Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Добродетель Мухасаба или как себя контролировать?

Верующий периодически (ежедневно, ежечасно) дает себе отчет по совершенным делам и поступкам: плохо или хорошо, греховно или праведно, легкомысленно отнесся к делу или с должным вниманием. За хорошие результаты мусульманин благодарит Всевышнего, а замечая промахи и проступки, — молит о прощении.

Это относительно внешних дел и поступков. Что же касается мира души, не ограниченного физическими законами, а потому объемного и многогранного, то здесь также важна мухасаба — внутренняя инспекция: духовный упадок или взлет, мобилизованность душевных устремлений в достижении поставленных целей или апатия, сонливость, работа спустя рукава.

Умение собраться с духом требует от человека определенного внимания и усидчивости.

 Наличие таковой собранности, усилия и размышления в этом направлении, помогают человеку быстрее и эффективнее двигаться к жизненным результатам, так как он на ходу и без лишних остановок определяет правильность курса маршрута жизни, верность скорости движения. Он легко и быстро начинает отличать вредное от полезного, правильное от ошибочного. Ведь, живя осознанно, человек не ездит по инерции туда и обратно по одной и той же дороге (как это часто бывает в жизни: дом — работа, работа — дом). Каждый день — это новый и ранее не пройденный отрезок пути. Опыт прошлого, собранность и внимательность в настоящем, а также устремленность к будущему, крайне важны для благополучного и результативного передвижения по жизни.

Периодически анализируя вчерашний и сегодняшний дни, а также прогнозируя завтрашний, человек начинает понимать свое предназначение, смысл своего существования. Проводя строгую инспекцию души и ее ощущений, верующий проходит через духовное обновление и становится ближе к Аллаху, Господу миров.

Центральным кораническим аятом, подводящим человека к мухасаба, являются слова: 

 يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ

«О верующие! Бойтесь Аллаха [будьте набожны и праведны пред Всевышним, стойки пред грехами и проступками]. И пусть же душа [душа каждого из вас] посмотрит, что приготовила она на завтра [как мирское завтра, так и Судный День, вечность]!» (Священный Коран, 59:18).

Ощущая сердцем и душою это важное наставление, человек в очередной раз пробуждается разумом, открывает глаза, выпрямляет осанку, начинает отличать суету, лицемерную активность и болтливость от важных дел и забот, видит, что есть шелуха, а что — семя. 

  إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَواْ إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِّنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُواْ فَإِذَا هُم مُّبْصِرُونَ 

«Воистину, кто набожны [устремлены сердцами и благородными поступками ко Всевышнему], те, когда касается их что-то из проделок Сатаны [когда наносится им душевная боль или домогают сатанинские нашептывания], разом пробуждаются [в очередной раз приобретают бдительность, вспоминая о Всевышнем и устремляясь к милости Его и опеке], и смотришь — они становятся зрячими (зоркими, проницательными) [видящими истинное положение дел, отличающими зло от добра, вредное от полезного, суету от нужных и необходимых дел]. (Священный Коран, 7:201).

Мухасаба в мире души подобна светочу истины и свободы, или — благородному сердечному проповеднику, мудрому назидателю. Кстати сказать, это качество является лютым врагом таких сатанинских чувств, как гложущая печаль и отчаяние.

Чем более опытен и проницателен верующий в анализе и инспекции своего внутреннего мира, мира впечатлений, реакций и устремлений, тем больше в прогрессивности и результативности сегодняшний его день начинает отличаться от вчерашнего.

Объективный анализ, самокритика — одно из проявлений полноты веры. Человек, стремящийся к более высокому и совершенному, не устает честно и правдиво критиковать себя, настороженно относиться ко всему новому, переступающему границы его здорового мышления.

Каждый вечер внимательный к себе мусульманин анализирует поступки и дела прошедшего дня, делая выводы и вынося полезные уроки. На утро следующего дня он обновлен (перезагрузкой, переосмыслением прошедшего), стоек пред грехами, воодушевлен новыми задачами и полон устремленности.

Имам аш-Шафи‘и писал:

Если ты с раннего утра стоек и полон намерения не грешить,и в тебе есть страх пред наказанием, что постигнет грешников в Судный День, то будь уверен, что от Попечителя своего ты получил прощение, и блага, которые Он тебе даст, будут литься через край. (Диван аш-Шафи‘и. С. 24)

Проведение объективного анализа своих дел и поступков, а также инспекции душевных ощущений и впечатлений, крайне затруднительны для тех, кто не имеет следующих трех качеств:

— свет мудрости;

— умение критически относиться к себе; 

— умение отличать благо от соблазна.

«Когда отсутствие интереса и одобрения со стороны людей беспокоит тебя; когда осуждения и порицания в твой адрес разочаровывают и наносят душевную боль, обратись к всезнанию Творца. Если Его полная осведомленность обо всем и вся успокоит тебя, то все в порядке. Но если это не вселит в твою душу умиротворенность и не предаст тебе сил, то это уже, в отличие от первого, на самом деле проблема, беда», — мудро заметил один из мусульманских богословов. 

Связь верующего со Всевышним более важна, более значима, нежели связь его с людьми. Оценка людей в правильности или ошибочности того или иного — это еще не окончательный вердикт. Мнения людей обычно поверхностны и поспешны. Весомый вывод — это результат подробного исследования и изучения.

Так как именно совесть человека является центром духовного возрождения и обновления, а конечная цель его — устремленность к довольству Всевышнего им, мусульманин не придает особого значения отношению людей к нему, его не очень-то волнует, с ним они или против него.

Конечно же, человек, желает он того или нет, живет в тесной взаимосвязи с обществом. Он не может оставаться полностью равнодушным к потокам критики или похвалы в свой адрес. Но истинное благородство его в том, что, не видя благодарности или результативности, он никак не замедляет свой ход, не слабеет духом.

Безусловно, верующий может, а порой и должен защитить себя от необоснованной критики и принять меры предосторожности от вреда злых языков. Но при этом он обязан сохранить благородство и примерность в поведении.

Может ли человек радоваться мирским (духовным или материальным) результатам? Да, может, если он был и остается искренним пред Всевышним и если он в состоянии уберечь сердце свое от примесей лицемерия, восхищения собою или самолюбования. Однажды сподвижники Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили у него о приятном чувстве, которое появляется в душе по результату положительной оценки людьми тех или иных, искренне совершенных благих поступков. Посланник Всевышнего ответил: «Это — скорая радостная весточка [от Всевышнего] для верующего».(Сахих муслим би шарх ан-Навави).

И в Священном Коране сказано:

لَهُمُ الْبُشْرَى فِي الْحَياةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ لاَ تَبْدِيلَ لِكَلِمَاتِ اللّهِ ذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ الَّذِينَ آمَنُواْ وَكَانُواْ يَتَّقُونَ

«Те, которые уверовали и были набожны. Им радостная весть в мирской жизни и в вечности. Неизменны слова [обещания] Всевышнего. Это [радостная весть в мирской жизни и в вечности] — великая победа [ведь приобретенное ими — результат стойкой и непоколебимой веры, работы над собою, искренности благородных дел и поступков]».(Священный Коран, 10:63, 64).

Работа над собою — сложный процесс, тернистый путь. Выверять искренность, чувствовать глубинные ошибки, промахи или заблуждения с момента появления их на горизонте мышления, всей сутью устремляться к Аллаху, моля о милости и прощении, сохранять безразличие к тому, что думают или говорят о тебе люди, и быть всегда на пределе активности и полезности другим — непросто, но неописуемо высоко, достойно. Вера ведет к этим высотам. Мухасаба, умение давать объективный отчет своим делам и поступкам, помогает в этом, высвобождая от груза никчемных ошибок, отрицательных впечатлений или бесполезных занятий.

Да... Сколь мы слабы, но сколь велико величие и сколь безгранична милость Господа миров, Аллаха, свят Он и велик!

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

 وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنسَاهُمْ أَنفُسَهُمْ أُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ 

 

«О верующие! Бойтесь Аллаха [будьте набожны и праведны пред Всевышним, стойки пред грехами и проступками]. И пусть же душа [душа каждого из вас] посмотрит, что приготовила она на завтра [как мирское завтра, так и Судный День, вечность]! Будьте же набожны. Воистину, Аллах в полной мере осведомлен о том, что вы делаете. [Во благо себе же] не будьте подобны тем, кто забыл о Всевышнем [о предписаниях Его, границах праведности и правильности, очерченных им в Священном Писании], и сделал Он так, что они [забывшие о Всевышнем] забыли о самих себе [потеряли жизненные ориентиры, ценности, став подобно сорвавшимся с якорей корабликам, заносимым шальными ветрами в злачные бухты иллюзорных радостей или прибиваемым бушующими волнами безбрежного моря жизни к берегам невзгод, усталости, обескураженности и неверия]. Такие люди [забывшие о Творце и его предписаниях] — явные грешники». (Священный Коран, 59:18, 19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Творец и приветствует) говорил: «Наилучшие из вас те, кто не оставляет [без должного внимания] вечное из-за мирского, и мирское — из-за вечного. Те, кто не ложится обременяющей ношей на плечи других [те, кто не ведет паразитический образ жизни]».(Хадис от Анаса ибн Малика).

Этими словами Посланник Всевышнего (в чем и состоит один из основных смыслов его миссии) призывает людей к золотой середине их существования — счастье и благополучие в мирской обители и в вечной. И это по результату личных усилий, деятельности и Божественного благословения, милости Творца.

Пусть же Всевышний Аллах помилует нас и наших потомков, дав благословение на становление наилучшими. Амин.

 

 


Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция