Однажды имам Абу-Ханифа поинтересовался у аль-Фадлаь о том, какие занятия посещает его сын — Мухаммад. Когда Абу-Ханифа узнал, что он ходит к разным хадисоведам и записывает то, что они говорят, ученый попросил привести к нему юношу. На встречу с Имамом Мухаммад пришел с книгой, которую он изучал. На первой же странице Абу-Ханифа увидел такую запись: «Ребенок, рожденный вне брака, является наихудшим из троих».
- Мухаммад, что означают слова Пророка, мир ему и благословение: «Ребенок, рожденный вне брака, является наихудшим из троих»?
- Он таков, как сказано в этом хадисе.
- Все мы — от Бога! Ты же приписал Пророку, мир ему и благословение, нечто недопустимое и непозволительное, ибо эти слова противоречат Божьему Писанию и пророческой Сунне, являясь несправедливыми! Ведь Всевышний сказал: «Каждый человек — заложник того, что он приобрел (совершил)» (74:38). И еще: «…дабы Он воздал вершившим дурное за их поступки…» (53:31). И еще: «Они обнаружат перед собой все, что совершили. Твой Господь никого не обижает!» (18:49) И еще: «И устроим Мы весы для Дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем» (21:47). И еще: «Мы вас не обидели, но они сами были обидчиками» (43:76). И еще: «Во благо человеку — то, что он приобрел (совершил). И во вред ему — то, что он приобрел» (2:286). И еще: «Если вы творите добро, то для самих себя, а если творите зло, то для себя же» (17:7). И еще: «… и не понесет носящая ношу другой» (6:164).
Можно привести другие подобные аяты, а сказавший то, что повторил ты, идет наперекор сказанному в Коране и говорит об обязательности наказания за грех, совершенный другим, но слова его несправедливы!
- Так что же это означает? — спросил аль-Фадл.
- Мы считаем, что это касается лишь такого внебрачного ребенка, который станет совершать не только прелюбодеяние, как и его родители, но и другие дурные дела, вроде убийства, воровства и т. д. Говорят также, что он будет худшим из троих в том случае, если совершенное его родителями ограничится только прелюбодеянием, а сам он впадет в неверие. И поскольку неверие хуже прелюбодеяния, то говорят, что он является худшим из троих.
- Сие и есть знание! — воскликнул аль-Фадл и, обратившись к сыну, спросил: — Ты слышал?
- Мухаммад, — продолжил Абу-Ханифа, — если человек хочет изучать хадисы, но не стремится к изучению их толкования и постижению их смысла, то усилия его пропадут даром и это принесет ему вред.
После этого Мухаммад ибн аль-Фадл стал часто приходить за знаниями к Абу-Ханифе.