Этика (Ахлак) в арабском языке — множественное число от "Хулук". "Хулук" означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель — повиновение Его наказам, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях.
Но этика не проявляется лишь только в поведении. О ней не может быть и речи, если отсутствуют другие люди, с которыми человек может вести взаимные дела. Мы можем в целом сказать, что эти дела, составляющие содержание поведения любого человека, бывают трех категорий: таковые, ограничиваемые кругом семьи и соседей; кругом друзей и коллег; а также кругом мусульман и не мусульман.
В делах с родственниками, по известному выражению Ислама "кровными узами", (Силату аррахм), что означает неувядаемый характер любви, всем родственникам предназначается милость, помощь и забота.
Первое и самое основное, забота о родственниках имеет особый статус в Исламе. Пророк (мир ему и благословение) сказал одному мусульманину, поинтересовавшемуся у него насчет заботы о своем отце: "Ты и то, чем ты владеешь, принадлежит твоему отцу" (Ибн Маджа и Табарани). Мать заслуживает всяческой любви и заботы: "Рай лежит у ног матерей" (Кадаи в "Муснад Ашшихаб" и Хатибу Багдади в" Аль Джаами"). Повиновение родителям в Исламе безоговорочное. Есть лишь одно исключение: когда родители принуждают своих детей отступить от веры или стать язычниками.
Быть может, мы не спешили бы с оценкой ценности учений Ислама о милости и сострадании к родителям, если бы не нынешнее время, когда появились "дома для престарелых". В эти дома сыновья и дочери сдают своих престарелых родителей, чтобы там заботились об их здоровье и досуге; но эти места лишены тех теплых отношений, которые обозначены исламским выражением "кровные узы".
Ислам также создает все условия, благоприятствующие достойного отношения к жене. Хорошее к ней отношение — это и удовлетворение ее материальных потребностей, и почтение, и гарантия уважения к ней дома, обращение к ней с любовью и заботой. Способ обращения к женщине различен в зависимости от традиций и обычаев; примером добропорядочных традиций в некоторых обществах является обращение к жене "мать такого-то или такой-то", а не по ее первому имени.
Ислам не признает браков, заключенных по принуждению. Любая пара свободна вступить в брак и хранить его, уважая друг друга. Если совместное проживание становится невозможным по какой-то причине, в таком случае разрешением проблемы является развод. И даже тогда мужу надлежит проявить огромное благородство. Аллах сказал в Коране:
"…О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора)".
(Коран, 2:229)
Это означает, что брак или продолжает существование, но достойно, или, же разрывается, но уважительным и благородным образом.
Почтение по отношению к соседу также занимает важное место в этике Ислама. В этом кроется великая мудрость, неслыханная для социологов. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Джибраил столь неустанно советовал мне насчет заботы о соседе, что я уже стал подумывать, а не даст ли он ему (заботящемуся) право наследовать (от своего соседа)" (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмиди и Ибн Ханбал). Это означает, что соседи — продолжение семьи. Мусульманин обязан посещать своего больного соседа и успокаивать его, если на него обрушится горе, а также принимать участие в его празднествах и выказывать свою заботу о нем подарками и приглашениями. Уважение подобного рода отношений — это определенно то, отчего «соседство» в исламском обществе представляет собой органическое и взаимосвязанное целое. Иностранные туристы всегда замечают этот феномен, посещая исламские страны, в которых сильны культурные традиции.
Помимо этого, относясь по-доброму к друзьям и коллегам, мусульманин становится верным претендентом для сотрудничества: "Один верующий для другого верующего все равно, что прочное здание, каждая часть которого поддерживает другую" (Бухари, Муслим, Тирмиди и Нисаи).
Тот же самый принцип касается всех мусульман, являющихся братьями в вере в Аллаха.
Пророк (мир ему) сказал: "Никто из вас не будет истинным верующим, покуда он не желает для своего брата того же, чего он желает для себя" (Бухари, Муслим, Тирмизи, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбалу). То же самое относится и к искренности, оправданию доверия, исполнению обещанного, даче доброго совета, а также постоянного стремления помочь друзьям.
Что касается отношений с мусульманами в целом, мы находим изречение Пророка (мир ему и благословение), в котором мусульманин определен как таковой, слова и действия которого не наносят ущерба другим людям. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди" (Бухари, Муслим, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбал). Это значит, что добрый мусульманин не наносит вреда другим ни словами, ни поступками. Именно поэтому лучше очищать путь от мусора и камней, которые могут причинить вред людям по ней идущим.
Если воздержание от причинения боли другим — это действие, не имеющее позитивного внешнего проявления, заключающееся в том, чтобы не делать чего-либо плохого. Но есть и другие действия, несущие позитивное внешнее проявление. Например: приветствие людей, которые сидят или проходят мимо, ответ на приветствия других (столь же или даже более доброжелательный), обращение за разрешением перед тем, как войти в чужой дом, стремление не смотреть на незнакомых женщин, ведение споров в уважительной манере, дача мудрых советов. К этому можно добавить щедрость к гостям, предоставление пищи голодному или бездомному незнакомцу, а также подобные действия, выражающие общественную солидарность.
Коран гласит, что земля — это место, где сеют зерна, а не творят опустошение. Моря призваны служить человеку, используются для перевозки людей и продуктов питания, для добычи полезной здоровью пищи, а не для проведения ядерных испытаний, как это делается в наши дни. Пророк (мир ему и благословение) запрещает мусульманам во время войны срубать деревья, если только это делается не в продовольственных целях. Ислам также милостив к животным. Люди не должны устраивать бои с их участием (наподобие петушиных и собачьих) или использовать их для тех целей, для которых те не созданы (как, например, бычьи бои). Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел птицу, чуть ли не бившуюся крыльями о землю, он сказал своим сподвижникам: "Кто нанес вред этой птице, забрав от нее ее сына? Верните ей ее сына" (Абу Давуд в "Сунан").
Есть хадис, в котором излагаются такие слова Пророка (мир ему и благословение): "Одна женщина отправилась в ад, ибо она связала кошку, не кормила ее и не дала ей поесть травы на земле, пока та не померла" (по Бухари и Муслиму).
Это лишь краткий набросок некоторых из многочисленных и разнообразных аспектов исламской этики. Можно сказать, что Ислам этичен от начала и до конца. Пророк (мир ему и благословение) подчеркивал, что он послан только для того, чтобы поставить точку на перечне благородных черт человеческого нрава ("Муснад" Ибн Хамбала и "Муватта" Малика). Когда Айшу, жену Пророка, спросили о нравственных принципах Пророка, она сказала: "Его нравы — Коран" (Муслим, Абу Давуд и Ибн Хамбал). Это значит, что Пророк (мир ему и благословение) в повседневной жизни служил идеальнейшим образчиком претворения этики и нравственности, проповедуемой Святым Кораном. Отсюда совершенно ясно, что нравственные принципы и ценности Ислама, несмотря на их возвышенность и безукоризненность, всегда реализуемы в повседневной жизни людей.
Будучи еще ребенком, Аль Хассан Бин Али (мир ему) взобрался на Пророка (мир ему и благословение), когда тот распростерся ниц в молитве, и стал кататься у него на спине. Пророк оставался распростертым, пока Аль Хассан не слез. Когда он закончил молитву, один из сподвижников спросил его: "О, Посланник Аллаха, почему ты так долго был распростерт ниц?" Тот ответил: "Мой сын катался. И мне не хотелось торопить его" ("Сунан" Нисаи и "Муснад" Ибн Хамбала).
Достаточно того, что именно ему принадлежат слова: "Аллах не будет милостив ко всякому, кто не милостив к людям" (Муслим).
Наконец, этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело подчинено набожности, проистекающей из боязни перед Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он — Справедливый Судья, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, — Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере.