Много поститься в месяце Ша‘баан — мустахабб (рекомендуемо, желательно).
Передано, что Пророк (мир ему и благословение) обыкновенно постился весь месяц Ша‘баан. Ахмад (26022), Абу Даууд (2336), ан-Насаи (2175) и Ибн Мáджах (1648) передали, что Умм Салама (Ради-йАллааху ‘анхаа) рассказала:
«Я никогда не видела, что Пророк (мир ему и благословение) постился два месяца подряд, помимо того, что он обыкновенно объединял Рамадаан и Ша‘баан».
Согласно тексту, который передал Абу Даууд: «Пророк (мир ему и благословение) никогда не постился какой-либо месяц целиком, за исключением [месяца] Ша‘баан, который он присоединял к Рамадаану».
Очевидное значение этого хадииса таково, что Пророк (мир ему и благословение) обыкновенно постился весь месяц Ша‘баан.
Но также передано, что Пророк (мир ему и благословение) постился весь Ша‘баан за исключением нескольких дней.
Муслим (1156) передал, что Абу Салама сказал: "Я спросил ‘Аа'ишу (Ради-йАллааху ‘анхаа) о посте Пророка (мир ему и благословение), и она сказала: 'Он постился, пока нам не казалось, что он будет поститься всегда, затем он не постился [до тех пор], пока нам не казалось, что он всегда не будет поститься, но я никогда не видела его постящимся в каком- либо месяце больше, нежели он постился в Ша‘баан. Он постился весь Ша‘баан, кроме нескольких дней.
Учёные разошлись во мнении, как согласовать между этими хадисами.
Некоторые из них сказали, что это имеет отношение к различному времени — в некоторые годы Пророк (мир ему и благословение) постился весь Ша‘баан, а в другие годы он постился тот месяц всецело, помимо нескольких дней.
Аль-Хаафиз сказал:
«Хадиис от ‘Аа'иши (Ради-йАллааху ‘анхаа) объясняет то, что было сказано в хадиисе от Умм Салама, что он (мир ему и благословение) не постился какой либо месяц целиком, кроме Ша‘баана, который он (мир ему и благословение) присоединял к Рамадаану; это означает, что он постился большую его часть.
Ат-Тирмизи передал, что ибн аль-Мубаарак сказал: «На языке арабов можно — если человек постился большую часть месяца — сказать, что он постился весь месяц…».
Аль-Тыиби сказал: «[Это можно объяснить как означающее, что] он (мир ему и благословение) иногда постился весь Ша‘баан, а иногда большую часть Ша‘баана, чтобы люди не думали, что поститься весь месяц — подобно Рамадаану — является обязательным».
Он присоединял Ша‘баан к Рамадаану» означает, что он постился в обоих этих месяцах. Очевидное значение таково, что он постился весь Ша‘баан, но имеются сообщения, указывающие на нечто другое. Следовательно, это нужно понимать как означающее, что он (мир ему и благословение) постился большую его часть, таким образом это было как если бы он постился весь месяц и присоединял его к Рамадаану».
Спрашивается, что за причина, чтобы много поститься во время Ша‘баана?
Ответ таков:
Аль-Хаафиз сказал:
«Причина объясняется в сообщении, переданном ан-Насаа’и и Абу Дауудом, и которое ибн Кхузайма классифицировал как ĉахиих, согласно которому Усаама ибн Зайд сказал: «Я сказал: «O Посланник Аллааха, я не вижу, чтобы ты постился в какой-либо месяц более, чем в Ша‘баан». Он (мир ему и благословение) сказал: «Это месяц, в отношении которого многие люди небрежны, между Раджабом и Рамадааном. Это месяц, в который деяния людей возносятся к Господу Миров, и мне бы хотелось, чтобы мои деяния были вознесены, в то время как я пощусь». Аль-Албани классифицировал как хасан (хороший) в «Ĉахиих ан-Насаа’и», 2221».
И Аллааху ведомо лучше.