В Исламе есть множество адабов и добродетелей, которые затрагивают все сферы жизни человека, независимо от его пола и возраста. Ислам призывает следовать этим правилам с целью гармоничного развития личности мусульманина и улучшения отношений между людьми. Несомненно, украшение своей души с помощью адабов и добродетелей улучшают характер мусульманина, усиливают его положительные стороны, делают человека приятным в общении.
Адаб, о котором пойдёт речь, находится между сутью религии и её целями. В данном случае слово «адаб» используется не в том смысле, что люди свободны в своём желании следовать ему или не следовать, не указывает на предпочтительность определённых действий, а наоборот, чётко констатирует правило мусульманской культуры.
Некоторые адабы могут показаться нам простыми и очевидными, но, всё-таки, имеет смысл ещё раз упомянуть о них. Многие люди совершают ошибки в самых, что ни на есть, простых вещах, чем, в свою очередь, наносят вред своей исламской нравственности, которая, по определению, должна быть прекрасна и совершенна.
Об этом Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал сахабов, которые собирались в путь следующими словами: «Поистине, (скоро) вы приедете к вашим братьям, так приведите же в порядок ваши сёдла и вашу одежду, чтобы ваша опрятность бросалась в глаза, ибо поистине, Аллах не любит безобразного и плохого!»
Итак, прежде всего, мусульманин должен отличаться опрятностью одежды, деликатностью в речи и аккуратностью.
• При выходе из дома не следует хлопать дверью или допускать, чтобы она сама сильно захлопнулась, потому что это противоречит чуткости, которой должен обладать мусульманин, соблюдающий установления Ислама. Нужно придерживать дверь.
• При входе и выходе из дома предпочтительнее обращаться ко всем присутствующим со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху». Использовать это приветствие побуждал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), который сказал Анасу (радыяллаху анху): «О сын мой, когда входишь к своей семье, то приветствуй, и будет от этого благо и тебе, и семье твоей».
• Если мусульманину случится прийти домой неожиданно, то он обязан каким-нибудь чутким образом предупредить об этом домашних, дабы не уподобиться людям, выискивающим недостатки или желающим других застать врасплох. Абдуллах бну. Ахмад бну. Ханбаль рассказывал: «Когда мой отец возвращался из мечети, он давал знать о своём приходе тем, что намеренно издавал шум при ходьбе или же кашлял». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если кто-нибудь из вас долго отсутствовал, то пусть не возвращается домой среди ночи».
Если в доме члены семьи находятся в одной комнате, то входящий должен просить разрешения войти к ним. Это правило распространяется на всех: на взрослых и детей.
Имам Малик так говорит об этом в своем сборнике хадисов «Муватта» (Китаб’уль-Истизан, с. 293) : «Один человек спросил у Пророка(салляллаху алейхи ва саллям): «А следует ли просить разрешения у матери, прежде чем её посетить?». «Да. При посещении матери проси у неё разрешения», — ответил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Человек сказал: «Но я живу с ней в одном доме». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Проси у неё разрешения!». Человек снова сказал: «Но я ей прислуживаю». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Проси разрешения! Ты же не хочешь увидеть её в неподобающем виде?». Человек ответил: «Нет!», на что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В таком случае, проси разрешения войти».
Нафи рассказывал о порядке в доме Ибн Умара: «Ибн Умар отводил своим сыновьям, достигшим зрелости, отдельную комнату, и они не могли входить в комнату отца без разрешения».
• Когда мусульманин приходит к родственникам, друзьям или знакомым, он должен стучать в дверь тихо, чтобы только сообщить о своём приходе, и не уподобляться грубиянам, которые нарушают все правила приличия своим сильным и громким стуком.
Одна женщина, придя к Ахмаду бну. Ханбалу с вопросом, постучала немного сильнее обычного. Выйдя к ней, он сказал: «Так стучат те, кто не пришел с добром».
Сахабы стучали в дверь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) кончиками пальцев (Бухари, «Адабу’ль-Муфрад»).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, мягкость, в чём бы она ни выражалась, украшает, а её отсутствие, в чём бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)».
Стучать в дверь нужно с определенным перерывом, чтобы находящийся в доме мог спокойно закончить своё дело, если, например, он берёт тахарат, совершает намаз или кушает. Постучав в дверь три раза, и предположив, что хозяин должен был бы открыть, если он ничем не занят, человек должен уйти. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Разрешения следует просить трижды, и если тебе позволят, то входи, а если нет, то возвращайся назад».
• Прося разрешения войти, нужно стоять не прямо перед дверью, а справа или слева от неё.
• Если после стука из-за двери спрашивают «кто пришел?», нужно назвать всем известное своё имя, а не говорить «такой-то», «кто-то» или «я», так как это не даёт хозяину дома никаких сведений о пришедшем.
Не нужно рассчитывать и на то, что хозяин дома узнает гостя по голосу, ведь некоторые голоса могут быть похожи.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отрицательно относился к ответу «я» на вопрос хозяина и имени пришедшего, так как такой ответ ничего не выражает. Бухари и Муслим приводят следующий хадис со слов Джабира бну Абдуллаха: «Однажды я постучал в дверь Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Он спросил: ”Кто там?”. Я ответил: ”Это я“… Мой ответ ему не понравился».
Имам и мухаддис Абу Нуайм (130-219 г.х.) любил пошутить. Однажды к нему пришёл человек и постучал в дверь. На вопрос: «Кто там?», человек ответил: «Я». Абу Нуайм спросил: «Кто я?», человек сказал: «Один из сынов Адама». Абу Нуайм вышел, приветствовал его и сказал: «Добро пожаловать. Я уж думал, из этого рода никого не осталось».
Если человек приходит без предупреждения или раньше назначенного времени, и если он знает, что в этом случае хозяину будет затруднительно его принять, гость не должен обижаться на хозяина. Ведь в это время в доме могут быть просто не готовы принять гостей или посетителей. Хозяин имеет право отказать гостю, не чувствуя при этом себя виноватым.
Имам Малик говорил: «Не о всякой причине можно рассказать». Именно поэтому многие алимы и великие люди Ислама так говорили о правилах посещения: «Если кого-либо не смогли принять, то посетитель должен с пониманием принять ситуацию хозяина и спокойно выслушать его, извиниться и назначить встречу на более удобное для них обоих время».