Хадис дня


Разделы

Реклама

Социальные сети


Главная Личности Качества и черты характера Пророка, мир ему и благословение

1) Совершенство разума.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, достиг такого совершенства разума, которого не достиг никто, кроме него. Кади Иййад говорит: «И это становится ясным тому, кто проследил и изучал его жизненный путь, его изречения и знания… Занимающиеся этим восприняли его слова как идеальные, а его указания — как доводы в сфере поклонения, медицины, исчисления наследства и в других науках.

У него не было учителя, он не учился в школе, не изучал книг тех, кто был до него, и не занимался с учёными. Он был неграмотным пророком, который не знал ничего, пока Аллах не научил его, и знания, полученные им, были в соответствии с его умом» 

2) Ожидание награды от Аллаха за терпение на его пути.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был наилучшим из тех, кто стойко переносит трудности и испытания, ожидая награды Всевышнего Аллаха. Он терпеливо перенёс все трудности на пути распростронения религии Ислам. 

От Абдуллы ибн Масуда передают, что он сказал: «Как будто я смотрю на посланника Аллаха, рассказывающего об одном из пророков, которого избил его народ: «Он стирал со своего лица кровь и говорил: «О Аллах, прости моему народу, поистине, они не ведают!» (Бухари; Муслим). Джунуб бин Суфьян, сказал: «В одном из походов у посланника Аллаха кровоточил палец и он сказал: «Разве ты не что иное, как палец, который кровоточит из- за того, что встретил на пути Аллаха?» (Бухари; Муслим).

3) Искренность.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был искренним, как велел ему Аллах, сказав в Коране: «Скажи: «Поистине, молитва моя, благочестие моё, жизнь моя и смерть — у Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я — первый из предавшихся» (сура «Скот», аяты 162-163).

4) Благонравие.

Его жена Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, когда была спрошена о его характере: «Его нравом был Коран» («Муснад» имама Ахмада). Это означало, что он велел делать то, что велит Коран, и запрещал делать то, что запрещает Коран, отличаясь теми хорошими качествами, которые упомянуты в Коране, и избегая плохих качеств и поступков, от которых предостерегал Коран. И это неудивительно, так как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, я был послан, чтобы довести благой нрав и благие деяния до совершенства» (Бухари; Муслим). И Аллах Всевышний охарактеризовал его в Коране, сказав: «И поистине, ты — обладатель великого нрава» («Письменная трость», аят 4).

Анас бин Малик, который служил пророку в течении 10 лет денно и нощно и знал о нём почти всё, сказал: «Посланник Аллаха был наилучшим из людей по своему нраву» (Бухари; Муслим).

Он также сказал: «Пророк не был бранящимся, сквернословящим и проклинающим. Когда он порицал кого-то из нас, то говорил: «Что с ним, да запылится его лоб?» (Бухари).

5) Благовоспитанность.

От Сахля бин Саада передают, что он сказал: «Однажды, посланнику Аллаха дали сосуд, чтобы он выпил из него, и он отпил из него. Справа от него был мальчик, а слева — пожилые люди, и пророк сказал мальчику: «С твоего разрешения я передам сосуд им», — имея в виду пожилых. Мальчик сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я никому не отдам своей доли, доставшейся от тебя!» И пророк дал ему сосуд в руки» (Бухари; Муслим).

6) Любовь к исправлению отношений между людьми.

От Сахля бин Саада передают: «Однажды жители Куба (пригород Медины) поссорились между собой так, что начали кидаться друг в друга камнями. Посланник Аллаха узнал об этом и сказал: «Пойдёмте, примирим их» (Бухари).

7) Призыв к одобряемому и запрещение порицаемого.

Абу Саид аль-Худри сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто достойное порицания, пусть изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать это своими руками, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то пусть сделает это своим сердцем, и последнее будет самым слабым проявлением веры» (Муслим).

8) Любовь к очищению.

Он любил чистоту, соблюдал её и призывал мусульман к ней. Передают от Аби Малика аль-Ашари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил, что чистота — половина веры. (Муслим).

9) Оберегание языка.

От Абдуллы бин Аби Ауфа передают, что он сказал: «Посланник Аллаха часто поминал Аллаха, избегал пустословия, долго выстаивал молитву, проповедь читал коротко и не отказывался пойти со вдовой или бедняком, чтобы помочь им» («Сунан» ат-Тирмизи).

10) Усердное поклонение.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передают, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выстаивал ночную молитву так долго, что его ступни покрывались трещинами, и Аиша сказала ему: «Почему ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах простил тебе твои прежние и будущие грехи?» Он сказал: «А разве я не должен быть благодарным рабом?» (Бухари; Муслим).

11) Доброта и мягкость.

От Абу Хурайры передаётся, что он сказал: «К пророку прибыл Туфайль бин Амр, из племени Даус со спутниками. Он сказал посланнику Аллаха: «Поистине, Даус отказалось принять Ислам, так проси же у Аллаха наказания им». Люди сказали: «Пропало Даус». Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил у Всевышнего: «О Аллах! Наставь Даус на истинный путь и приведи их» (Бухари; Муслим).

12) Хороший внешний вид.

От Бара бин Азиба передают, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был среднего роста, широкоплечим. Его волосы достигали мочек ушей и Бара видел его в одежде красного цвета, которая шла ему, как никому другому (Бухари; Муслим).

13) Воздержанность в мирской жизни.

От Абдуллы ибн Масуда передают, что он сказал: «Посланник Аллаха спал на циновке и когда он встал, то на его боку остался след, и мы сказали: «О посланник Аллаха! Может мы возьмём тебе постель?» Он ответил: «Что мне до этого мира? В этом мире я никто иной, кроме как всадник, укрывшийся от солнца в тени дерева, и который затем встал и покинул её (т.е. тень)» («Сунан» ат-Тирмизи).

От Амра бин аль-Хариса передают: «Посланник Аллаха не оставил после своей смерти ни дирхама, ни динара, ни раба, ни рабыни, и ничего кроме белой мулицы, своего оружия и земли, которой он пожертвовал» (Бухари).

14) Благородство.

От Сахла бин Саада передают: «Женщина пришла к пророку с плащом и сказала: «О посланник Аллаха! Я соткала это своими руками, чтобы ты одел его». И пророк взял его, нуждаясь в нём. Он вышел к нам и один человек сказал ему: «О посланник Аллаха! Подари его мне!» И пророк сказал: «Да!». Он сел на своё место, затем вернулся, свернул плащ и передал его просившему. Люди сказали тому человеку: «Ты удачно попросил пророка — ты знал, что он не отказывает просящему!» Он (человек) ответил им: «Клянусь Аллахом, я попросил его только для того, чтобы плащ стал моим саваном в день моей смерти». Сахл сказал: «И плащ послужил ему саваном» (Бухари).

15) Сильная вера и полагание на Аллаха.

От Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передают: «Я посмотрел на ноги язычников над нашими головами, когда мы были в пещере, и сказал: «О посланник Аллаха! Если кто-то из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас!» На что он ответил: «О Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, третьим для которых является Аллах?» (Бухари; Муслим).

16) Нежность и сострадательность.

От Аби Катады передают: «Посланник Аллаха вышел к нам и Умама, дочь аль-Аса (внучка пророка, да благословит его Аллах и да приветствует) была на его плече. Он совершал молитву и когда он делал поясной поклон, то ложил девочку, а когда выпрямлялся, то поднимал её» (Бухари; Муслим).

17) Облегчение.

От Анаса передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, начав делать намаз, я хочу делать его дольше, но услышав плач ребёнка я сокращаю молитву, зная, как сильно переживает мать ребёнка из-за его плача» (Бухари).

18) Богобоязненность.

От Абу Хурайры передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, я возвращаюсь к своей семье и нахожу упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, и бросаю его, боясь того, что он может быть из милостыни» (Бухари).

19) Щедрое расходование на пути Аллаха.

От Анаса бин Малика передают, что он сказал: «Не было такого, чтобы у посланника Аллаха попросили что-нибудь за принятие Ислама, и чтобы он не дал. Однажды к нему пришёл человек и пророк дал ему столько овец, сколько помещается между двумя горами. Вернувшись к своему народу, тот человек сказал: «О, люди! Примите Ислам, ведь Мухаммад даёт так, как даёт тот, кто не боится бедности» (Муслим).

20) Любовь и взаимопомощь.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передают, что она сказала, когда была спрошена в отношении того, что делал пророк (с.а.с.) в своём доме: «Он был в услужении своей семьи, а когда приходило время намаза, он шёл молиться» (Бухари).

21) Правдивость.

Его жена Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила о нём: «Не было черты характера более ненавистной ему, чем лживость. И бывало, что человек лгал в присутствии пророка и он (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) ощущал в своей груди неприятное чувство, которое у него проходило, когда он узнавал, что тот человек покаялся от этой лжи» («Сунан» Ат-Тирмизи).

О его правдивости свидетельствуют и его враги. Так Абу Джахль отличался наибольшей враждебностью к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, но и он однажды сказал: «О Мухаммад! Я не говорю, что ты лжец, но я не признаю того, с чем ты пришёл и к чему призываешь». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Мы знаем, что тебя огорчает то, что они говорят. Они не называют тебя лжецом, но несправедливые отрицают знамения Аллаха» (сура «Скот», аят 38).

22) Ревностное отношение к запретам Аллаха.

Аиша говорила о нём: «Пророку не предоставлялся выбор без того, чтобы он не предпочёл из двух дел более лёгкое, если оно не было грехом. Он отдалялся от греховного и он никогда не мстил за себя лично до тех пор, пока не попирались запреты Аллаха, и тогда он мстил ради Него» (Бухари; Муслим).

23) Приветливость.

Абдулла бин Харис говорит о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я не видел никого более улыбчивого, чем посланник Аллаха» («Сунан» Ат- Тирмизи).

24) Верность и порядочность.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отличался уникальной порядочностью. На это указывает хотя бы то, что Мекканские язычники, яростно враждовавшие с ним, несмотря на свою враждебность, отдавали ему на хранение свои ценности. Порядочность пророка проявилась во время его переселения в Медину после того вреда, который причинили ему Курайшиты. Он велел своему двоюродному брату Али бин Аби Талибу задержаться на 3 дня после него, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы раздать курайшитам их имущество, взятое на хранение («Сирату» бин Хишам).

Другим примером его верности в соблюдении договоров был случай, произошедший во время заключения мирного договора с курайшитами в Худайбии. Представитель курайшитов Сухайль бин Амр поставил условие, согласно которому мусульмане должны были передавать мекканским язычникам перебежчиков из Мекки, независимо от их религии, и чтобы мусульмане не препятствовали язычникам в возвращении беглецов. Этот пункт вызвал негодование мусульман, но Сухайль отказался убрать его из договора, несмотря на отрицательное отношение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к такому условию. И в этот момент из Мекки в цепях к мусульманам бежал Абу Джандаль — сын Сухайля бин Амра. Сухайль сказал: «О Мухаммад! Вот его я требую выдать первым!» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Разреши ему остаться у меня!» Сухайль сказал: «Я этого не сделаю!» Пророк сказал: «Сделай это!» Сухайль снова ответил отказом. Абу Джандаль понял, что ему угрожает, и обратился к мусульманам, пытаясь воздействовать на их чувства: «О мусульмане! Неужели я вернусь к язычникам в то время, как я пришёл мусульманином?! Разве вы не видите, что я перенёс?» Язычники в Мекке истязали его, чтобы он отказался от Ислама. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вернул его язычникам, в соответствии с договором (Бухари).

И пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Абу Джандалю: «О Абу Джандаль! Терпи и рассчитывай на награду Аллаха! Он устроит тебе и тем, кто с тобой, выход и избавление. Поистине, мы заключили договор с этими людьми и мы не предаём» («Муснад» имама Ахмада).

Затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся в Медину и туда бежал Абу Басир, курайшит, принявший Ислам. Из Мекки за ним послали двух человек, которые обратились к пророку: «Как насчёт договора с нами?» И пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передал его им.

25) Храбрость и непоколебимость.

Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «В день битвы при Бадре мы прятались за пророком, который был ближе всех к врагу, и он был самым храбрым в тот день» («Муснад» имама Ахмада).

Что же касается его храбрости вне войны, то передают от Анаса бин Малика, что он рассказывал: «Пророк был наилучшим из людей и самым храбрым. Однажды ночью жители Медины испугались громкого звука и вышли из своих домов в его направлении. Там их встретил пророк в одиночку, вооружённый мечом, верхом на неосёдланной лошади Абу Тальхи. Он принялся успокаивать людей, говоря им: «Не бойтесь, не бойтесь!» (Бухари; Муслим).

Перед битвой при Ухуде пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился за советом к своим сподвижникам, которые решили вступить в бой. Сам посланник Аллаха считал по другому, но не стал им противоречить. Сподвижники, увидев что они вынесли решение вопреки воле пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пожалели об этом, и ансары пришли к нему и сказали: «О посланник Аллаха! Сделай как тебе угодно!» Он сказал: «Не годится пророку, если он надел доспехи, снять их, пока он не сразился!»(«Муснад» имама Ахмада).

26) Щедрость и великодушие.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха, был самым щедрым из людей, но особенно щедрым он был в Рамадан, когда к нему приходил Джибрил и обучал его Корану, и пророк бывал более щедрым, чем летящий ветер» (Бухари; Муслим).

Абу Зар аль-Гифари сказал: «Я шёл с пророком в одном из кварталов Медины и мы вышли в сторону горы Ухуд. Он произнёс: «О Абу Зар!» Я ответил: «Вот я, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Я не хотел бы иметь гору золота величиной с Ухуд, и чтобы оставался у меня из неё динар одну ночь или три, кроме как для выплаты долга, без того, чтобы я не сделал так, так и так». И он показал, как будто бы раздаёт направо, налево и назад» (Бухари).

Джабир бин Абдулла говорил: «Никогда не было такого, чтобы у пророка попросили что-то, и он бы сказал: «Нет!» (Бухари; Муслим).

27) Застенчивость.

Абу Саид аль-Худри сказал: «Пророк был более застенчивым, чем незамужняя девушка в своей комнате, и когда он видел что-то не нравившееся ему, то мы узнавали об этом по его лицу» (Бухари; Муслим).

28) Скромность.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был очень скромным, и тот, кто приходил в его мечеть, не мог узнать пророка среди его сподвижников. Анас бин Малик говорит: «Мы сидели с посланником Аллаха в мечети, когда в неё заехал человек на верблюде, стреножил его и спросил: «Кто из вас Мухаммад?» А пророк в это время сидел облокотившись на подушку среди сподвижников. И мы ему ответили: «Вот этот светлокожий мужчина, облокотившийся на подушку» (Бухари). Это потому, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не старался отличаться от своих сподвижников.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не отказывался пойти с бедняком или с нуждающимся, чтобы помочь им, и не проявлял высокомерия по отношению к ним, как об этом было сказано выше.

29) Милосердие и сострадательность.

Абу Масуд аль-Ансари рассказывал: «К пророку пришёл человек и сказал: «Клянусь Аллахом, я с опозданием прихожу на утреннюю молитву из-за такого то, который слишком растягивает молитву». И я не видел пророка более разгневанным во время проповеди, чем в этот день. Он сказал: «О люди! Поистине, среди вас есть отвращающие, и какой-бы из вас не возглавлял общую молитву, пусть не затягивает её! Ведь, поистине, среди людей есть пожилые, слабые и торопящиеся» (Бухари; Муслим).

Усама бин Зайд рассказывал: «Мы были у пророка, когда к нему пришёл посланец от одной из его дочерей. Она звала пророка к своему сыну, который был при смерти. Пророк сказал пришедшему: «Вернись и сообщи ей, что Аллаху принадлежит то, что Он взял, и всё у Него до намеченного срока, и вели ей терпеть и ожидать награды от Аллаха».

Затем она (дочь пророка, да благословит его Аллах и да приветствует) снова отправила посланца к отцу и просила его непременно прийти. Он пошёл туда вместе с Саадом бин Убада и Муазом бин Джабаль. Когда они пришли, пророку дали ребёнка, дыхание которого прерывалось. Глаза посланника Аллаха наполнились слезами. Саад спросил его: «Что это, о посланник Аллаха?» И он ответил: «Это — милость, которую Аллах вложил в сердца своих рабов, и поистине Аллах смилостивится над милостивыми» (Бухари; Муслим).

30) Кротость и прощение.

От Анаса бин Малика передают: «Я шёл с пророком и на нём был надет плащ из Наджрана с грубой подкладкой. Его догнал бедуин и сильно потянул за отворот плаща так, что я увидел след на шее пророка. Бедуин сказал: «О Мухаммад! Вели, чтобы мне дали из имущества Аллаха, которое есть у тебя!» Пророк засмеялся и велел подать ему» (Бухари; Муслим).

Также примером кротости пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, был хадис Зайда бин Сана — одного из иудейских учёных, у которого взял в долг пророк на нужды недавно принявших Ислам. Зайд рассказал об этом так: «И когда до истечения срока погашения долга оставалось 2 или 3 дня, посланник Аллаха пошёл на похороны одного из ансаров, а вместе с ним Абу Бакр, Умар, Усман и группа других сподвижников. Пророк совершил молитву за умершего и сел возле стены. Я взял его за рубашку, с хмурым лицом я посмотрел на него, и затем сказал: «Ты не собираешься возвращать мне долг, Мухаммад? Клянусь Аллахом, я не знал, что вы — род Абд аль-Муталиба, тянете с уплатой долгов, а я ведь общался с вами раньше!» Я взглянул на Умара, глаза которого вращались. Затем он (Умар) посмотрел на меня и сказал: «Враг Аллаха! Ты говоришь посланнику Аллаха то, что я услышал, и делаешь то, что я вижу?! Клянусь Тем, кто послал его с истиной, если бы я не боялся не попасть в рай, то ударил бы этим мечом по твоей шее!» Посланник Аллаха сказал в спокойной манере: «О Умар! Мы больше нуждались в том, чтобы ты велел мне выплатить долг, как надлежит, а ему требовать его, как положенно. Сходи с ним, заплати ему долг и дай ему сверху 20 саа (мера объёма) за то, что ты напугал его». Умар пошёл со мной, отдал мне мой долг и дал сверх него 20 саа фиников. Я спросил его: «Что это за добавка?» Он сказал: «Посланник Аллаха велел мне дать это за то, что я напугал тебя». Я спросил: «А знаешь ли ты меня, о Умар?» Он ответил: «Нет, а кто ты?» Я сказал: «Зайд бин Саана». Умар спросил: «Иудейский учёный?» Я сказал: «Да, иудейский учёный». Он спросил меня: «А что заставило тебя сказать то, что ты сказал посланнику Аллаха и сделать то, что ты сделал?» Я ответил: «О Умар, в лице посланника Аллаха я нашёл, когда я посмотрел на него, все признаки пророчества, кроме двух, которые я не проверил у него раньше: его кротость опережает его невежество, и то, что сильное невежество, направленное против него, не добавляет ему ничего, кроме кротости. Теперь я испытал его и нашёл эти качества в нём. Будь свидетелем, Умар, что я удовлетворился Аллахом, как Господом, Исламом, как религией, а Мухаммадом, как пророком. И будь свидетелем, что я делаю половину своего имущества — а я самый богатый человек в Медине, милостыней общине Мухаммада» Умар сказал: «Или части общины, ведь ты не сможешь помочь им всем». Я сказал: «Да, или части общины».

Затем Умар и Зайд отправились к посланнику Аллаха и Зайд засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник. Зайд уверовал в него, сопровождал его во всех походах и умер во время похода на Табук, да будет над ним милость Аллаха («Сахих» ибн Хиббан).

Возможно наилучшим примером того, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, любил прощать, было то, что он, войдя в Мекку победителем, сказал мекканцам, которые вредили ему как только могли и послужили причиной его переселения. Он сказал им, когда их собрали перед ним в мечети: «Как вы думаете, что я с вами сделаю?» Они сказали: «Добро, благородный брат, сын благородного брата!» Он сказал им: «Идите! Вы свободны!» («Сунан аль-Кубра» аль-Байхаки).

31) Терпение.

Он, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом терпеливости. Перед началом призыва к Исламу он терпел то, что делал его народ поклоняясь идолам, а после начала открытого призыва он стойко и терпеливо переносил все виды вреда, который ему доставляли многобожники сначала в Мекке, а затем лицемеры в Медине. И он был образцом терпения, когда терял тех, кого любил. При его жизни умерли его жена Хадиджа, все его дети, кроме Фатимы. Также при его жизни умер его дядя Абу Талиб и погиб другой дядя Хамза, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, оставался при этом терпеливым, ожидающим награду от Аллаха за испытания.

Анас бин Малик говорит: «Мы зашли с пророком к Абу Юсуфу, мужу женщины, кормившей сына пророка, Ибрахима, и посланник Аллаха взял Ибрахима на руки, поцеловал и вдохнул его запах. Потом мы пришли туда когда Ибрахим умер, и из глаз пророка пошли слёзы. Абдурахман бин Ауф сказал ему: «И ты тоже, о посланник Аллаха?» Пророк сказал: «О ибн Ауф, это милосердие!» У него снова пошли слёзы и он сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце грустит и мы не говорим ничего, кроме того, что вызывает довольствие Аллаха, и мы из-за разлуки с тобой, о Ибрахим, опечалены!» (Бухари).

32) Справедливость.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был справедливым в житейских и религиозных делах. От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передают: «Курайшитов волновал вопрос женщины из рода Махзум (одного из знатных курайшитских родов), которая украла. Они сказали: «Кто из вас попросит за неё посланника Аллаха?» Они сказали: «А кто сможет сделать это кроме Усамы бин Зайда, любимчика Посланника Аллаха?» И Усама обратился к пророку, ходатайствуя за эту женщину. Посланник Аллаха сказал: «Ты ходатайствуешь в одном из наказаний, установленных Аллахом?!» Затем он встал, принялся выступать и сказал: «Тех, кто был до вас, погубило то, что когда у них воровал знатный человек, они оставляли его, а когда воровал простолюдин, они наказывали его. И клянусь Аллахом, если бы Фатима, дочь Мухаммада, украла бы, то я велел бы наказать её!» (Бухари; Муслим).

Он показывал справедливость на личном примере. Усайд бин Худайр рассказывал: «Один из ансаров веселил сподвижников, рассказывая им что-то смешное. Пророк толкнул его в бок палкой, которая была в его руке, и тот ансар сказал ему: «Я хочу воздать тебе тем же!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Воздай тем же». Тот человек сказал: «Но на тебе рубашка, а на мне её не было». Пророк поднял свою рубашку и ансар обнял его, поцеловал в живот и сказал: «Я просто хотел сделать это, о посланник Аллаха!» («Сунан» Аби Дауд).

33) Богобоязненность.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был самым богобоязненным из всех людей. Абдулла бин Масуд сказал: «Пророк сказал мне: «Почитай мне Коран». Я сказал: «О Посланник Аллаха, мне читать Коран тебе, когда он тебе и был ниспослан?!» Он сказал: «Да». И я прочитал ему суру «Женщины», пока не дошёл до аята: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?» (сура «Женщины», аят 41). И пророк сказал: «Достаточно». Я повернулся к нему и увидел, что из его глаз катились слёзы» (Бухари; Муслим).

Его жена Аиша говорила, что когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, видел в небе облака, то начинал беспокоиться. Она спросила его о причине этого, и он ответил: «Я не знаю, может быть это подобно тому, как сказали люди». И он прочитал аят: «Когда же они увидели его (наказание) в виде тучи, надвигающейся на их долины, они сказали: «Это — туча, которая прольет на нас дождь». О нет! Вот то, что вы торопили, — ветер, несущий с собой мучительные страдания.» (сура «Пески», аят 24).

34) Нетребовательность и довольствие малым.

Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я пришёл к посланнику Аллаха. Он лежал на циновке, на которой ничего не было. Под его головой была подушка из кожи, набитая пальмовым волокном. У его ног лежала дублённая кожа, а возле головы на стене висел бурдюк. Я увидел на его боку следы от циновки и заплакал. Он спросил меня: «Что заставило тебя плакать?» Я сказал: «О посланник Аллаха, поистине, кисра и цезарь наслаждаются благами этого мира, а ведь ты − посланник Аллаха!» Он сказал: «А разве ты не доволен тем,что они имеют это в ближайшей жизни, а мы будем владеть этим в будущей жизни?» (Бухари; Муслим)

35) Доброжелательность ко всем людям, включая врагов.

От Аиши передают, что она спросила пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Был ли в твоей жизни день тяжелей, чем день битвы у горы Ухуд?» Он сказал: «Я встретил в твоём народе то, что встретил, и самым тяжёлым днём был день Акаба, когда я предложил ибн Ялил бин Абдуль Каллял взять меня под защиту, а тот не согласился с тем, что я хотел. Я с грустью на лице ушёл и очнулся только возле Карну Ссаалиб. Я поднял голову и увидел облака, в тени которых я находился, и я увидел в них Джибриля, который позвал меня. Он сказал : «Поистине, Аллах слышал ответ твоего народа тебе и Он отправил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему поступить с многобожниками так, как посчитаешь нужным». И меня позвал ангел гор, поприветствовал меня и сказал: «Сделай, как хочешь, если пожелаешь, я раздавлю их самыми большими двумя горами, которые есть в Мекке!» Посланник Аллаха сказал: «Нет, я надеюсь, что Аллах выведет из их спин тех, кто будет поклоняться Аллаху Единственному и не будет придавать ему в сотоварищи никого!» (Бухари; Муслим).

Ибн Умар рассказывал, что когда умер глава лицемеров Абдулла бин Салюль, его сын Абдулла пришёл к пророку и попросил того дать ему свою рубашку, чтобы использовать её как саван. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему рубашку и встал, чтобы помолиться за его отца, встал и Умар. Он взял пророка за одежду и сказал: «О посланник Аллаха! Неужели ты будешь молиться за него, а ведь Аллах запретил тебе делать это?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Аллах дал мне выбор, сказав: «Проси прощения для них или не проси для них, даже если ты попросишь для них прощения 70 раз…» ( сура «Покаяние», аят 80). А я попрошу больше семидесяти раз». Умар сказал: «Но ведь он — лицемер!» И Аллах ниспослал аят: «И никогда не молись ни за кого из них, если он умрёт, и не стой на его могиле» (сура «Покаяние», аят 84) (привели Бухари и Муслим).

 

Аят дня


Новости

Маджлис в с.Первомайское
Руководитель Отдела просвещения при Муфтияте РД в г.Хасавюрт и по Хасавюртовскому району Алигаджи Сайгидгусейнов провел ...
93 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Первый заместитель Муфтия Дагестана Абдулла Аджимоллаев посетил с. Старый Костек Хасавюртовского района, где после коллективного ...
621 0

Первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил Хасавюртовский район
Сегодня, 12 марта, первый заместитель Муфтия РД Абдулла Аджимоллаев посетил с. Петраковское Хасавюртовского района, где ...

 Лекция в Центральной Джума-мечети с.Кокрек
Руководитель отдела просвещение при Муфтияте РД в Хасавюртовском районе Алигаджи Сайгидгусейнов провел лекцию в Центральной ...

Трансляция

Трансляция


Трансляция