Дети являются радостью человека в его жизни, они делают её приятной и благодаря их благодати выделяется удел, проявляется милосердие и умножается награда.
Однако всё это непосредственно связано с хорошим воспитанием детей и формированием из них благочестивого поколения, чтобы они могли стать элементами блага, факторами благочестия и источниками счастья. И если всё это человек обнаруживает в своих детях, то они становятся истинным украшением его земной жизни, как и сказал об этом Всемогущий и Великий Аллах:
الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا
Богатство и сыновья — украшение этой жизни.Пещера, 46
Вот почему для тех, кого любил, пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха умножения богатства и количества детей.
Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды он пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей матерью и теткой и пророк (мир ему и благословение Аллаха) помолился вместе с ними, а потом обратился к Аллаху с мольбой о ниспослании им всяческого блага. Мать Анаса сказала: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой за своего маленького слугу!"[1] И он пожелал ему всех благ, а в завершение сказал:
О Аллах, умножь его богатство, и дай ему много детей и благослови его!Аль-Бухари и Муслим.
Если же родители не уделяют должного внимания воспитанию детей и ориентации их в нужном направлении, то они становятся бедствием, несчастьем, мукой и постоянной заботой, лишающей сна ночью и не дающей покоя днём.
Он осознает свою величайшую ответственность перед детьми:
Сознательный и истинный мусульманин понимает, что он несёт величайшую ответственность перед детьми, которых он породил, так как он всегда слышит голос Корана, говорящий ему:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни и над которым (поставлены) суровые (и) сильные ангелы, не восстающие против того, что им повелел Аллах и выполняющие то, что им приказано. (Запрещение, 6.)
И он слышит голос благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха) напоминающего ему о той ответственности, которую он несёт в своей жизни:
Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам является пастырем и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего супруга и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, и каждый из вас является пастырем и несёт ответственность за свою паству . Аль-Бухари и Муслим
Поистине, эта ответственность, и ислам возлагает её на каждого человека без исключения. Сообразно с этим он объявил родителей ответственными за воспитание своих детей, полностью соответствующее духу ислама и основывающееся на достойных нравах, о которых благородный посланник поведал, что он послан для того, чтобы довести их до совершенства и распространить их среди людей, сказав:
Поистине, был я послан лишь для того, чтобы довести благонравие до совершенства. Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад",
Лучшим указанием на огромную ответственность родителей за своих детей и за воспитание их в повиновении Аллаху и Его посланнику является заключение Алимов, которые говорили:
"Поистине, любая семья, в которой слышали слова благородного посланника: Велите детям своим молиться, начиная с семи лет, и бейте их за это[3], начиная с десяти лет...Ахмад и Абу Дауд
- итак, любая семья, в которой слышали этот хадис, но не стали заставлять своих детей молиться по достижении семи лет и не стали бить их за это по достижении десяти лет, делает упущение и совершает оплошность, а такие родители совершают грех и будут отвечать перед Аллахом за эти упущения ".
Он применяет наилучшие методы в деле их воспитания
Благоразумные родители-мусульмане знают об особенностях психологии своих детей и умеют должным образом подойти к ним и воздействовать на их чистые и невинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшие методы.
Они разными методами добиваются их любви, стараются сблизиться с ними с учётом их уровня развития и возраста, играют и шутят с ними, хвалят и говорят им слова любви и поддержки, от которых души детей приходят в восторг и тоже начинают любить родителей.
В результате этого они с жаром соглашаются слушать их наставления и доверяют им, причём готовность слушать и повиноваться исходит из их сердец, а между повиновением, основывающимся на любви, уважении, высокой оценке и доверии, и повиновением, в основе которого лежит суровость, принуждение, подавление и всяческие запреты, существует большая разница.
Некоторые люди могут подумать, что простота общения и связи родителя со своими детьми нанесут ущерб его авторитету в глазах детей и унизят его как воспитателя, однако это мнение полностью ошибочно.
На самом деле проявление подобных достойных качеств по отношению к детям является мудрым и успешным приёмом воспитания, к использованию которого призывает и современная педагогика,
Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он призвал к этому словом и делом еще пятнадцать веков назад.
Так, например, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) выстраивал в ряд сыновей Аль-Аббаса — Абдуллу, Убайдуллу и Кусаййира, да будет доволен ими Аллах, а потом говорил им:
Кто добежит до меня первым, получит то-то!
- после чего они бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на спину и на грудь, а он целовал их[4]. (Ахмад)
Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад" и Ат-Табарани приводят со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял Аль-Хасана (или Аль-Хусейна) за руку, потом поставил его себе на ногу, а потом сказал: "Поднимайся!"
Однако в наибольшей степени дух посланника как великого воспитателя проявил себя в его доброте и нежности по отношению к Аль-Хасану (или Аль-Хусейну) в том случае, когда тот забрался на него, что стало примером для всех отцов и дедов на все времена, указывая им на необходимость проявления великодушия по отношению к этим молодым и неокрепшим деревцам независимо от того, какое бы высокое положение ни занимали эти отцы и деды и каким бы уважением со стороны других ни пользовались.
Об этом говорится в хадисе, передаваемом Ахмадом и Ан-Наса'и со слов Шаддада, да будет доволен им Аллах, который сказал:
"Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома, неся на руках Хасана (или: ...Хусейна). И он вышел вперёд и поставил его на землю, а потом сказал: "Аллах велик!" — приступил к молитве и склонился в долгом земном поклоне. Подняв голову, я увидел, что мальчик забрался к нему на спину, и тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда он закончил молиться, люди сказали: "О посланник Аллаха, поистине, ты затянул это дело!" В ответ им он сказал:
Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!Ахмад и Ан-Наса'и
Так и должен вести себя мусульманин со своими детьми, общаясь с ними, проявляя к ним доброту и нежность, не забывая пошутить с ними и по мере сил и наличия свободного времени доставляя им счастье и радость.
Он дает им знать, что любит их и сочувствуют
Одна из основных обязанностей родителя состоит в том, чтобы дать своим детям почувствовать, что он жалеет их, сочувствует им и любит, цель чего состоит в том, чтобы создать хорошую психологическую атмосферу, чтобы сердца их ощущали доверие, а души — спокойствие и чтобы они с оптимизмом смотрели в будущее.
Милосердие, являющееся неотъемлемым качеством ислама, относилось к числу наиболее характерных нравственных качеств и высоких достоинств благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха) о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:
"Я не встречал никого, кто проявлял бы больше милосердия по отношению к детям, чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Анас сказал: "В своё время Ибрахиму[5] нашли кормилицу в Аль-Авали[Название района Медины], и пророк вместе с нами часто приходил туда, брал его на руки, целовал, а потом возвращался обратно". (Муслим)
Милосердие благородного посланника распространялось на детей и в то время, когда они были заняты играми друг с другом, поскольку и в такие моменты он проявлял к ним свою нежность, о чём сообщает Анас, да будет доволен им Аллах, по свидетельству которого пророк (мир ему и благословение Аллаха) улыбался детям и приветствовал их всякий раз, когда проходил мимо них. (Аль-Бухари и Муслим)
К числу неизменных указаний пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеющих отношение к воспитанию, относятся и такие слова:
Не из нас тот, кто не жалеет малых среди нас и не признает прав старых! Ахмад и Аль-Хаким
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщает, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) поцеловал Аль-Хасана ибн Али в присутствии Аль-Акра'а ибн Хабиса, тот сказал: "Поистине, у меня есть десять сыновей, но я никогда не поцеловал ни одного из них!" На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Не помилуют того, кто не милостив (к другим)! Аль-Бухари и Муслим
Сообщается, что однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился какой-то бедуин, который сказал: "Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их". На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия? Аль-Бухари
Сообщается, что мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Когда Фатима входила к пророку (мир ему и благословение Аллаха) он всегда поднимался ей навстречу, приветствовал, целовал её и усаживал на своё место, а когда он приходил к ней, она поднималась ему навстречу, брала его за руку, приветствовала его, целовала и усаживала на своё место. И, поистине, когда она пришла к нему во время той болезни, от которой он умер, он тоже поприветствовал и поцеловал её". (Муслим)
Зная об этих высоких наставлениях пророка (мир ему и благословение Аллаха) искренний мусульманин уже не может встречать своих детей нахмурившись, проявлять сухость во взаимоотношениях с ними или говорить им грубые слова, даже если по природе своей он является суровым человеком и по характеру отличается сухостью.
Он Щедро расходует на них свои средства, что доставляет ему радость
Однако ислам не ограничивается одними лишь указаниями на естественную любовь родителей и их нежность по отношению к своим детям.
С учётом всего вышеупомянутого ислам оказывает поддержку естественной любви родителей, так как эта религия говорит о великой награде, уготованной для них, и о том, что по сравнению с этой наградой все жертвы, мучения, горести и лишения окажутся совершенно незначительными.
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Однажды я спросила: "О посланник Аллаха, положена ли мне награда за то, что я трачу на детей Абу Саламы, не оставляя их в таком-то и таком-то положении[7], ведь они являются и моими детьми?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Да, тебя ждет награда за то, что ты потратишь на них.
Если человек потратит что-нибудь на свою семью, надеясь благодаря этому приблизиться к Аллаху, то это зачтётся ему наравне с милостыней[8].Аль-Бухари и Муслим
Более того, ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег, за что полагается и наибольшая награда, подтверждением чему может служить содержание хадиса, переданного Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:
"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если потратишь ты динар на пути Аллаха, и динар на освобождение раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду получишь за тот динар, который потратишь на свою семью.
В другой версии этого хадиса, также переданной Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Лучшим динаром, который может потратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное[В настоящее время эти слова распространяются и на транспортное средство] на пути Аллаха, и тот динар, который он потратит на своих товарищей на пути Аллаха.
И поэтому душа истинного и искреннего мусульманина довольна и счастлива тем, что он тратит свои средства на детей, ведь он знает, что за любые траты на детей или кого-нибудь ещё, которые делает мусульманин, желая приблизиться к Аллаху, Аллах обязательно дарует ему великую награду, которая полагается мужчине даже за тот кусок, который он поднесёт ко рту своей жены, проявляя к ней свою любовь и шутя с ней.
Подтверждением этому может служить содержание хадиса, который был передан со слов Са'да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
И, поистине, что бы ни потратил ты, стремясь приблизиться к Аллаху, ты обязательно будешь вознагражден за это, в том числе и за то, что положишь в рот своей жены[10]. Аль-Бухари и Муслим.
Имеются в виду те случаи, когда муж кладёт кусочки пищи в рот своей жене, проявляя таким способом своё хорошее отношение к ней в шутливой форме.
Искренний мусульманин не может покинуть своих детей и тем самым обречь их на нужду и гибель, поскольку он слышит голос великого посланника, предостерегающий мужчин, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к семье, и предупреждающий о серьёзнейших последствиях этого и о том, что подобные поступки относятся к числу тягчайших грехов и влекут за собой суровое наказание:
Достаточно будет зла человеку, если погубит он тех, кого кормит.
Муслим, Абу Дауд и другие мухаддисы
Он не делает различий между сыновьями, проявляя нежность и расходуя свои средства
Некоторые люди не хотят иметь дочерей, желая, чтобы Аллах даровал им одних лишь сыновей, однако они не знают о великой награде, уготованной Аллахом для того родителя, которому Он даровал дочерей и который проявит по отношению к ним терпение, станет должным образом воспитывать их и относиться с нежностью, а если бы они знали о той награде, которая ожидает праведного, заботливого и милосердного отца, то они обязательно позавидовали бы ему и пожелали себе того же.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
Тому, кто имел трёх дочерей, проявлял терпение по отношению к ним, кормил, поил и одевал их от своего достатка, в День воскресения они послужат зашитой от огня[11]. Ахмад
В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Тот, кто имел трёх дочерей, предоставлял им приют, обеспечивал их и проявлял к ним жалость, обязательно войдёт в рай". Один человек из числа присутствовавших при этом спросил: "А если их было две?" Он сказал: "И если их было две".
Так какой же отец будет не рад воспитывать дочерей и расходовать на них свои деньги, услышав о том, какую награду и какое блаженство уготовал ему Аллах?!
Сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Сураке ибн Джу'шуму, да будет доволен им Аллах:
Не указать ли тебе на то, кто является (объектом) самой важной милостыни?
Он сказал: "Конечно, о посланник Аллаха!" Тогда он сказал:
Это — твоя дочь, которую вернули тебе и которую некому обеспечивать, кроме тебя. Имеется в виду, что она была разведена. Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад".
Он одинаково относится ко всем своим детям
Один из мудрых способов воспитания заключается в том, чтобы одинаково относиться ко всем своим детям и никогда не отдавать ни одному из них предпочтения перед другим, поскольку ребёнок, чувствующий себя равным среди равных, вырастает психически здоровым и свободным от комплекса неполноценности, он не испытывает ненависти по отношению к своим братьям и в сердце его нет места для ревности и зависти, наоборот, в душе его появляются уважение и любовь к другим, к чему побуждает ислам и к чему он велит родителям побуждать своих детей.
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов Ан-Ну'мана ибн Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том,
что однажды его отец привёл его к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: "Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?
Он ответил: "Нет". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: В таком случае забери его обратно!В другой версии этого хадиса сообщается:"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Ты сделал то же самое для каждого из своих детей?
" Он ответил: "Нет". Тогда он сказал: "Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям!" — после чего мой отец вернулся домой и забрал свой подарок обратно".
В третьей версии этого хадиса сообщается: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "О Бишр, есть ли у тебя другие дети?" Он ответил: "Да". Он снова спросил: "И ты каждому сделал такой подарок?" Он ответил: "Нет". Тогда он сказал: "Тогда не делай меня свидетелем этого, ибо я не хочу свидетельствовать о несправедливости!" А потом он спросил: "Будешь ли ты рад, если они одинаково почтительно станут относиться к тебе?" Он сказал: "Конечно!" Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тогда не поступай так!" (Аль-Бухари и Муслим).
Вот почему благочестивый мусульманин одинаково справедливо относится ко всем своим детям и не отдаёт одному предпочтения перед другим в том, что касается подарков, расходов и взаимоотношений, а поэтому все они обращаются к Аллаху с мольбами за него, сердца их испытывают к нему любовь, а души наполняются почтением и уважением.
Благоразумный родитель-мусульманин знает, как найти подход к душам своих детей и привить им мудрость и хорошие нравственные качества.
Для этого он использует такие разумные методы воспитания как хороший личный пример, доброта и простота в обращении и общении с детьми, проявление о них должной заботы, милосердие, приветливость, любовь, внимание, поощрение, справедливость, сердечное отношение, руководство и старание направить их на путь истинный с помощью мягкости, не имеющей ничего общего со слабостью, и строгости, которую он не смешивает с суровостью .
Благодаря этому его дети растут в атмосфере любви, внимания и нежности, что неизбежно приводит к тому, что из них получаются благочестивые, верные, праведные, гармонично развитые, трезвомыслящие, щедрые и ответственные люди.
Всё это является само собой разумеющимся для каждой семьи, воспитанной на принципах ислама и установлениях Корана.