Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижников.
«Возможно, вы найдете некоторых невежд в наше время, из тех, у кого отвердели сердца и высохли естества от истины и правды, которые вышли на путь лжи и разделения, поносящими Имама аль-Газали и его книгу «Ихья». Это невежды, не берутся их слова и не обращают внимания на их нападки. Имам аль-Газали — Довод Ислама, имам аль-Газали, который составил более чем 500 трудов. И те науки, в которых он написал труды, он не писал в них как любые другие люди, однако в какой бы области он не составлял книгу, он становился бы в ней имамом.
Написал в усул аль-фикх, и стал одним из четырех на ком вертится эта наука. Написал в фикхе шафиитов и стал вторым в цепочке ученых, которые стали вершиной в мазхабе. Его книга «аль-Васит» по фикху, не написано столько комментариев ни к одной книге, кроме Книги Аллаха, более 700 шархов, и не осталось из больших ученых шафиитов кто бы не написал на нее шарх. Написал в философии (имеется ввиду опровержения) и стал имамом в этом. Написал в тасаввуфе и стал имамом в этом.
Таким образом, этот человек вобрал в себя качества, которые не вобрал бы никто. И люди, которые поносят имама, поносят себя самих. Они подобны, как сказал Мустафа Садик ар-Рафии в своей книге «Вахъюл калам» людям которые пытаются засорить небо пылью, кидают ее вверх, но небо остается чистым и сияющим, а пыль возвращается на них самих, точно также их нападки возвращаются в конечном итоге к ним самим.
Имам аль-Газали был послан в ту эпоху, в которой мусульмане нуждались в нем, для опровержения тех наущений, которые распространились тогда со стороны философов и безбожников, и он тот, кто встал на помощь религии Аллаха.
Да в его книге «Ихья» содержатся много слабых хадисов, и даже выдуманных. Но человек не был мухаддисом, я не собираюсь оправдывать его за это. Возможно, он привел выдуманные хадисы по ошибке, не напоминая об этом, конечно надо было об этом упомянуть. Но ведь нет людей защищенных от ошибки, кроме пророков… Это не умаляет ценность этой книги. Если бы у меня было 10000 правильного и одна ошибка, разве эта ошибка сотрет все правильное? Аллах Всевышний говорит в Коране: «Поистине благодеяния убирают проступки», разве сказано «Проступки убирают благодеяния»???
Мы говорим об истине — истина, и мы говорим о лжи — ложь, а ошибка — это ошибка! И поэтому Аллах Всевышний предоставил нам для тахриджа «Ихья» великого ученного, из самых больших имамов науки хадиса в мире аль-Ираки, который сделал ихрадж этого труда, и вряд ли кто из вас не пользовался им. И она («Ихья») достигла такого уровня, что ученые сказали «Продай бороду и купи Ихья» (Биъиллихья ваштари аль-ихья), то есть не может быть библиотека человека кроме как в ней должна иметься эта книга. Потому как она рассказывает об очищении нафса, ее болезнях, из того, что необходимо человеку, мусульманину. Таким образом, мы не говорим, что из-за наличия в ней выдуманных хадисов это принижает ее достоинство и ранг, но мы говорим, отдели эти хадисы и руководствуйся остальным содержанием книги.
[Из лекции Шейха Хасан Хиту по Шарху Муслима]
Великий мухаддис, имам, Хафиз Ибн Асакир ад-Димашки (499-571 х/1105-1176 м) в своей книге «Табйин казиб аль-муфтари» пишет в биографии имама Абу Хамида аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
Сообщил нам шейх Абуль-Хасан Абдуль-Гафар бин Исмаиль аль-Фариси (451-529 х/1059-1135 м) в своей книге, сказав: Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абу Хамид аль-Газали — «Довод Ислама и мусульман», имам имамов. Не видели глаза подобного ему в языке, красноречии, произношении, находчивости, остроумии. Обладая исключительным характером, он учился фикху в юности у Имама Ахмада ар-Разикани в Тусе. Затем он приехал в Нисабур для учебы у Имама аль-Харамайн с группой ребят из Туса. Он, проявив усердие и старание, за короткий период закончил учебу. Превзойдя своих сверстников, изучив Коран, он стал самым видным человеком своего времени и одним из равных (соперников) Имама аль-Харамайн. Учащиеся извлекали от него пользу, он их обучал, наставлял и сам также усердствовал над собой пока не начал писать свои труды. Имам аль-Харамайн, имея высокую степень и красноречие, беглое произношение и речь, не обращал внимание на аль-Гъазали, скрывая свое восхищение им, быстротой в речи и силой его натуры. Ему не хотелось вмешиваться в его сочинения, несмотря на то, что он обучался у него и был связан с ним, а это присуще человеческой натуре.
Далее Абдуль-Гафар аль-Фариси говорил: После смерти имама (аль-Харамайн) он направился из Нисабура в аль-Муаснар, где получил признание в маджлисе Низама аль-Мулька. Тот приблизил его к себе ввиду его высокой степени, известности имени, умении хорошо дискутировать и бегло выражаться. Это было местом, куда съезжались ученые, стремились имамы, ораторы. Аль-Газали представилась хорошая возможность для трений с имамами, встреч с заклятыми противниками, дискуссий с выдающимися, пререканий с крупными учеными.
Его имя стало известно в разных местах, он извлек огромную пользу, достигнув такого состояния, что посчитал необходимым отправиться в Багдад, для того, чтобы приступить к обучению в медресе «Маймуна ан-Низамийя». Всем нравилось, как он обучал и дискутировал и он не встретил там равного себе. После того, как он был имамом Хорасана, он стал имамом Ирака. Потом он обратил внимание на науку «основ» (усуль), овладев ею в совершенстве, написав ряд сочинений по этой теме, обновив мазхаб в фикхе, выделил разногласия, а также написал несколько сочинений по этой тематике. Увеличилось его почтение (слава) и степень в Багдаде, даже превзошла почтение (славу) Эмиров и халифатского двора.
В этот момент ситуация кардинально изменилась. После изучения точных наук и практики писать сочинения в Багдаде, он вступает (встает) на путь аскетизма и отшельничества, оставив почет, отбросив свое достигнутое высокое положение. Он занимается способами богобоязненности и багажом того света и направляется к дому Всевышнего Аллаха. Совершив хадж, он прибыл в Шам и находился в тех краях около 10 лет, посещая и объезжая величественные памятники. Затем он приступает к написанию своих известных трудов (сочинений) таких как «Возрождение религиозных наук» (Ихья улумуддин) и краткие книги, из них «Арбаин» и другие из сочинений. Задумавшийся над этими трудами познает положение человека в отраслях науки, в борьбе нафса (души), в изменении нрава и улучшении качеств, образа жизни. Дьявольское безрассудство и стремление к власти и высокому положению, перенимания отвратительных черт, сменились успокоением души и благородного нрава, свободой от церемониала и декоративности, облачением в одежду праведников, краткости надежд, посвящением времени на наставление людей и их призывом к тому, что касается загробной жизни и ненависти к мирскому, готовностью уйти в вечный мир, следование каждому, в ком «заметен» и от кого «ощущается» запах знания, пока это не стало этой привычкой. Теперь он возвращается на родину. Находясь дома, будучи занятым размышлением, он посвящает свое драгоценное время и багаж знаний каждому, кто приходит к нему. Так продолжалось определенное время. Потом появились труды и распространились книги. Не было при его жизни возражения и несогласия кого-либо с тем, что он написал, пока не пришел конец визирю, Фахрульмалику — красоте шахидов (да будет Аллах милостив к нему). Украшен был Хорасан его славой и правлением. Визирь слышал и сам убедился в том, какое место занимает аль-Газали, его степень, достоинство, положение, ясность акыды (вероубеждения) и чистота его репутации. Он получал у аль-Газали благословение и присутствовал у него, слушая его речь. Он попросил у аль-Газали не ограничивать ту пользу, которую он может принести, чтобы она давала просветление и очень настоял и проявил твердость пока аль-Газали не дал согласие покинуть родину и направиться в Нисабур. Ему предложили преподавать в медресе «аль-Маймуна ан-Низамия» (да дарует Аллах ей долголетие). Он не обнаружил необходимости покорности власти и намеревался показать то, чем он занимался — наставлением отклонившихся, помощи стремящимся, не возвращаясь к тому, что отошло от него. Он деликатно отказывался от высокого положения, смущения коллег, оспаривания упрямцев. И сколько бы не ругались с ним, его противники, не соглашались с ним, порицая то, что он выдвигал, неся на него клевету — это никак не повлияло на него, и он не отвлекался на ответы тем, кто его поносит (порицает) и не пытался избегать ищущих повод клеветников.
Я был у него однократно и не предполагал себе, будучи знакомым ранее с его озорством, избеганием людей и пренебрежительным отношением к ним из-за гордости и высокомерия тем, чем наделен в достатке: умением произносить, мыслить, выражаться, стремлением занять высокое положение, что он напротив свободен от всего этого. Мне казалось, что он укутан «одеждой» бремени, скрывая то, что происходит с ним. И после моего проведенного исследования и испытания убедился, что дело обстоит иначе, чем предполагал и человек пришел в себя после обморока. Он рассказывал ночами о состояниях души: о начале того, как он оказался на пути отшельничества, как эта идея одолела его, после того, как он углубился в науку, и его надменности над всеми остальными своими речами и способности, которой Аллах его наделил в приобретении различных знаний и умении следовать, изучать науки до тех пор, пока он не стал беспокоиться своей занятостью арабскими науками в ущерб по отношению к размышлению о вечной жизни, о том, что происходит и что принесет пользу в следующей жизни.
Он начал дружить с Аль-Фармази и получил у него вступление на тарикат и подчинялся тому, что он советовал в плане исполнения предписаний в разных формах поклонения и усердия в желательных молитвах, постоянства в азкарах (поминания Аллаха), проявлением старания, желая спасения. Это привело к тому, что он преодолел препятствия и трудности и получил желаемый результат.
Потом аль-Газали рассказал, что он повторил свои знания и взялся за науки и как обычно проявил усердие и старание в написании книг по исламским наукам. Затем мы спросили его, как возникло у него желание покинуть свой дом и вернуться по приглашению в Нисабур. На что он ответил, объясняя свой поступок: «Я не позволял для себя, следуя своей религии стоять в стороне от призыва (даавата) и оказывания помощи учащимся. Мне надлежит раскрыть истину, выразить и призвать к ней». Он был честен в этом.
Затем, оставив это, он вернулся к себе домой. Выбрал (построил) рядом с домом медресе для учеников и завию для суфиев. Он распределил свое время на каждого, кто его посещал для обучения (чтения Корана), бесед (собраний) для обучения нравственному воспитанию. Не проходило ни одно мгновение без его пользы для тех, кто был рядом с ним, пока его не настигло «око времени» и Аллах не забрал его к себе.
Последним его делом, хотя об этом нет точных сведений, было то, что он обратился к хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), находясь в обществе тех, кто занят их изучением, и чтением сборников хадисов Аль-Бухари и Муслима, являющимися доводом ислама. Если он прожил дольше, то обошел бы всех в этой науке с легкостью, занимаясь ее изучением. Но в этом нет ущербности для него, учитывая то, что он оставил из написанных им книг по «усуль и фуру’» и другим наукам, навечно оставившим о нем память, они используются беспристрастными читателями, получающими от них пользу. Никто, кроме него, не оставил такого наследия. Он скончался (перешел в милость Аллаха) в понедельник 14 числа в месяц Джумаад аль-Ахира в 505 году хиджры.
Он оставил после себя только дочерей. Его источники дохода хватали ему и его жене и детям. Никого не просил о чем-то в мирских делах. Ему предлагали деньги, но он их не принимал и отказывался от них. Ограничивался тем количеством, которым он может защищать свою религию и не будет вынужден обращаться с просьбой о помощи к кому-либо.
[Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-Муфтари фи маа Нусиба иляль Имам Абуль-Хасан аль-Аш'ари»]
Имам, хафиз, историк своей эпохи Ибн ан-Наджар аль-Багдади (578-643 х/1182-1245 м), автор известных трудов по истории, хадису и др. наукам, сказал описывая имама аль-Газали:
قال ابن النجار إمام الفقهاء على الإطلاق ورباني الأمة بالاتفاق ومجتهد زمانه وعين وقته وأوانه ومن شاع ذكره في البلاد واشتهر فضله بين العباد واتفقت الطوائف على تبجيله وتعظيمه وتوقيره وتكريمه وخافه المخالفون وانقهر بحججه وأدلته المناظرون وظهرت بتنقيحاته فضائح المبتدعة والمخالفين وقام بنصر السنة وإظهار الدين وسارت مصنفاته في الدنيا مسير الشمس في البهجة والجمال وشهد له المخالف والموافق بالتقدم والكمال
«Абсолютный имам правоведов, раббаний уммы по общему мнению, муджтахид своей эпохи, шедевр своего времени, тот чье упоминание разошлось по странам, и распространилось его высокое положение среди поклоняющихся, и сошлись (разные) группы на его почитании, возвеличивании, уважении и почете. И боялись его противоречащие, и склонялись перед его доводами и доказательствами дискутирующие, и разоблачались при помощи его новаций гнусность еретиков и противоречащих, и встал он на защиту Сунны и победы религии, и ходят его сочинения в мире подобно солнцу, как его великолепие и красота. И засвидетельствовали ему противники и сторонники первенством и совершенством.
[Ас-Субки, «Табакату ш-Шафиъийя аль-кубра», том. 6, стр. 216]
Сказал учитель имама аль-Газали, имам Абу Маали аль-Джувейни (419-478 х/1028-1185 м) известный как «имам аль-Харамайн» (имам двух святынь Мекка и Медина):
شيخه أبو المعالي الجويني: الغزالي بحر مغدق
«Аль-Газали обильный океан»
Когда имам написал книгу «аль-Манхуль фи усуль аль-фикх» он был еще молодым человеком. Имам аль-Джувейни сказал:
وعندما ألف الغزالي (المنخول في أصول الفقه) في مطلع شبابه، قال له الجويني : دفنتني وأنا حي، هلا صبرت حتى أموت، كتابك غطى على كتابي
«Ты похоронил меня, в то время когда я еще жив, неужели ты не мог потерпеть пока я умру. Твоя книга покрывает мою книгу (т.е. она была более подробнее и лучше)».
[«Сияр а’лям ан-нубаля», том 19, стр. 335]
Сказал ученик аль-Газали, имам Мухаммад ибн Яхья ан-Найсабури (ум. 548 х/1153 м):
وقال تلميذه الإمام محمد بْن يحيى : الغزالي هو الشافعي الثاني
«Аль-Газали — он второй аш-Шафии»
[Ас-Субки, «ат-Табакат», том 6, стр. 196]
Сказал Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики (468-543 х/1076-1148 м):
أبو بكر ابن العربي: رأيت الغزالي ببغداد يحضر درسه أربعمائة عمامة من أكابر الناس وأفاضلهم يأخذون عنه العلم
«Я видел аль-Газали в Багдаде, и на его урок приходило четыреста великих людей и самые достойные из них, брали у него знания»
[Ибн Имад аль-Ханбали, «Шазарат аз-захаб», том 4, стр. 13]
Наставник Иззу ибн Абдуссаляма и других великих имамов, шейх Абуль-Хасан аш-Шазали (571-656 х/1176-1258 м) сказал:
أبو الحسن الشاذلي: إذا عرضت لكم إلى الله حاجة فتوسلوا إليه بالإمام أبي حامد
«Если у вас появится нужда к Аллаху, то делайте тавассуль через имама Абу Хамида аль-Газали»
[Ибн Атаиллах, «Латаифуль минан», стр. 97]
Сказал имам Абуль-Аббас аль-Мурси (616-686 х/ 1219-1288 м) об имаме аль-Газали:
أبو العباس المرسي: إنا لنشهد له بالصديقية العظمى
«Поистине мы свидетельствуем, что он был великим праведником»
[Ибн Атаиллах, «Латаифуль минан», стр. 97]
Сказал Хафиз аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в биографии имама аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
الغزالي الشيخ الإمام البحر حجة الإسلام أعجوبة الزمان زين الدين أبو حامد محمد بن محمد بن محمد بن أحمد الطوسي الشافعي الغزالي صاحب التصانيف والذكاء المفرط تَفَقَّه ببلده أولاً ثم تحول إلى نيسابور في مرافقة جماعة من الطلبة فلازم إمام الحرمين فبرع في الفقه في مدة قريبة ومهر في الكلام والجدل حتى صار عين المناظرين
«Аль-Газали, шейх, имам, океан знаний, довод Ислама, феномен своего времени, красота религии, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали. Обладатель многих сочинений, очень остроумный. Обучался в начале исламскому праву в своем городе, далее переселился в Найсабур и находился в кружке студентов, учился у имама аль-Харамайн, и вобрал в себя исламское право за короткое время, и стал красноречивым и искусным в дискуссии и был основным из дискутирующих»
[«Сияр а’лям ан-нубаля», том 9, стр. 323]
Также Хафиз аз-Захаби назвал имама аль-Газали обновителем религии 5-го века хиджры. В биографии имама шафиитов Ибн Сурейджа, он перечисляя муджаддидов пишет:
وعلى رأس الخمس مئة أبو حامد الغزالي
«И в начале пятиста — Абу Хамид аль-Газали»
[«Сияр а’лям ан-нубаля», Биография 114, Ибн Сурайдж]
Сказал Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) об имаме аль-Газали:
وبرع في علوم كثيرة ، وله مصنفات منتشرة في فنون متعددة ، فكان من أذكياء العالم في كل ما يتكلم فيه
«Он был умелым во многих науках, у него есть множество распространенных сочинений по разным наукам, он был проницательным, умным ученым во всем, о чем говорил»
[«аль-Бидая ва ан-нихая», 12/214]
Сказал Имам аль-Аснави (704-774 х/1305-1373 м):
الأسنوي: الغزالي إمام باسمه تنشرح الصدور وتحيا النفوس، وبرسمه تفتخر المحابر وتهتز الطروس، وبسماعه تخشع الأصوات وتخضع الرؤوس. وقال أيضا: وهو قطب الوجود والبركة الشاملة لكل موجود وروح خلاصة أهل الإيمان والطريق الموصلة إلى رضا الرحمن يتقرب إلى الله تعالى به كل صديق ولا يبغضه إلا ملحد أو زنديق
«Аль-Газали, имам, именем которого раскрываются сердца, оживляются души, описывая которого гордятся чернильницы и коллебаются страницы, услышав которого покоряются голоса и опускаются головы». Также он сказал: «Полюс сущего, благодать всеобъемлющая все сущее, избранная душа верующих и дорога, доводящая к довольству Всевышнего, посредством кого, сближается к Аллаху каждый праведник, и не испытывает ненависти к нему кроме как еретик и атеист».
[Ибн Имад аль-Ханбали, «Шазарат аз-захаб», том 4, стр. 11, 12]
Сказал имам Таджуддин Абдуль-Ваххаб ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) об имаме аль-Газали:
الإمام الجليل حجة الإسلام ، ومحجة الدين التي يُتوصل بها إلى دار السلام ، جامع أشتات العلوم ، والمبرّز في المنقول منها والمفهوم…
«Большой имам, довод Ислама, путеводитель религии, посредством которого, добираются до Рая, тот который собрал в себе разные виды наук. Проявлявший свое знание как в науках, доходящих через передачу (тафсир и хадис), так и в рациональных науках (калам, усуль, мантык)…».
[«Табакату ш-Шафиия аль-кубра», том 6, стр. 191]
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) в своем шархе на хадис о муджаддидах перечисляя их говорит:
والخامس الحبر هو الغزالي * وعده ما فيه من جدال
«В пятом веке это имам аль-Газали, и говорить о другом помимо него в этом веке это лишь споры»
Также спросили имама Джалалуддина ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) о том, кто говорит, что имам аль-Газали не был факихом, а был просто захидом (аскетом). Что надлежит сделать с таким человеком? Он ответил:
وقال : أن أبا حامد الغزالي ليس بفقيه وإنما كان زاهداً فماذا يجب عليه في ذلك ؟
قال الإمام السيوطي مجيباً عن مقالة المخذول في الإمام الغزالي: وقول هذا الجاهل : أن الغزالي ليس بفقيه يستحق عليه أن يضرب بالسياط ضرباً شديداً ويحبس حبساً طويلاً حتى لا يتجاسر جاهل أن يتكلم في حق أحد من أئمة الإسلام بكلمة تشعر بنقص ، وقوله هذه الكلمة : صادر عن جهل مفرط وقلة دين فهو من أجهل الجاهلين وأفسق الفاسقين ، ولقد كان الغزالي في عصره حجة الإسلام وسيد الفقهاء ، وله في الفقه المؤلفات الجليلة ، ومذهب الشافعي الآن مداره على كتبه فإنه نقح المذهب وحرره ولخصه في البسيط والوسيط والوجيز والخلاصة وكتب الشيخين إنما هي مأخوذة من كتبه. والحاصل أن هذا الرجل الذي صدرت عنه هذه المقالة رجل غلب عليه الجهل والحمق والفسق ، فالواجب على المحتاط لدينه أن يهجره في الله ويتخذه عدواً يبغضه فيه إلى أن تأتيه من الله قاصمة تلحقه بالغابرين …
«Этот человек является джахилем (невеждой). Такой человек заслуживает, чтобы его сильно побили плетью, и чтобы его надолго посадили в тюрьму, для того, чтобы он больше не осмеливался говорить что то в отношении имамов, принижающее их достоинство. Основой этих слов является его чрезмерное невежество, слабость религии, поистине этот человек является самым невежественным из невежественных и самым грешным.
Имам аль-Газали был «доводом Ислама», господином факихов, ему принадлежат величайшие книги по фикху. Весь шафиитский мазхаб держится на его книгах, и поистине он очистил мазхаб, удостоверил и кратко изложил его в книгах «аль-Басит», «аль-Васит», «аль-Ваджиз», и «Хулясат». И книги двух шейхов (ар-Рафии и ан-Навави) основаны на его трудах.
В общем, этот человек, от которого исходит подобное, над ним преобладает невежество, глупость, нечестие. Обязательно тому человеку, который переживает за свою религию, чтобы он оставил его ради Всевышнего Аллаха, чтобы он считал его врагом для себя, и ненавидел этого человека ради Аллаха, пока его не постигло большое несчастье, как оно постигло предшествующих».
[Ас-Суюти, «Аль-Хафи лиль-Фатава», 1/245]
Сказал имам Ибн Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) об имаме аль-Газали:
الإمام زين الدين حجة الإسلام، أبو حامد أحد الأعلام، صنف التصانيف مع التصون والذكاء المفرط والاستبحار في العلم وبالجملة ما رأى الرجل مثل نفسه
«Имам, красота веры, довод Ислама, Абу Хамид, один из выдающихся ученых. Он вложил в свои книги величайшее остроумие, углубление в науки. Вкратце, каким же может быть мнение о человеке подобного ему».
[Ибн Имад аль-Ханбали, «Шазарат аз-захаб», том 4, стр. 10]
Его книга «Ихья Улюм ад-Дин» (Возрождение религиозных наук)
Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) о книге «Ихья» имама аль-Газали:
قال النووي: كاد الإحياء أن يكون قرآناً. تعريف الأحياء بفضائل الإحياء
«И стала «Ихья» близка к Корану»
Эти слова имама ан-Навави, приводятся по книге «Таъриф аль-ахьяу би фазаиль аль-Ихья» шейха Абдуль-Кадира аль-Айдаруса (978-1038 х/1570-1628 м), которая обычно печатается вместе с «Ихья улюмуддин» (том 5, стр. 5 по изданию Даруль-Фикр, стр. 7 издания Даруль-Кутуб)
Сказал великий мухаддис, хафиз Зайнуддин аль-Ираки (725-808 х/1325-1406 м) в своем тахридже к книге «Ихья»:
إنه من أجل كتب الإسلام في معرفة الحلال والحرام، جمع فيه بين ظواهر الأحكام، ونزع إلى سرائر دقت عن الأفهام، لم يقتصر فيه على مجرد الفروع والمسائل، ولم يتبحر في اللجة بحيث يتعذر الرجوع إلى الساحل، بل مزج فيه علمي الظاهر والباطن، ومرج معانيها في أحسن المواطن، وسبك فيه نفائس اللفظ وضبطه، وسلك فيه من النمط أوسطه، مقتدياً بقول علي كرم الله وجهه: خير هذه الأمة النمط الأوسط يلحق بهم التالي ويرجع إليهم الغالي
«Поистине, она из самых почётных книг Ислама в знаниях халяля и харама. В ней собраны внешние ахкамы религии и устремления в глубины сокровенности, утонченные от пониманий. Он не ограничился в ней на второстепенных членах и вопросах, и не углубился он в воду таким образом, что затруднится возврат на берег, наоборот он смешал в ней явные и тайные знания. И распространились её смыслы в самых красивых краях, расплавил он в ней драгоценные выражения и утвердил их, и вступил он в неё самым срединным методом, последовав за словами Али, каррамаЛлаhу ваджhаhу: «Самое лучшее из этой общины — срединный метод, к которому присоединяются последующие и возвращаются высокие»».
[Аль-Ираки, «аль-Мугни ан Хамлиль асфар фи аль-Асфар фи тахриджи ма филь Ихья миналь Ахбар»]
Сказал Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) об имаме аль-Газали:
وصنف في هذه المدة كتابه » إحياء علوم الدين » وهو كتاب عجيب ، ويشتمل على علوم كثيرة من الشرعيات ، وممزوج بأشياء لطيفة من التصوف وأعمال القلوب
«И в это время он составил книгу «Ихья» это удивительная книга, она охватывает многие шариатские знания. И добавлены в ней некоторые тонкости из тасаввуфа и деяний сердца»
[«аль-Бидая ва ан-нихая», 12/214]
Сказал имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) о книге «Ихья»:
وهو من الكتب التي ينبغي للمسلمين الاعتناء بها ، وإشاعتها ليهتدي بها كثير من الخلق ، وقلما ينظر فيه ناظر إلا ويتقظ به فِي الحال
«Она из тех книг, о которых мусульманам следует заботиться, распространить, чтобы наставить этим многих людей, и редко кто посмотрел в неё, и не наставился в тот же момент».
Также он сказал:
وقال أيضأ : لو لم يكن للناس في الكتب التي صنفها أهل العلم إلا الإحياء لكفاهم
«Если у людей не было бы никаких книг составленных учеными, кроме «Ихья», им бы её хватило»
[«Табакату аш-Шафиия аль-кубра», биография аль-Газали]
Имам аль-Газали сказал во вступлении к своей книге по усул аль-фикх «Мустасфа», что логика — это наука которую если ученый не знает, то нет надежности в его знаниях. Хафиз Ибн ас-Салах критиковал его за это, а также за то что имам внедрил эту науку в усул аль-фикх. Ибн ас-Салах говорит: «Не было этой науки в первые века, но от салафов вместе с тем мы взяли знания».
Но как мы знаем книги по усул аль-фикх написанные аль-Газали стали китами на которых стоит эта наука. Имам аль-Харамайн сказал аль-Газали, когда тот будучи еще юношей написал «Мустасфа»: «Ты похоронил меня живым, разве не мог ты подождать пока я умру, чтобы написать свою книгу». И наука логика взятая из Корана и Сунны, а не философская логика, нужна и является одной из шариатских наук, поэтому тут спорна критика Ибн ас-Салаха.
Вместе с тем Ибн ас-Салах никогда не умалял степень аль-Газали. У него спросили: «Кем являлись Имам аль-Харамайн, аль-Газали и Абу Исхак (аш-Ширази), были ли они муджтахидами-мутлак?».
فأجاب ابن الصلاح بقوله: م يكن لهم الاجتهاد المطلق وبلغوا الاجتهاد المقيد في مذهب الشافعي رضي الله عنه
Он отвечает: Они не были муджтахидами-мутлак, но были муджтахидами в границах нашего мазхаба (аш-Шафии).
[Фатава ибн ас-Салях, том 1, стр. 203; Издательство «Дар аль-Маърифа»]