несмотря на большой технический прогресс, в мире идут войны, льется кровь, изобретается оружие массового поражения. Человечество развивается, но ему не хватает милосердия. Мы должны быть носителями милосердия. Мы не смогли бы сделать и вдоха без милосердия Всевышнего.
Если мы хотим, чтобы оно не покидало нас, нужно проявлять милосердие к окружающим. Это тесно связано друг с другом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К тому, кто не проявляет милосердия, не будет милосердия».
Теперь поговорим о том, как внедрить милосердие в нашу жизнь
В первую очередь, нужно быть милосердными к своим родителям. Это самые близкие люди. К ним нужно проявлять как можно больше милосердия, потому что Аллах вложил в их сердца то милосердие, благодаря которому родители тебя вырастили, поставили на ноги, кормили, плакали, когда ты плакал, бывает даже, что взрослый отец не может сдержать слез, когда его маленький ребёнок плачет и не может уснуть. Нам нельзя делать ничего, что принесёт им боль. В наше время многих родителей дети заставили подумать: «Ох, лучше бы этого сына не было, лучше бы я был вообще без детей!».
В мусульманских семьях есть дети, которые заставляют плакать своих матерей, есть такие дочери, которые заставляют стыдиться своих братьев, родителей. Милосердие к родителям — это не только материальная и физическая поддержка, нужно проявлять милосердие к ним во всём. С этого начинается милосердие мусульманина.
Когда приходишь домой, говоришь отцу «салам алейкум», и больше ни о чём с ним говорить не хочешь, сидишь у себя в комнате, целый день тебя не видят ни отец, ни мать — это не милосердие. Когда, уходя из дома и будучи в ссоре с матерью, хлопая дверью ей перед лицом — это не милосердие. Мы должны бояться таких вещей. Представь себе, если после этого ты её живой не увидишь, что будешь делать? Кто тебя спасёт после этого? Если твоя мать покинет этот мир в гневе на тебя, будучи в обиде на тебя, что хорошего тебя ожидает в этой жизни? Ведь очень часто бывают у нас споры, скандалы в семьях, очень много молодых людей, которые повышают голос на родителей. Представь себе, что вдруг их не окажется рядом. В наше время смерть в пятьдесят лет наступает внезапно. Этого мы должны бояться каждую секунду. Пророк Ибрахим (мир ему), несмотря на то, что его отец был неверующим, был ласков с ним, говорил «Йа абати» — о, мой отец. В ласковой форме обращался к нему.
Мы должны проявлять милосердие также к родственникам, тётям, дядям, двоюродным братьям и сёстрам. В Хадисуль Кудси говорится: «Я Всевышний Аллах, Я Милосердный, Я сотворил рахм (родство) и создал для этого родства название из Моих Имён, тот, кто укрепит родственные связи, Я с ним буду крепко держать связь, а кто прервёт родственные узы, Я с этим человеком прерву связь милосердия ». Кто из нас хочет, чтоб Всевышний прервал Свое милосердие? Вот когда ты учиняешь скандал, разрываешь родственные узы, тогда ожидай беды, ведь ты вышел из-под милосердия Всевышнего.
Теперь о милосердии к нашим детям
Как-то раз рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) находился Акра ибн Хабис, и пришёл внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Хасан ибн Али. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал, поцеловал и обнял своего внука. Акра ибн Хабис сказал: «У меня есть 10 сыновей, и я ни одного из них не поцеловал», Посланник Аллаха на него посмотрел и сказал: «Тот, кто немилосерден, к нему не будет милосердия». Мы знаем, что любимое время для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — время молитвы, но, несмотря на это, он (мир ему и благословение Аллаха), слыша детский плач, ускорял молитву.
Однажды один из бедуинов увидел, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целует своих детей. Бедуин спросил: «Что вы целуете своих детей?». Те арабы, которые были до Ислама, были жестокосердными людьми, они не знали ласки в обращении с детьми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил бедуину: «Что же мне с тобой сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?».
В Медине был один маленький мальчик, его звали Умар, он привязался к воробушку, приучил его, постоянно играл с ним, воробей его не боялся. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) каждый раз, когда его видел, спрашивал: «О, Умар, что сделал воробей?». Как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заметил этого мальчика плачущим из-за смерти этого воробья, и, успокаивая его, сказал: «Умер Нугайр (воробей), я хочу успокоить Умара». Таково было обращение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с детьми, которые даже не были ему внуками.
Когда приходила дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он вставал, целовал её.Во многих семьях сейчас этого не хватает. Есть даже семьи, в которых родители сквернословят в присутствии своих детей. Какими могут стать после этого дети? Им нужно показать родительское тепло, любовь и тогда они с удовольствием поддадутся вашему воспитанию.
Милосердие к жёнам
Как-то раз, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел со сподвижниками в дорогу, им встретились женщины на верблюдах, которых вёл Анджаша — был такой сподвижник — воспевая при этом нашиды. Он их пел очень красивым голосом. И верблюды стали покачиваться в такт его напевам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), опасаясь, что женщины могут упасть, сказал: «О, Анджаша, осторожней веди этих верблюдов, там же бутылочки, вдруг они упадут?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха)так ласково назвал женщин.
К жёнам и дочерям в Исламе требуется мягкое отношение, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) требует, чтобы мы были милосердными к слугам, в наше время их нет, но у арабов во все времена было принято, чтобы домашнюю работу делали слуги. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Они ваши братья, Аллах дал их в ваше распоряжение, угощайте их из того, что вы едите, одевайте их в то, что вы одеваете и не заставляйте их делать то, что они не могут, и если даже поручаете им какую-то работу, помогайте им». Какая же разница тогда между слугой и хозяином? Вот что такое милосердие Ислама. И когда было такое отношение к слугам, они оставались навсегда со своими хозяевами.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о человеке, который чуть не умирая от жажды, остановился у колодца и после того, как напился, находит у колодца собаку, которая тоже умирала от жажды. Человек сказал: «Собака терпит то же самое, что и я терпел», после чего спустился обратно в колодец, наполнил водой свою обувь и напоил собаку. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приводит этот поступок в качестве примера. В хадисе сказано:«Кто зарежет даже воробья без причины, за это будет спрос в Судный День».
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал о женщине, закрывшей у себя в доме кошку, которая впоследствии умерла от голода из-за того, что эта женщина её не кормила и не поила. Эта женщина попадает в Ад.
Милосердие к грешникам
Это удивительная вещь, которая есть в Исламе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает проявлять милосердие даже к грешникам. Кто больше всего заслуживает милосердия? Ведь они выбрали по своему неведению путь, ведущий в Ад. Ни в коем случае нельзя говорить, что какой-то человек безнадёжно испорчен. Нельзя ни на ком ставить «крест». О великом сподвижнике Умаре (да будет доволен им Аллах), до того, как он принял ислам, говорили, что скорее осёл Умара примет Ислам, чем он сам, но ведь мы знаем, кем был Умар (да будет доволен им Аллах).
Когда видим таких людей, мы должны вспоминать своё прошлое, кем мы были и чем мы занимались, пока наше сердце не раскрылось, до того, как Всевышний вывел из мрака. Всегда нужно руководствоваться важным правилом: «Призывай на путь Господа мудростью и красивой проповедью», а не грубостью. Нужно проявлять милосердие к такому человеку, ведь он нуждается в милосердии больше, чем кто-либо. Естественно, у нас должно быть милосердие ко всем мусульманам, если мы слышим о какой либо-беде, которая постигла наших братьев, — это должно обязательно отзываться в наших сердцах болью. Мы должны делать всё возможное, чтобы оказать помощь братьям. Если же ничем не можем помочь, то нужно делать дуа. Дуа — это основное оружие мусульманина.
Материал подготовлен сайтом as-sunna.ru