Совесть— это эмоциональные переживания, возникающие как реакция на расхождение между поступками и убеждениями. Чем больше это расхождение, тем сильнее реакция, которую мы называем угрызение совести.
Эта реакция неприятна для любого человека, и он не может жить спокойно пока его грызет совесть. Такими нас создал Бог. Человек любыми способами пытается избавиться от этого неприятного состояния.
Существует два способа избавиться от угрызений совести....
Либо поступать в соответствии со своими убеждениями, либо убедить себя что поступаешь правильно,
т.е. обмануть самого себя. Первый способ требует определенных усилий, когда приходиться делать то, в чем убежден, но для этого надо преодолевать человеческие слабости, такие как лень, голод, жажда, страсть, страх и т.д. Такой способ приемлем для благочестивых людей которые не желают обманывать самих себя. Они строят свои убеждения на твердых доказательствах. И если находят эти доказательства твердыми то поступают в соответствии с истиной, понимая, что отрицание истины пагубно для самого человека и истина от этого не страдает.
Вторая категория людей — это те, которые хотят делать то, что им нравиться, даже если они понимают, что это не правильно. Они строят свои убеждения на той информации, которая их устраивает и избегая того, что их не устраивает, потому что истина заставляет работать совесть.
В Коране Аллах Всевышний сказал про них:
فَمَا لَهُمْ عَنِ التَّذْكِرَةِ مُعْرِضِينَ ٤٩ كَأَنَّهُمْ حُمُرٌ مُسْتَنْفِرَةٌ ٥٠ فَرَّتْ مِنْ قَسْوَرَةٍ«Так что ж от увещеваний Наших их заставляет отвернуться, подобно перепуганным ослам, от льва спасающихся бегством?» (74:49–51).
Но если все-таки истина дошла до них, они придумывают отговорки, укрепляя друг друга в том, что они правы, потому что так думают все или большинство.
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الإنْسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ«Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями». (6:112).
Как только до человека доходит информация он заглядывает к себе в душу и против своей воли определяет ее соответствие уже имеющейся информации. Подробное описание об этом в Коране. Когда Ибрахим, мир ему, поломал мнимых богов и оставил самого большого из них и положил ему в руку кувалду, его народ обратился к нему.
قَالُوا أَأَنْتَ فَعَلْتَ هَذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ ٦٢ قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِنْ كَانُوا يَنْطِقُونَ ٦٣ فَرَجَعُوا إِلَى أَنْفُسِهِمْ فَقَالُوا إِنَّكُمْ أَنْتُمُ الظَّالِمُونَ ٦٤ ثُمَّ نُكِسُوا عَلَى رُءُوسِهِمْ لَقَدْ عَلِمْتَ مَا هَؤُلاءِ يَنْطِقُونَ ٦٥ قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَنْفَعُكُمْ شَيْئًا وَلا يَضُرُّكُمْ ٦٦ أُفٍّ لَكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَفَلا تَعْقِلُونَ ٦٧
«Они сказали: «О Ибрахим! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?». Он сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать». Обратившись друг к другу, они сказали: «Воистину, вы сами являетесь беззаконниками!». Затем они принялись за свое и сказали: «Ты же знаешь, что они не способны разговаривать». Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?» (21:62–67).
С этого момента на них легла ответственность. Так как они поняли, что были не правы, но предпочли делать то, что хотят.
Когда к ним приходит истина, они требуют неопровержимого доказательства, а когда к ним приходит то, что их устраивает, они принимают это без доказательства. Кроме того, они сами пытаются найти доказательство тому, что их устраивает. Например, они говорят, что так делали наши отцы или, что все так говорят или, что так велел поступать правитель, или приводят доводы какого-нибудь знаменитого ученого из числа нечестивцев, и другие слабые доводы которые соответствуют их страстям. А любой довод против их страстей они не настроены принимать, даже если это будет чудо от Аллаха, называя это колдовством.
وَلَوْ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ بَابًا مِنَ السَّمَاءِ فَظَلُّوا فِيهِ يَعْرُجُونَ ١٤ لَقَالُوا إِنَّمَا سُكِّرَتْ أَبْصَارُنَا بَلْ نَحْنُ قَوْمٌ مَسْحُورُونَ١٥«И если бы Мы открыли им врата неба и стали бы они там подниматься, то сказали бы они: «Наши взоры опьянены, мы — люди очарованные!» (15:14–15).
Самый нелепый обман, это обманывать самих себя. О, люди. Загляните в свои души и будьте искренними к самим себе. Не уподобляйтесь страусу засунув голову в песок. Знайте, что истина не зависит от ваших представлений.
وَمَا كَانَ هَذَا الْقُرْآنُ أَنْ يُفْتَرَى مِنْ دُونِ اللَّهِ وَلَكِنْ تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ الْكِتَابِ لا رَيْبَ فِيهِ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ ٣٧«И большинство их следует только за предположениями. Ведь предположение ни в чем не избавляет от истины. Поистине, Аллах знает то, что они делают!» (10:37).