Ибн ‘Аббас так описал последние мгновения жизни ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Я зашёл к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, после того, как ему нанесли смертельную рану, и сказал ему: “Радуйся Раю, о повелитель верующих! Ты принял ислам, когда другие оставались неверующими, и сражался вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), когда другие оставили его. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), был доволен тобой до самой своей кончины, и, когда ты был назначен халифом, никто не возражал против твоего назначения. И, наконец, ты умираешь мучеником”.
‘Умар сказал мне: “Повтори сказанное тобой”. И я повторил свои слова. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, если бы всё золото и серебро, которое есть на земле, было моим, я бы отдал его, лишь бы избавиться от ужасов того, что ждёт меня впереди!”»
‘Умар, да будет доволен им Аллах,так боялся наказания Всевышнего, хотя Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), ещё при жизни обрадовал его благой вестью об ожидающем его Рае и несмотря на то, что он делал всё, что мог, для того чтобы в его государстве царила справедливость, а мусульмане жили спокойно, благополучно и чувствовали себя в безопасности. ‘Умар, да будет доволен им Аллах,обладал многочисленными достоинствами, что признавали и друзья, и враги, и не упускал возможность совершить благое дело. У него было намного меньше поводов бояться Адского пламени, чем у многих других людей. И вместе с тем он боялся наказания Аллаха… В этом назидание для искренних и богобоязненных верующих.
‘Усман рассказывает: «Я последним из вас видел ‘Умара. Когда я вошёл к нему, его голова покоилась на коленях его сына ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. Он сказал: “Положи меня щекой на землю”. Ибн ‘Умар спросил: “Разве моё бедро и земля не одно и то же?” ‘Умар настаивал на своём и в конце концов сказал: “Положи меня щекой на землю, да лишится тебя твоя мать!” Затем он скрестил ноги, и я услышал, как он говорит: “Горе мне и горе матери моей, если Аллах не простит меня…” Он повторял эти слова до тех пор, пока душа его не покинула тело». ‘Умар говорил это, несмотря на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), обещал ему Рай. Он велел сыну положить его щекой на землю, желая принизить себя и подчеркнуть величие Всевышнего, в надежде, что это будет способствовать получению ответа на мольбу о прощении. Поистине, чем больше знает человек об Аллахе, тем больше Он боится Его.
‘Умар скончался в среду, за три или четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа в 23 г. х. в возрасте 63 лет. Его правление продолжалось десять с половиной лет и ещё несколько дней. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует),, и Абу Бакр, и ‘Умар скончались в возрасте 63 лет.
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что после смерти тело ‘Умара омыли и завернули в саван, а потом совершили над ним погребальную молитву, хотя его смерть была мученической. Учёные разошлись во мнениях относительно того, приравнивается ли несправедливо убитый к мученику, павшему на поле боя, тело которого предают земле без омовения. Существуют два мнения. Согласно первому, тело погибшего подобным образом подлежит омовению, согласно второму — его не омывают и не совершают над ним погребальную молитву.
Если же говорить об ‘Умаре, да будет доволен им Аллах, то его тело омыли и совершили над ним погребальную молитву потому, что после ранения он прожил некоторое время и пил воду и то, что приносил ему врач. Даже тело смертельно раненного на поле битвы, но прожившего после ранения какое-то время и принимавшего пищу и питьё омывают и совершают над ним погребальную молитву.
Погребальную молитву над телом ‘Умара совершал Сухайб ибн Синан. Он произнёс четыре такбира. Стоял он при этом между могилой и минбаром. Люди поручили ему совершать погребальную молитву над телом ‘Умара потому, что до этого он совершал с людьми обязательные молитвы по велению ‘Умара. ‘Умар не поручил совершение молитв никому из тех шести, кого он назначил своими преемниками, чтобы люди не подумали, что, если данному человеку было поручено руководить молитвой, это следует понимать как указание на то, что именно он должен стать халифом после кончины ‘Умара.
‘Умара, да будет доволен им Аллах, похоронили в бывшей комнате ‘Аиши, где до него уже похоронили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и Абу Бакра. В его могилу спустились ‘Усман, Са‘ид ибн Зайд, Сухайб и ‘Абдаллах ибн ‘Умар.
Ибн ‘Умар рассказывает: «Когда он умер, мы вынесли его тело. Ибн ‘Умар поприветствовал ‘Аишу и сказал: “‘Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения войти”. Она сказала: “Вносите его”. Его внесли и похоронили рядом с двумя его товарищами». Согласно версии аль-Бухари, ‘Али, по словам Ибн ‘Аббаса, сказал: «Да помилует тебя Аллах! Поистине, я надеялся, что Аллах соединит тебя с двумя твоими товарищами, ибо я много раз слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), говорил: “Я, Абу Бакр ас-Сыддик и ‘Умар делали то-то” и: “Мы с Абу Бакром и ‘Умаром направились туда-то”… И, поистине, я надеялся, что Аллах соединит тебя с ними» (Бухари, № 3677).
Как уже упоминалось, перед смертью ‘Умар послал к ‘Аише с просьбой разрешить ему быть похороненным рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и Абу Бакром и она разрешила ему, хотя до этого она отказывала всем, кто обращался к ней с подобной просьбой. ‘Умару сказали: «Пришёл ‘Абдаллах ибн ‘Умар». Тогда он сказал: «Поднимите меня». Один человек прислонил его к себе, и он сказал: «Что у тебя?» Он ответил: «То, чего ты желал, о повелитель верующих… Она разрешила». ‘Умар сказал: «Хвала Аллаху… Не было для меня ничего более важного, чем это… Когда я умру, отнесите меня туда. Поприветствуй ‘Аишу и скажи: “‘Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения войти”. Если она разрешит, вносите меня, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман и похороните там».
Смерть ‘Умара стала страшным потрясением для мусульманской общины, чему способствовали и обстоятельства его гибели: он был убит в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), во время совершения утренней молитвы.
Люди лишились богобоязненного, справедливого и искренне верующего правителя, бывшего для мусульман крепостью, стены которой защищали их от смут.
Позже, когда в присутствии ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда упоминали об ‘Умаре, он плакал так, что камни у его ног становились мокрыми от слёз, и говорил: «Поистине, ‘Умар был крепостью для ислама, в которую входили и уже не выходили, а когда он умер, крепость разрушилась, и вот, люди выходят из ислама…»
А Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах говорил: «Если ‘Умар умрёт, ислам ослабнет, и ни за какие сокровища я не хотел бы пережить ‘Умара!» Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Вы увидите то, о чём я говорю, своими глазами, если проживёте достаточно долго… Если на его место придёт подобный ему, люди не станут терпеть его и подчиняться ему, а если его преемник будет слабым, они убьют его».