بسم الله الرحمن الرحيم
Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м)
Шейхуль Ислам, Мухйиддин, Абу Закарийя, Яхья ибн Шараф ибн Мари ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джумъата ан-Навави ад-Димашки аш-Шафии.
Имам Мухийддин Абу Закарийя Яхья бин Шараф ан-Навави был последователем шафиитской богословско-правовой школы (мазхаба) Ислама, знатоком хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и имамом, который удостоился высокого звания Шейхуль-Ислам.
Он родился в месяце Мухаррам 631-го года по хиджре в Сирии, в деревне Нава. Еще с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям и к религии Аллаха. Его отец рассказывал, что однажды, в 27-ю ночь месяца Рамадан, в середине ночи сын разбудил его и сказал: «Отец, что это за свет наполнил наш дом?» Вся семья проснулась , но никто этого света не увидел. И тогда отец понял, что это ночь Ляйлятуль-Кадр — ночь могущества и предопределения, которая лучше, чем тысячи месяцев. Будущему имаму в то время было семь лет. По достижении десятилетнего возраста он начал заучивать Коран наизусть и читать книги по фикху.
Рассказывают, что когда Мухийддину было десять лет, шейх Ясин аль-Мараккиши, под духовное воспитание которого он впоследствии вступил, увидел, как дети принуждали Мухийддина играть с ними в подвижные игры, а он, не желая играть, плача, убегал от них и посвящал всё свое время чтению Благородного Корана. Шейх встретился с учителем Мухийддина и сказал ему, что мальчика ожидает великое будущее, что он будет самым известным учёным и аскетом своего времени и много людей получат от него пользу. Учитель спросил шейха: «Не астролог ли ты?». Тот ответил: «Нет, Всевышний даровал мне эти знания». После того, как учитель рассказал эту историю отцу имама ан-Навави, тот стал придавать большое значение обучению сына.
Маленькое село, в котором вырос имам ан-Навави, не могло удовлетворить его потребности в знаниях, и тогда отец решил продолжить образование сына в Дамаске, который в то время был одним из центров исламской цивилизации. Одних только высших учебных заведений в Дамаске было более трехсот. Люди со всего света стекались в этот город в поисках знаний. В 649-м году, когда имаму Навави исполнилось 19 лет, он переселился в Дамаск, в медресе Равахия, которое находилось рядом с известной Омеядской мечетью.
Один из ученых рассказал, что увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и Пророк сказал ему: «Если ты найдешь разные мнения в каком либо вопросе у имама аль-Газали, Абу Исхака Ширази (автора книги «Мухазаб») и Ан-Навави, то придерживайся мнения ан-Навави, так как он из наиболее знающих Сунну. Также этот ученый передает, что во второй раз увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и спросил об имаме Ан-Навави. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Он — возродитель (оживитель) религии (Мухйиддин)».
С самого начала обучения Мухийддин отличался огромным стремлением к знаниям и удивительной способностью к запоминанию. Во время обучения он не тратил впустую практически ни минуты свободного времени и даже в дороге занимался изучением того или иного предмета. Имам говорил, что первые два года обучения он ни разу не ложился в постель — до такой степени был увлечён изучением наук. Если его одолевал сон, он засыпал ненадолго прямо за книгами, когда просыпался, продолжал учебу дальше. Обладая феноменальной памятью, каждый день он брал по двенадцать уроков, запоминая целые книги. В первый же год обучения в Дамаске за четыре с половиной месяца он выучил наизусть книгу «Танбих» и в том же году — первый том книги «аль-Мухаззаб». Благодаря настойчивости, усердию и любви к знаниям он обрёл благосклонность и любовь своих учителей, которые в скором времени начали поручать ему разъяснять уроки сверстникам.
В 651-м году имам Навави со своим отцом совершил хадж. По дороге он сильно заболел и выздоровел только по возвращении из паломничества.
Отучившись в Дамаске шесть лет, в 655-м году он начал преподавать в медресе Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвященных различным областям исламских наук. Вряд ли найдётся человек, обучающийся исламским наукам, который не читал бы книги, принадлежащие перу этого известного ученого.
Среди его сочинений отметим следующие:
1. «Аль-Арба’ун» («Сорок хадисов»). Эта книга получила очень широкое распространение среди мусульман и стала их настольной книгой. Хотя имеется множество книг, где собрано по сорок хадисов, ни одна из них не пользуется таким авторитетом и известностью как «Сорок хадисов» ан-Навави.
2. «Риязу ссалихин» («Сады праведных»). Этот сборник хадисов также можно встретить во многих домах мусульман.
3. «Аль-Азкар». Эта книга получила широкую популярность. В ней собраны различные поминания Всевышнего и славословия, взятые из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
4. «аль-Минхадж». Книга посвящена описанию основ мусульманской юриспруденции согласно шафиитскому мазхабу. Хотя сама книга небольшая, она получила широкое применение среди обучающихся исламскому праву и стала основной книгой, откуда они черпают знания. Многие ученые составили многотомные комментарии к ней.
5. «Шарх Сахиху Муслим» — комментарий к одному из самых авторитетных в мусульманском мире сборников достоверных хадисов, составленному имамом Муслимом.
6. «Бустануль-’арифин» — отдельная книга о пути познания Всевышнего Аллаха — суфизме.
7. «Аль-Макасид» — краткий, но очень ценный труд по основам Ислама.
Кроме вышеназванных работ, перу Имама Навави принадлежит ещё множество прекрасных книг. Перечисленных произведений достаточно, чтобы осмыслить глубину познаний корифея исламских наук. По мнению ученых, такое распространение и известность книг имама ан-Навави среди мусульман свидетельствует об искренности его намерений.
Его известные книги:
Хадис:
Шарх Сахих Муслима бин аль-Хаджадж, самое большое из его трудов.
Шарх Сунан Абу Давуда,
Шарх Сахих аль-Бухари (не завершен).
Мухтасар Сунан ат-Тирмизи.
Хуласат-уль-Ахкам мин Мухиммати-с-Сунани ва Каваиди Ислям.
Хулят-уль-Абрар ва Шиар-уль-Ахяр, Фи талхиси-д-Даават валь-Азкар аль-Мустахаббату фи Лайли ва Нахар,
Риязу Салихин (Сады праведных).
Азкар аль-Мунтахибату мин Калями Саййиди Абрар,
Такриб ва Тайсир ли Маърифати сунани Аль-Башир Ан-Назир.
Иршаду-т-Туляб-уль-Хакаик иля маърифатиль Хакки мин Худа Хайри Халаики.
Ма тамассака иляйхи Хаджатуль Карии ли Сахихи аль-Бухари.
Фикх:
Минхаджу-т-Талибин ва умдатуль Муфтийин.
Равзату-т-Талибин ва Умдатуль Муфтийин.
Матн аль-Изах фи Манасик.
Адабуль Фатва валь Муфти валь Мустафта.
Фикхуль Мукаран.
Аль-Маджмуъ шарх аль-Мухаззаб,
Коран:
Тибьян фи Адаби Хамалятиль Куръан.
Другие книги:
Тахзибуль Асмаи ва Люгат, о биографиях и сияре.
Табакатуль Фукаха, о биографиях и сияре.
Тахриру танбих, о языке.
Тархис Биль-Киями Лизавиль Фазли валь Мазияти мин Ахлиль Ислям.
Табакату Шифаят
Бустануль Ари
Вирду миналь Азкар, называется «Вирдом Навави»
Имам Мухийддин ан-Навави известен не только своими глубокими познаниями, но и своей отрешенностью от мирского, набожностью, богобоязненностью и усердием в поклонении. Он был учёным, чьи знания не расходятся с деяниями, и, не зная страха, делал наставления правителям. В его жизни можно найти очень много ярких свидетельств этому. Вот некоторые из них:
Несмотря на то, что он достиг великих высот в науках и за короткое время стал общепризнанным ученым, что открывало перед ним большие возможности для обретения мирских благ, он не придавал никакого значения мирским усладам и даже отказался от женитьбы.
Всё время проживания и работы в Дамаске он жил в комнате при медресе Ашрафия, в которой поселился, когда переехал в Дамаск. В то время Дамаск являлся одним из центров исламской культуры, и работа преподавателя была одной из самых престижных и высокооплачиваемых, но тем не менее имам ан-Навави не использовал эти деньги для своих нужд, а тратил их на пути Аллаха. Он оставлял свою заработную плату у смотрителя медресе и по истечении года на накопленную сумму покупал для медресе имущество и книги, ни от кого не принимал подарков, кроме близких ему людей, и то при крайней необходимости. Мать посылала ему одежду, а отец — еду, и он довольствовался этим.
В еде он был крайне сдержан и довольствовался самой простой пищей, ел всего один раз в сутки после ночного намаза и один раз пил воду перед утренним намазом. Все дни, кроме тех, когда запрещено поститься, имам ан-Навави проводил в постах и даже отказывался отведать фрукты, которыми славился Дамаск. Он говорил, что фрукты вызывают тягу ко сну и леность.
Шейх Ибн Фарх говорил о нем так: «Шейх Мухийддин обладал тремя степенями: знаниями, отрешенностью от мирского и призывом совершать благое и отказаться от порицаемого. Будь хоть одна из этих степеней у кого-либо другого, люди стали бы стекаться к нему из различных уголков земли».
Когда он видел, что кто-либо совершает запретное деяние, ничто не могло помешать ему выразить недовольство и воспрепятствовать.
Однажды, когда Захир Бейбарс, правитель Египта и Сирии, разбивший войска непобедимых доселе татаро-монголов, посетил Дамаск, казначей убедил его, что большинство садов Дамаска принадлежат государству, и султан Бейбарс издал указ, который требовал от каждого, кто пользовался этими угодьями, предоставить доказательства на право владения ими. Люди обратились к имаму с просьбой о помощи. Имам ан-Навави написал письмо к правителю, в котором высказал своё несогласие с решением султана и указал, что его действия противоречат Шариату. Прочитав это письмо, султан разгневался и приказал лишить имама платы и должностей, но ему ответили, что имам не обладает должностями и не берёт плату. Когда имам убедился в том, что его письмо не возымело должного действия, он решил посетить султана, выказать ему своё недовольство и указать на запретность его действий по Шариату. Услышав его речь, султан пришёл в ярость и хотел наказать имама, но Всевышний охладил его пыл и оградил великого имама от его гнева. Султан отменил свой приказ, и люди избавились от гнёта.
Непобедимый воин и герой многих сражений, султан Бейбарс говорил про него: «Этот человек наводит на меня страх». Неверующему может быть непонятно, как бесстрашный воин, обладающий огромной властью, может бояться простого учёного, но для мусульманина в этом нет ничего удивительного, ибо Аллах вселяет в сердца людей страх перед тем, кто боится Его.
В конце своей недолгой жизни имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави побывал на родине, посетил дорогие святыни своих покойных учителей и любимцев, а также Иерусалим и Аль-Халиль (Хеврон). Он заболел и скончался в месяце Раджаб 676-го года по хиджре в своей родной деревне Нава, где и был похоронен.
Его известные учителя:
Таджуддин Абдур-Рахман бин Ибрахим бин Саббаг аль-Казари, известен как «Фирках», умер в 690 году.
Исхак бин Ахмад аль-Магриби, аль-Каммал Абу Ибрахим, мухаддис медресе ар-Равахия, умер в 650 году.
Абу Мухаммад Абду-р-Рахман бин Нух бин Мухаммад бин Ибрахим бин Муса аль-Макдиси ад-Димашки, муфтий Дамаска, умер в 670 году.
Салляр бин Хасан аль-Ирбили аль-Халяби ад-Димашки, имам шафиитского мазхаба в свое время, умер в 670 году.
Имам Абу Шама аль-Макдиси,
Абуль Фатх Умар бин Биндар бин Умар бин Али бин Мухаммад ат-Тифлиси аш-Шафии, умер в 672 году.
Шейх Абуль Аббас Ахмад бин Салим аль-Мисри ан-Нахви аль-Люгави, умер в 664 году.
Аль-Фахру аль-Малики,
Шейх Ахмад бин Салим аль-Мисри,
Ибрахим бин Иса аль-Муради аль-Андалуси аль-Мисри, потом ад-Димашки, имам хафиз, умер в 668 году.
Зайнуддин Абу Бакаъ Халид бин Юсуф бин Саъд ан-Наблиси, имам от которого получили пользы, Мухаддис, Хафиз, умер в 663 году.
Абдуль Азиз бин Мухаммад бин Абдуль-Мухсин аль-Ансари аль-Хамви аш-Шафии, шейх шейхов, умер в 662 году.
Абуль Фарадж Абдурахман бин Абу Умар Мухаммад бин Мухаммад бин Ахмад бин Мухаммад бин Куддама аль-Макдиси, из имамов Хадиса в его время, умер в 682 году.
Имадуддин Абу Фазаиль Абдуль-Карим бин бин Абдуссамад бин Мухаммад аль-Харистани, Кади кадиев, и проповедник Дамаска, умер в 662 году.
Джамалуддин Абдур-Рахман бин Салим бин Яхья аль-Анбари ад-Димашки аль-Ханбали, муфтий, умер в 661 году,
Ридза бин аль-Бурхан,
Зайнуддин Абуль-Аббас бин Абду-д-Даим аль-Макдиси,
Джамалуддин Абу Закария Яхья бин Абуль Фатх ас-Сайрафи аль-Харрани,
Абуль Фазл Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад аль-Бакри, Хафиз,
Зияъ бин Тамам аль-Ханафи,
Шамсуддин бин Абу Амр, и другие из этого поколения.
Его известные ученики:
Аляуддин бин Аттар,
Шамсуддин бин Такиб,
Шамсуддин Джаъван,
Шамсуддин бин Каммах,
Хафиз Джамалуддин аль-Миззи,
Кади Кадиев Бадруддин бин Джама’а,
Рашидуддин аль-Ханафи,
Абуль Аббас Ахмад бин Фарадж аль-Ишбили.