إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ
В Коране говорится: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (2:222)
В хадисах также сказано: «Чистота — это половина имана» (Муслим). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так, чтобы вас можно было различить среди людей». Мусульманин, также отмечается в другом хадисе, должен выделяться в толпе как родинка на лице.
Поэтому увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил свое неудовольствие: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).
Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «Мыть голову и тело раз в неделю — долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари и Муслимом). Более того, он повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить в чистоте одежду, и не реже, чем через каждые сорок дней, очищать от волосяного покрова подмышки и область в районе половых органов.
Еще в хадисах говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и умащайтесь благовониями».
В этой связи передано, что когда однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?» «Да», — ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (Насаи).
Также рассказывают, что когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, со взъерошенными волосами, в запыленной одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту» (Байхаки и Баззар) или «Ключ к намазу — это чистота» (Тирмизи).
Наряду с этим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ухаживать и за своими волосами. Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к нему. Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).
Поступки и предписания посланников Всевышнего согласуются с природой человека и являются осознанной необходимостью. Абу Хурайра (да будет даволен им Аллагь) передавал слова Пророка (мир ему и благословение):
«Сунна — в пяти вещах от природы: в обрезании крайней плоти, обривании паховой области, подстригании ногтей, очищении подмышечных впадин, подрезание усов».
Согласно другому хадису, таких вещей десять. Опираясь на эти два хадиса, перечислим потребности человеческой природы:
1. Обрезание является признаком принадлежности к Исламу. Процедура производится с седьмого дня от рождения и до наступления совершеннолетия.
Обрезание благотворно влияет на здоровье человека, способствует установлению гармонии в супружеских отношениях. В современном мире его польза общепризнанна и всё чаще практикуется в странах с немусульманским населением.
2. Подстригание ногтей. Пальцы на руках и ногах должны быть коротко подстрижены. Процедура проводится по мере необходимости, аккуратно, без нанесения вреда коже. Определённого дня для этого не установлено, но известно, что Пророк (мир ему и благословение) любил стричь ногти в пятницу.
Многие женщины в погоне за мнимой красотой и модой отращивают ногти, что не соответствует нормам Ислама. Под ними, как правило, скапливается грязь, что небезопасно для здоровья. Не приветствуется, если женщина с длинными ногтями занимается приготовлением пищи.
3. Очищение подмышечных впадин осуществляется путём выдёргивания волос, сбривания. Можно использовать специальные средства для их удаления. Начинать процедуру предпочтительнее с правой подмышечной впадины.
4. Удаление волос в паховой области. Ислам уделяет повышенное внимание чистоте и здоровью. Небрежное отношение к удалению волос в интимных местах порицается, поскольку не соответствует Сунне.
5. Подрезание усов. Мусульманам рекомендуется укорачивать их до верхней губы, так как нависание неэстетично. Важно следить за тем, чтобы волоски не попадали ни в еду, ни в напитки.
6. Отращивание бороды. По мнению учёных, основателей мазхабов Ханафи, Малики и Ханбали, запрещено полное удаление бороды. Согласно мазхабу Шафии, это действие расценивается как макрух (нежелательное). Разрешено подравнивать чрезмерно длинную и неухоженную бороду, которая растёт, начиная с шеи и вширь. По Сунне, её длина должна быть в один обхват ладони. Если борода длиннее, её следует укоротить.
7. Использование мисвака для очищения ротовой полости и зубов. Мисвак (сивак) — веточки дерева эрак, которые отличаются мягкой древесиной. Существительные мисвак и сивак образованы от соответствующего глагола, который означает «чистить зубы».
Пророк (мир ему и благословение) сделал довольно много наставлений об использовании мисвака: «Если бы я не боялся сложностей для своей уммы, то повелел бы перед каждым намазом пользоваться мисваком»;
«Пользование мисваком — это действие, которое держит рот в чистоте и служит предпосылкой для того, чтобы Аллах был доволен верующим».
Сахаб Хузайфа (да будет доволен им Аллагь) вспоминал, что «Пророк, проснувшись, чистил зубы мисваком». По словам Айши (да будет доволен ее Аллагь), они «готовили воду и мисвак для Пророка с вечера, так как Аллах будил его ночью, когда пожелает. Псле пробуждения Пророк чистил зубы мисваком, брал омовение и читал молитву». Шурайх бин Хаании (да будет доволен им Аллагь) однажды обратился к Айше (да будет доволен ее Аллагь) с вопросом, что делал Пророк (мир ему и благословение) сразу после возвращения домой. «Чистил зубы мисваком», — отвечала женщина.
Из этих хадисов становится ясно, сколь важно следить за чистотой ротовой полости и зубов. Если нет мисвака, подойдет и зубная щетка, также вместо них можно временно использовать даже собственные пальцы.
8. Очищение носовой полости. Нужно промыть нос путём втягивания воды. Во время полного омовения (гусуля) эта процедура становится обязательной.
9. Очищение мест, в которых постоянно скапливается грязь, является Сунной. Это места соединения пальцев, ушных раковин и другие.
10. Полоскание рта при чистке зубов также является одной из составляющих Сунны Пророка (мир ему и благословение).